RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл

30.01.2008 16:20

Репортаж нашего сибирского обозревателя Ибрагима Бекдаира из села Тоболтура Тобольского района Тюменской области

Мечеть ТоболтурыКрепость Тобол

Пятница. До джума-намаза еще около трех часов. В мечеть села Тоболтура начинает подтягиваться народ — в основном, пожилые женщины. Положив пожертвования в ящичек с надписью «садака», уходят. Трое мужчин остаются ждать намаза.

— У нас в селе давно нет имама, — говорят они, — Поэтому джума проводится нерегулярно, только когда приезжает кто-нибудь знающий, сегодня шакирд Ембаевского медресе приехал, он возглавит молитву.

Джума-намазы не регулярны, но традиция приносить по пятницам в мечеть садака не прерывается. Приезжают даже из соседних деревень. Две юные подруги, старшеклассницы Регина и Люда, приехали из села Байкалово за тридцать пять километров отсюда.

— Нас бабушка отправила положить садака в мечеть, — улыбаясь, рассказали они.

— А вы знаете, что этой мечети больше 200 лет? — спрашиваю девушек.

— Да, бабушка говорила, что в старину местные жители нашли кувшин золота и построили мечеть…

Другая легенда менее романтична. Согласно ей, первую каменную мечеть Сибири выстроили из кирпичей, «сэкономленных» татарами-извозчиками населенного пункта Юрты Тобол-Тура, который позже трансформировался в деревню Тоболтуринская. Якобы местные татары возили строительный материал в стольный град Тобольск, и с каждого рейса оставляли по несколько кирпичей в условленном месте.

Татарские деревни в Сибири с незапамятных времен называют «юртами». «Тура» — на языке сибирских татар означает «городок», «укрепление», «крепость». Название села указывает на то, что существовало оно еще в кучумовский период, в те времена, когда укрепленные городки Сибири назывались: Чимги-Тура (Тюмень), Кызыл-Тура, Явлу-Тура (Ялуторовск), Бицик–Тура, Касим-Тура и т.д. Получается, что название села переводится как Крепость Тобол.

По преданиям, за разрешением на строительство мечети в Санкт-Петербург к царице Екатерине ходил местный житель Купшан-бабай. Позже этот человек умер в хадже. Домой через попутчиков вернулись его личные вещи в маленьком сундучке, с которым он ходил к берегам Невы.

Седьмой потомок

Реставрация мечети в конце 1990-х годовСегодня сельская мечеть носит имя Купшана-хаджи. Его потомками называют себя многие жители села. Один из них, — пенсионер, бывший директор школы Исхак Талгатович Исхаков, долгое время занимавший должность председателя мусульманской религиозной организации Тоболтуры и по состоянию здоровья недавно оставивший работу в мечети. Благодаря ему и его близкому родственнику Вагапу Исхакову, полуразрушенное здание старинной мечети возродилось к новой жизни.

Табличка на мечетиИсхак Талгатович – потомок Купшана-хаджи в седьмом колене. Не первый год пенсионер пытается установить точный возраст мечети, но документальных подтверждений не находит. Архивы на русском языке ничего не сообщают о каменной мечети времен Екатерины, а одолеть старотатарскую письменность на арабской графике пожилому человеку не позволяет память. Недавно ученые из Тюмени Александр Ярков и Изиль Гарифуллин опубликовали в одной из газет архивные сведения по количеству мечетей в Тобольском округе за 1862 год. Цифры такие: 50 деревянных и 1 каменная.

— И эта единственная каменная мечеть наша, Тоболтуринская, - убежден Исхак Талгатович. — Потому что кирпичная соборная мечеть в Тобольске была построена только в начале ХХ века. Других нет.

Первое (установленное Исхаковым) конкретное архивное упоминание на русском языке о Тоболтуринской мечети датировано 1897 годом. В материалах Первой переписи населения Российской империи сообщается, что муллой мечети в Юртах Тоболтуринских служит Саит Давлетчин 37 лет от роду, окончивший Ембаевское «магометанское училище». А пономарем-муадзином – 65-летний Исхак Абделькаримов (прадед Исхака Талгатовича).

Там же в материалах переписи населения имеются сведения о сыне пономаря, 24-летнем Абдулгание Исхакове, будущем мулле, жизнь которого через сорок лет оборвется в расстрельном подвале Тобольской тюрьмы.

Исхак и Идия ИсхаковыВ дом пожилых супругов Исхаковых нашу делегацию привело не только желание узнать возраст мечети. Исхак Талгатович приходится родным внуком расстрелянному мулле Абдулганию Исхакову. Хозяйка дома, Идия Сафиевна, — дочь расстрелянного муллы из Юрт Чебургинских Сафи Каримова.

