RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Татарское подворье в Санкт-Петербурге. Идея, реализованная столетие спустя (по материалам петербургских архивов)

23.01.2008 17:30

Санкт- Петербург - удивительный город. Он имеет точную дату основания, и возник по воле человека, о роли которого в истории России спорят до сих пор. Пережил тяжелейшие катаклизмы, назывался городом трех революций, был прифронтовым, был в кольце блокады и ни разу не был сдан врагу. Он сохранил для истории уникальные архивы, что дает возможность современному исследователю окунуться в события 300-200-100-летней давности, прикоснуться к совсем другой жизни.

Поколения сменяют друг друга, стираются в памяти людей события, и вдруг архивные документы делают удивительные для современного человека открытия. Хотя, возможно, то, что описано в бумагах – рядовые эпизоды тогдашней жизни, и обыватель на них никак не отреагировал, переживая более значимые для себя события.

Общеизвестен факт, что одним из главных поставщиков строительных рабочих в Петербург была Казанская губерния, поэтому на карте города, некогда значились и постепенно исчезли Татарская слобода и Татарский рынок, Татарская улица и Татарская площадь.

Есть полное основание предполагать, что и первые мусульманские приходы находились там же, в местах компактного проживания строителей и солдат.

Санкт-Петербург с момента своего основания складывался как  многонациональный и многоконфессиональный город, но, естественно, прежде всего, как столица православного государства.

В начале XIX века, столетие спустя после основания, столица Российской империи поражала своих гостей великолепием дворцов и парков, блеском военных парадов, квартировавших в ней гвардейских полков.

Мусульманская община города увеличилась и изменилась – в Петербург прибыли первые горцы, башкиры, крымские татары, входившие в Личный конвой императора. Известно, что со времен завоевания Казанского и Астраханского ханств татары или казанцы (существовало и такое наименование народа) включались в состав русской армии.

После присоединения Крыма и подавления Пугачевского восстания, поддержанного инородцами, Екатерина II поменяла свое отношение к мусульманам. Начали строить мечети, за счет казны издавался Коран, мусульмане стали активно привлекаться на государственную службу.

Следует отметить, что к этому времени относятся и начавшиеся дипломатические отношения с Бухарским ханством. Петербург стал военной столицей империи, и при казармах стали возникать мусульманские приходы.

В 1804 г. архитектор А.Н. Воронихин, работавший тогда над самым известным своим творением - Казанским собором, получил заказ спроектировать Татарское подворье для Петербурга.

Его архив хранится в Музее Академии Художеств. В описи списка чертежей имеется запись "Татарское подворье в Санкт-Петербурге 1804 год". Великий зодчий оставил два варианта проекта. Вариант "А" более проработан, вариант "Б" скорее можно назвать наброском.

Впервые с этим нереализованным проектом мастера можно было познакомиться на страницах, изданной в 1963 г. книги Г.Г. Гримма "Архитектор Воронихин".

Первый вариант: здание предполагалось выполнить в классическом стиле; центральная постройка, а это, несомненно, мечеть, с обеих сторон заканчивается одинаковыми одноэтажными флигелями. Фасад здания имеет закругленную форму, из чего можно предположить, что строительство намечалось на перекрестке двух дорог. Указан и размер в 10 саженей, что соответствует 21 метру. Нет никаких элементов присущих мусульманским культовым постройкам, только в противоположной от входа стене, по идее обращенной в сторону Мекки, располагается особая ниша - михраб, что хорошо видно на плане. В центре фасада портал, над входной дверью полуциркульный оконный проем. Завершается здание фронтоном треугольной формы. Есть пометки о назначении флигелей - один для "мулл и прочих духовных чинов", другой "для проезжающих и купечествующих". Судя по рисунку, фасады флигелей тоже не превышают 10 саженей в длину. Выполнить здание предполагалось в серо-белой цветовой гамме.

В 1803 г. появился первый российский законодательный акт об организации паломничества, видимо этим обстоятельством и было вызвано требование спроектировать места для проживания "проезжающих".  

