RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Сенсация от тюменского краеведа. Ислам пришел в Сибирь гораздо раньше, чем было принято считать

17.01.2008 17:32

Первые шейхи-миссионеры пришли в «Тубыл юрт» по распоряжению отца Мауляны Джалялетдина? Тюменский краевед Ришат Рахимов, несколько лет скрупулезно изучавший историю распространения ислама на территории нынешней Тюменской области, пришел к сенсационному выводу: Ислам пришел в Сибирь не в XIV веке, как принято считать в официальной историографии, а на 200 лет раньше – в конце XII века. 

фрагмент грамоты Юрумской Астаны    Официальная версия «проникновения» ислама в Сибирь оставляет много вопросов. При сопоставлении с реальной хронологией, она не выдерживает никакой критики.

    Вкратце ее суть такова: в 1394 году 366 шейхов вместе с 1700 воинами хана Шейбани пришли в Сибирь из Бухары по приказу шейха Багаутдина Накшбанди и учинили здесь «великое сражение за веру». В результате местное население стало исповедовать ислам. Отряд миссионеров понес огромные потери. В сражении пали 300 шейхов, полегло девяносто процентов дружины Шейбани-хана.

    Эта версия основана на хранящейся в Тобольском музее старинной рукописи Садвакаса Реджеба и Кашшафа Абусаида. В начале ХХ века рукопись была переведена тюркологом Николаем Катановым и получила название «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири».

    Но, во-первых, шейх Накшбанди умер в 1389 году, за пять лет до описанных событий. И Шейбани-хана в эти годы уже не было. Во-вторых, в Бухаре в это время правил Тамерлан, которого в рукописи нет вообще. Вместо него фигурирует Абу-ль-Лейс. И не упомянуты здравствовавшие в тот период истории Тохтамыш-хан и эмир Едиге. В-третьих, еще в 1312 году, т.е. за восемьдесят лет до похода шейхов, ислам стал в Золотой орде, куда входила Тюмень, государственной религией.

    В тексте много подобных спорных моментов. Но самое главное: широкая разбросанность «астан» (так в Сибири именуют некрополи шейхов-миссионеров) по татарским аулам юга Тюменской области и севера Омской свидетельствует, что шейхи погибли не в сражении. Они умерли своей смертью или были убиты в селениях, где проповедовали.

    Несколько лет назад в деревне Карагай Тюменской области всплыла еще одна рукопись с аналогичным содержанием. В ней ученые усмотрели протограф Катановской. Возможно, что именно отсюда Садвакас Реджеб и Кашшаф Абусаид переписали спорный вариант истории. В конце Карагайской рукописи указано, что рассказ переписал мулла Хиркат Йалканди, но не сказано, какой он использовал источник. Здесь есть любопытный момент: в тексте сообщается только имя инициатора миссии – Ходжа Багаутдин, но не говорится, что это именно Накшбанди. А данный текст, напомню, предшествует рукописи, переведенной Катановым.

исследователь Ришат Рахимов    Тем временем, пока ученые спорили, нашлась еще одна рукопись, которая возможно все расставит по полочкам, докажет, что праздновать в Тюмени и Омске в 1994 году 600-летие принятия ислама в Сибири было не вполне правильно: новая вера пришла сюда лет на двести раньше.

    Нашел ценную рукопись Ришат Рахимов, работавший научным сотрудником областного краеведческого музея, во время экспедиции в Аромашевский район. Три свитка, побуревших от времени ему передала смотрительница «астаны», восьмидесятилетняя Шарбига Саитчабарова.

    После перевода на русский язык новая находка была введена в научный оборот как «Грамота хранителя Юрумской Астаны». В ней также речь идет о походе 366 шейхов в «Тубыл юрт» по приказу «Ходжи Багаветдина», но в тексте нет уже Шейбани-хана, правителем Бухары указан Аль-Малик (возможно, это даже не имя, а один из санных «атрибутов» царственной особы). В каком году хиджры непонятно, так как именно в этом месте текст плохо читается. Однако в рукописи сообщается, что поход был предпринят еще до воцарения Тайбуги, родоначальника династии Тайбугинов, на тюменском престоле, т.е. шейхи пришли в Сибирь еще до Чингисхана.