— Мне всего два года было, когда забрали отца, — рассказывает Идия-апа, и слезы выступают на ее глазах. — Нас у мамы остались четверо детей, через ужасные трудности мы прошли.

Внуку муллы Абдулгания, Исхаку, тоже было два года от роду, когда забрали деда.

«Не место в советской стране»

Тоболтура находится на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск. До Тобольска – около тридцати километров. Этот путь 16 февраля 1938 года мулла Абдулганий Исхаков преодолел в чекистской повозке. О чем он думал тогда в окружении людей в остроконечных буденовках, глядя в последний раз на занесенное снегом родное село? В молодости он окончил Ембаевское «магометанское училище», затем медресе в Троицке. До 1928 года служил имамом в мечети Тоболтуры.

Это был не первый арест. Как бывший мулла, он около года отбывал ссылку в Юртах Ахманских. А в 1930 году ОГПУ обвинило его в членстве в контрреволюционной повстанческой армии муллы Фазыла Шафикова, которая готовила восстание против коллективизации. Абулганий знал о заговоре. Не донес. А значит «враг народа».

Тридцать три человека из 231 обвиняемого тогда, в тридцатом году, расстреляли. Исхакова же приговорили: «…заключить в концлагерь сроком на три года» (так в приговоре – авт.). Вернулся живым и здоровым к жене Латифе и детям: дочери Начие и сыну Талгату.

В чем обвинят на этот раз? Узнав об аресте, в Тобольскую тюрьму выехал племянник муллы, попытался передать еду и теплые вещи. Передачу не приняли.

В один день с Исхаковым и по одному с ним делу НКВД арестовало жителя деревни Темная 43-летнего Иосифа Полоумова. На следующий день, 17 февраля, чекисты забрали из Тоболтуры Исмаила Багишева. (Кстати, внук этого человека по имени Ахмад был в числе тех трех мужчин, оставшихся в мечети ждать намаза, а затем стал нашим добровольным гидом по селу).

За отцом Идии-апа Сафи Каримовым и муллой Юрт Кускургульских Хамитуллой Абайдуллиным, пришли 20 февраля. В справке Чебургинского сельсовета в адрес следствия говорится, что Сафи Каримов «агитатор против советской власти, исключен из школы за преподавание Корана, ему не место в советском обществе».

По одному с ними делу арестовали также 56-летнего Якова Ильиных из деревни Нееловка, 41-летнего Григория Пантелеева из деревни Ушаково, 46-летнего Мухаметкали Шабанова из Юрт Сеитовских.

Расстрелянный Сафи Каримов, отец Идии-апаОбвинение было стандартным: антисоветская пропаганда, вредительство... 11 марта "тройка" УНКВД приговорила всех к расстрелу. 24 марта мулла Тоболтуры Абдулганий Исхаков принял смерть мученика в расстрельном подвале Тобольской тюрьмы вместе с товарищами.

Расстрелянный Абдулганий Исхаков, дед Исхака ТалгатовичаСегодня уже известно, что сотни безвинных людей стали жертвами «лимита на расстрел», спущенного из Москвы. Летом 1937 года Политбюро ЦК предложило секретарям обкомов в трехдневный срок представить количество подлежащих расстрелу и выселению. Из Омской области, в которую тогда входили Тюменский, Тобольский округа, телеграфировали о рассмотрении материалов на 2429 человек. Из них первой категории (расстрел) — 479, второй категории (лагеря) - 1950.

В Москве эти цифры показались ничтожно малыми. Из ЦК спустили лимит - 1000 человек расстрелять, 2500 — отправить в лагеря. Секретаря Омского обкома и начальника УНКВД обвинили в контрреволюции и расстреляли (всего было расстреляно 11 чекистов, пытавшихся как-то препятствовать практике массовых казней).

Новое начальство телеграфировало шефу НКВД Ежову просьбу увеличить лимит по первой категории до 8000 человек. Сталин увеличил до 9000. (Данные приводятся по книге полковника УФСБ в отставке Александра Петрушина «Мы не знаем пощады»).

Затем цифра выросла до 11000. В итоге к расстрелу приговорили 11050 человек. По поводу «лишних» 50 человек в Москву полетела телеграмма следующего содержания: "Приведение приговоров в отношении 50 человек, рассмотренных сверх утвержденного лимита на 1-й категории, задержано. Прошу утвердить". Политбюро дало разрешение на расстрел еще 1000 человек…

«Подпольные» муллы

Бабушке Хатире Багишевой 91 год. Она близкая родственница расстрелянного Исмаила Багишева.

— Тукум кетти, — говорит она о тех земляках, кто лжесвидетельствовал тогда, в тридцать восьмом, против муллы Абдулгания.

— Их род полностью извелся, под корень, - переводит глава Тюменского казыята ДУМАЧР Фатых-хазрат Гарифуллин, организатор поездки нашей делегации в Тобольский район.