В фондах Российского Государственного исторического архива хранится еще один проект, автор которого неизвестен. Интересно, что это совершенно иное решение темы. Работу архитектора можно считать завершенной, так как детально проработан фасад и боковой разрез мечети, элемент ограды, а на планах флигелей обозначены печи. По обеим сторонам двора два выступающих вперед флигеля. Купол мечети голубого цвета увенчан шаром с полумесяцем. Здание, так же как в Воронихинском проекте, минимально украшено лепниной. Оба флигеля имеют голубые куполообразные крыши, и столбы решетки также завершены голубыми полушариями. В плане мечети сложно определить нишу - михраб, так как она не выражена явно. Судя по боковому разрезу, в декоре интерьера мечети предполагалась орнаментальная роспись Коранических текстов по основанию купола и в межоконных пространствах. Можно предположить, что этот проект, хранящийся в деле "О строительстве татарской мечети 1803", был принят как окончательный.

Предлагавшиеся к строительству проекты выполнены в классицистическом стиле. Хотя они абсолютно разные, их объединяет Крым. Авторы явно находились под влиянием крымско-татарской архитектуры. В проекте "Татарское подворье" отдаленно звучит мотив мечети-медресе хана Узбека (Старый Крым), постройки 1314 г. А "Татарская мечеть" переносит нас в Бахчисарай, к комплексу ханского дворца, к мавзолею Диляры-Бикеч и к ротонде над могилой Менгли-Гирея II.

Специалисты считают, что для постройки культовых и гражданских сооружений крымским татарам приходилось обращаться к строителям армянского и греческого происхождения, проживавших в сельджукских колониях. Могли они приглашать и мастеров из Поволжья, главным образом из Булгара.

Но вернемся в Санкт-Петербург, к архивным документам.

Малообъемное, всего в 6 листов, дело, начатое в 1803 и законченное в 1806 году, состоит из переписки военного губернатора графа Толстого с графом Кочубеем, министром внутренних дел и дает очень интересную информацию.

Строительство мечети предполагалось по набережной реки Фонтанки, "из пустопорожнего места лежащего лейб-гвардии в Измайловском полку возле экзерцисгауза", буквально помещения для упражнений, а "остающееся место нужно ... для складни дрог". В другом документе от 1806 года говорится о письме муллы Юсупова: "... коим просит до построения мечети о назначении татарам в казенных строениях особенных комнат, где бы они могли отправлять богослужения, и для жительства муллов с служителями..." В третьем документе читаем "... постройка мечети предполагается произвести впредь по удобности. Чтож касается до отправления богослужения татарам в известные времена года, то на случай сей по докладыванию Его Императорского Величеству Го. Военных губернаторов дозволено было им собираться прежде в Таврическом, а потом в Михайловском дворцах, как то и мулла Юсупов объявляет в просьбе своей..."(выделено автором).

План Санкт- Петербурга за 1806 год дает возможность определить современный адрес " пустопорожнего места возле экзерцисгауза " - это часть территории гостиницы "Советская", деревянное помещение для упражнений тянулось от нынешнего Рижского проспекта вдоль Лермонтовского едва ли не до Фонтанки, то есть было весьма внушительных размеров. Из этого следует, что сырой и промозглый климат Петербурга способствовал строительству не только манежей.  

Как ни удивительно, помещения для мусульман были выделены в Таврическом дворце и Михайловском замке совершенно не случайно - эти здания оказались "в опале" вместо своих владельцев и из былого величия перешли в состояние запущенности и ненужности.

Таврический дворец был построен в малонаселенном, отдаленном от центра города районе близ казарм Конной гвардии для Г.А. Потемкина-Таврического по проекту И.Е. Старова в 1783-1789 годах. В нем воплощены идеи русского классицизма. Композиция здания отличается ясностью и простотой. Перед дворцом была вырыта гавань, соединенная каналом с Невой, а вокруг распланирован большой пейзажный парк. Внешне лишенный лепных украшений и скульптуры дворец поражал роскошью интерьеров.

В конце 1790-х - начале 1800 годов к югу от усадьбы возник военный городок - казармы Преображенского полка.

После смерти хозяина дворца, фаворита матушки и самой императрицы, вошедший на престол Павел I был суров, жажда справедливого возмездия за униженное положение при дворе законного наследника, каким он был, заставила приказать передать ненавистный дворец под казармы, конюшни и проч.

Из дворца вывезли наборные паркеты, исчезли предметы убранства внутренних покоев, поражавших некогда роскошью.

Было во дворце выделено помещение и для мусульман, офицеров и низших чинов. Мусульмане, как известно, могут совершать молитву в любом чистом помещении, встав по направлению в сторону Мекки и используя молитвенный коврик, который считается лишь подспорьем в обеспечении и сохранении чистоты выбранного места, поэтому в архивных документах о таких помещениях нередко писали, как о мечетях.