    Сопоставив имена и даты, Ришат Рахимов пришел к неожиданным выводам: миссионеры могли отправиться на север по распоряжению Багаутдина аль-Балхи, который приходится отцом самому Джалялетдину Руми, светочу науки и знания исламского мира.

    Багаутдин аль-Балхи (Баха ад-дин Мухаммед бен аль-Хусейн аль-Хатиби аль-Бальти (1148-1231), вошедший в историю как "повелитель ученых", до нашествия войск Чингисхана проживал в Балхе и имел огромную влияние на мусульман Средней Азии.

футляр с Грамотой хранителя Юрумской Астаны    В переводе «Грамоты хранителя Юрумской Астаны» говорится:

8. Повелителю Бухары явился святой Багаветдин

9. владыки Бухары отблагодарили 366 святых и святому божествен…

10. В эти времена в Тубыл юрте…

11. В Тубыл юрте ислам… особый… это являлось отдельным мазхабом

12. Известные святые разошлись от устья р. Ишина до Иртыша…

13. Народ Прииртышья…

14. был многочисленным… от их враждебного отношения 360 (?) святых приняли мученическую смерть, стали шахидами…

    И далее самое интересное. В рукописи сообщается: «В почтенной Бухаре жил Мавляна Джалялитдин…

    Мауляна (Мавляна), как известно, прозвище самого Джалялетдина Руми, имя которого происходит от старого названия местности в Анатолии — Дияр-и Рум.

25. Когда разнесся слух о знаменитых шахидах он (Мавляна Джалялетдин, Руми. — авт) составил список имен погибших шахидов

26. в тетради и послал своего мюрида Джагфар ишана в Юрт Тубыла. Этот Джафар записал имена шахидов…

    Известно, что отец Руми после нашествия монголов эмигрировал в Конью, где его сын Джалялетдин впоследствии стал давать свои первые уроки и получил прозвище «Мауляна» (Наш господин). Живя в основном в Конье, Руми периодически посещал и свою родину в Средней Азии. В 1225 году он женился на девушке из Самарканда.

    Вероятно, в один из приездов в Бухару Руми отправил в Тобольский юрт своего представителя Джагфара с целью установить, в какой местности каждый из шейхов принял смерть мученика.

    Отметим, что в этой, наиболее старинной, рукописи уже не идет речи о военном походе. Напротив, говорится, что из-за враждебного отношения миссионеры стали шахидами. Возможно, они были убиты в аулах, где вели проповедь. Напомним, что «астаны» шейхов разбросаны по нескольким десяткам селений.

    Согласно тексту, среди шейхов-миссионеров были и сунниты, и шииты, и представители различных суфийских братств. Кто же сумел объединить столь пестрый по составу отряд? Скорее это был «повелитель ученых» Багаутдин аль Балти (исторические источники отмечают отношение рода Руми как к генеалогии праведного внука Пророка Хусейна, так и благочестивого халифа Абу Бакра), нежели скромный чеканщик Багаутдин Накшбанди.

    Далее в «Грамоте Юрумской Астаны» говорится о том, что Джагфар, прибыв в Тобольский юрт по распоряжению Мавляна Джалялитдина, установил в каких сибирских аулах похоронены шейхи-шахиды. В Баишево — Хаким-ата, в Искере — шейх Айкани, в Тебенди – шейх Андетжан, в Бурбаре – шейх Дауд, в Супре — дервиш Гали шейх и т.д. Некрополи «астана» этих шейхов до сих пор являются объектами почитания в сибирских татарских аулах.

    Приведенные выше факты дают основание предположить, что ислам пришел в Сибирь  раньше, чем принято считать, — говорит Ришат Рахимов. Ученый-краевед продолжает исследования, и поэтому, возможно, недавнее празднование 600-летия ислама в Сибири войдет в историю, как ошибка, хотя и не досадная.

Ибрагим Бекдаир, г. Тюмень

    На снимках: фрагмент грамоты Юрумской Астаны, исследователь Ришат Рахимов, футляр с Грамотой хранителя Юрумской Астаны

 

17.01.2008

 

    Другие статьи по исламу в Сибири:

 В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска

Старинные мечети Тюменской области

Репрессии против тюменских имамов

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Доцент будет вести пятничную проповедь в исторической мечети Новосибирска

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1210/">ISLAMRF.RU: Сенсация от тюменского краеведа. Ислам пришел в Сибирь гораздо раньше, чем было принято считать</a>