В 1797 Павлом I была заложена новая резиденция на месте обветшавшего деревянного Летнего Дворца Елизаветы Петровны. По легенде часовому явился архангел Михаил и приказал возвестить Павла I, что тот должен построить церковь в его честь. Император распорядился о постройке дворца, при котором была церковь во имя архистрига Михаила. Заложив новую резиденцию, император отправился в Казань, сильно пострадавшую от пожара и выделил значительную сумму на восстановление города. Спустя четыре года дворец, над проектом которого работал  сам император с архитекторами В.И. Баженым и В. Бренной, был готов. За необычную четырехугольную форму и восьмиугольный внутренний двор, окруженный рвами с подъемными мостами, он получил название замка. Современники отмечали роскошь и изысканность внутренней отделки.

Недолгим было правление Павла I и, в результате переворота, в марте 1801, на престол вступил Александр I, любимый внук Екатерины Великой. Члены императорской семьи и двор тут же покинули Михайловский замок и вернулись в привычный Зимний дворец, подальше от призрака убитого императора.

Более того, в 1802 году Александр распорядился вернуть Таврическому дворцу прежнее величие, и тут же началось уничтожение интерьеров только что отстроенной Павлом резиденции. Чтобы восполнить утраты внутреннего убранства Таврического, был вывезен декор, а само здание было превращено в общежитие. В нем временно проживали, получив разрешение императора, артисты, чиновники, военные, вдовы, мастера и подмастерья, придворные лакеи, размещались архив и канцелярии, институт для слепых и так далее. Из приведенной выше переписки следует, что начал звучать и азан. Об "отводе помещений для этой надобности" в бывших апартаментах супруги Павла I императрицы Марии Федоровны, сообщается в сборнике "Михийловский замок", изданном в 2003 г.

Таким образом, мусульмане оказались временными, приходящими обитателями столичных дворцов. Думается, что начавшаяся война с Наполеоном, нанесшая казне значительный урон, оказалась столь разрушительной, а радость победы столь упоительной, что вопрос строительства мечети в Санкт- Петербурге был отложен.

В Центральном Государственном архиве Военно-морского флота хранятся "Предложения" тех лет, поданные в Адмиралтейств-Коллегию: "По случаю имеющему быть …у пребывающих здесь татар праздника их Рамазан-байрам. Его Императорское Величество Высочайше указать соизволил для совершения богослужения уволить находившихся здесь военнослужащих татар на три дня, о чем Государственной Адмиралтейств-Коллегии для исполнения предлагаю". На три дня увольнялись мусульмане и по случаю Курбан-байрама.

В 1819 году бывшие апартаменты императрицы были переданы под мастерские, а в 1822 году, по решению Великого князя Николая Павловича, будущего императора, некогда блистательное здание было передано Главному инженерному училищу.

С развитием капитализма Санкт-Петербург  начал стремительно расти, появились промышленные окраины, увеличилась численность горожан, город превратился в большую стройку.

Мусульмане, уже представлявшие все слои населения, в местах компактного проживания продолжали арендовать помещения для собственных нужд, которые значились в городских справочниках как магометанские молельни.

В 1881 году был создан " Комитет по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований ", однако строительство мечети стало возможным только после принятого в 1905 революционном году закона о веротерпимости.

Объявили конкурс проектов, а по всей территории России начался "кружечный" сбор средств. Самыми крупными жертвователями были эмир Бухарский, купивший два земельных участка для мечети и жители города Баку. Чуть позже эмир решил построить в Петербурге доходный дом с собственными апартаментами, квартирами и мусульманской гостиницей на Петроградской стороне, месте начавшегося массового строительства, после ввода Троицкого моста.

Однако воодушевление мусульман вызвало серьезную полемику о недопустимости строительства мечети вблизи Петропавловского собора - усыпальницы Российских императоров. Тем не менее, вопрос был решен на Высочайшем уровне и утвержден министром внутренних дел П.А. Столыпиным.

Интересно отметить, что Петру Аркадьевичу пришлось в 1910 г. решать вопрос и о строительстве Военно-морской мечети в г. Кронштадте, это остров-крепость в Финском заливе, главная база Балтийского флота. Численность мусульман достигала там тысячи человек, однако Столыпин отклонил ходатайство Кронштадского военного губернатора и рекомендовал Морскому ведомству подыскать более подходящее помещение для мусульманской молельни. Отказ был вызван тем, что "потребность в строительстве значительных размеров мечети, вызывается не нуждами военно-морского ведомства, а нуждами проживающих в Кронштадте и прибывающих на работы в его коммерческий порт мусульман".

Численность гражданского населения существенно превышала число мусульман-военнослужащих. Мусульманам было предложено организовать "кружечный сбор" только среди единоверцев Петербургской губернии. Но без дополнительной помощи этому проекту не суждено было реализоваться.  

В Санкт-Петербурге ощущается сильное влияние архитектурных стилей на культовые постройки. Сменяя друг друга, каждый стиль вносит свое дополнение, свое оригинальное решение. Смольный, Казанский, Исаакиевский соборы тому пример.

Мечеть, заложенная в 1910 году по проекту архитекторов А.И. фон Гогена, С.С. Кричинского, Н.В. Васильева, - памятник архитектуры стиля "северный модерн ". Она удивительным образом соединяет в себе средневековую эпоху Тамерлана с элементами европейского зодчества. Своеобразно выглядит сочетание серого гранита в облицовке стен с использованием керамики для оформления портала, купола и минаретов. Керамические плитки, покрытые непрозрачной глазурью - "майолика", были выполнены в мастерских П.К. Ваулина, находившихся на станции Кикерино близ Гатчины.

Окрестности Петербурга изобилуют кембрийской глиной, пригодной для керамического производства. Ваулиным был командирован в Туркестан художник П.М. Максимов, в результате чего, в кикеринских мастерских был воссоздан прием изготовления средневековой резной майоликовой мозаики.

К 300-летию дома Романовых, мечеть была готова вчерне, внутренние работы продолжались еще в течение нескольких лет.

В период строительства долгожданной мечети, мусульмане Петербурга, получив разрешение властей, собирались на праздничные богослужения во временно арендованных помещениях Александровского зала Городской Думы, зала Дворянского собрания, театра "Лин", зала Губернской земельной управы и других.

Парадокс истории: если бы было построено Татарское подворье по проекту А.Н. Воронихина и мечеть по проекту неизвестного автора, украсился ли бы годы спустя наш город куполом и минаретами соборной мечети, столь экзотическими среди шедевров европейской архитектуры? Спустя 200 лет услышала ли бы Петроградская сторона, едва различимый сквозь шум транспорта призыв к пятничной молитве, переполняющий души мусульман таким же чувством благовестия, как и души христиан при колокольном звоне, ведь спешили они на поклонение Единому Богу…

Нужно отметить, что азан недолго ласкал слух питерских мусульман – после возмущенного обращения горожан, проживающих вблизи мечети, было принято решение отключить мегафоны.

Вот такое интересное завершение получила идея строительства Татарского подворья и мечети на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге. В итоге наш город получил в подарок от мусульман и эмира Бухарского два памятника архитектуры - мечеть и дом эмира Бухарского.

Многие здания и улицы остаются немыми хранителями памяти о проживавших в городе мусульманах: потомственных дворянах и офицерах гвардии, купцах и рестораторах, татарской интеллигенции и простого люда.

Любовь к своему городу и интерес к истории своего народа позволил подготовить автору этих строк экскурсионные маршруты с включением фрагментов темы "Татаро-мусульманская община Петербурга".  

На этих экскурсиях вы познакомитесь не только с Петербургом и его знаменитыми пригородами, но и дополните свое знакомство с ним не менее интересной историей мусульманской общины.

ТАРГИДЖАНОВА Альмира Наимовна,

краевед, член ОО "Институт Петербурга" и научного центра "Петрополь" Дома национальных культур

Санкт-Петербург

23.01.2008

На фото:

Развод дворцового моста (http://www.peterburgcity.ru/arts/postcards/bridge.jpg)

Екатерининский Дворец (http://www.7info.ru/images/foto/2006_9/a-1158132838_3_b.jpg)

Таврический дворец (http://www.respublika.info/4015/contacts/article14809/print/)

Санкт-Петербургская Соборная мечеть (http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=73988)

Соборная мечеть Санкт-Петербурга (http://vetrov.ucoz.ru/photo/4-0-9-3)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1261/">ISLAMRF.RU: Татарское подворье в Санкт-Петербурге. Идея, реализованная столетие спустя (по материалам петербургских архивов)</a>