— Это Аллах их наказал, — добавляет хазрат.

Двадцать один год было Хатире-апа в тридцать восьмом. Она помнит обо всех, кто в советское время были негласными имамами в Тоболтурах. Имена этих людей внесены в книгу памяти мечети. Среди «подпольных мулл» - родственник Хатиры-апа Бакмухаммед Багишев и вернувшийся из югорской ссылки Усман Мухаметшин. После Исхакова, в тяжелые годы гонений, эти два человека тайно совершали жаназу по ушедшим в мир иной землякам.

Тоболтуринская мечеть в советское времяЗатем, как вспоминают Хатира-апа и Исхак Талгатович, имамами села были братья Кабир и Карим Мустафины. Старший из братьев, Кабир, до войны был председателем колхоза. В сорок втором его арестовали по политическим мотивам, осудили на десять лет. Младший брат, Карим, запомнился землякам как трудяга, махавший косой за десятерых. «Подпольным» муллой был и ветеран войны Абделрафик Давлетов, человек с уникальной памятью.

Все они в юные годы учились в медресе при мечети Тоболтуры у мугалима Аббаса-хазрата Саитова, который приходился зятем мулле Абдулганию.

В одном из архивных документов послевоенного времени говориться, что в Байкаловском районе «обнаружены» двое мулл «кои отправляют молитвенные обряды мусульманского вероисповедания, особое проявление происходит в населенном пункте Тобол-Тура, где имеется мечеть».

Уже на закате СССР, пока не открыли в Тоболтуре мечеть, старики собирались на джума-намазы в доме Хатиры-апа. В память о тех «перестроечных» временах на железном заборе ее дома сохранился полумесяц.

Интересно получается, в годы, когда запрещали ислам, люди тайно собирались на намазы, а сегодня, когда все запреты сняты, в селе некому проводить джума!

Вагап-хазрат, первый «официальный» мулла

Застой в жизни тоболтуринской уммы наступил после ухода из жизни имама Вагапа Исхакова. Именно этот человек, племянник муллы Абдулгания, добился в начале 90-х передачи полуразрушенного здания бывшей мечети в пользу мусульманской общины.

— Вагап стал первым официальным после моего деда имамом Тоболтуры, — рассказывает о родственнике Исхак Талгатович. – Жизнь его не было легкой. С братом и сестрой они выросли круглыми сиротами. Отец их, Гумер, погиб на фронте, мать умерла. Вагап с малых лет работал в колхозе: пахал, сеял, пас скот, был конюхом, одновременно учился, получил высшее образование в сельскохозяйственном институте. Долгие годы он был главным бухгалтером и главным экономистом совхоза.

Выйдя на пенсию, самостоятельно освоил основы ислама и в медресе Тобольской соборной мечети сдал экзамены на право быть имамом.

Вагап ИсхаковСам Исхак Талгатович в молодости окончил Пермский университет, факультет географии. С супругой Идией Сафиевной учительствовали в татарских селах области. Выйдя на пенсию, все свои силы отдали на восстановление мечети.

В феврале 1999 года управление Минюста зарегистрировало мусульманскую религиозную организацию села Тоболтура. Исхак Исхаков стал председателем общины, Вагап Исхаков – имамом. Помогали реставрировать мечеть и областная администрация, и Духовное управление мусульман Тюменской области, в состав которого входит религиозная организация Тоболтуры, и местные жители, помощь оказал один из благотворительных фондов.

Первым делом родственники восстановили минарет. Старинное здание полностью одели в новый слой в «полкирпича». От первоначального облика мечети не осталось практически ничего. Только попав внутрь помещения, можно догадаться, что стенам не один десяток лет. Видимо, поэтому в публикациях, посвященных мечетям региона, в качестве самых старинных приводятся снимки мечетей села Ембаево и города Тобольска, поскольку новый облик Тоболтуринской мечети не совсем согласуется с понятием старинности.

В помещении мечети— Честно говоря, нам обидно, что нашу мечеть забывают упоминать в серьезных публикациях, — признается Исхак Талгатович. — Хорошо, что хоть ее включили в число историко-культурных архитектурных памятников, охраняемых государством.

16 сентября 2000 года в Тоболтуре отмечали тройной праздник. 200-летие мечети, ее второе рождение и 600-летие аула Тубыл-Тора. В этот день прошли конкурсы на самый гостеприимный дом, самую умелую хозяйку, и самого способного огородника-садовника, самое лучшее детское сочинение на тему «Родной аул». Сотни людей съехались тогда в аул Купшана-бабая.

Через год имам Вагап-хазрат ушел из ближней жизни. После него были еще два имама, приехавшие в Сибирь, первый из Башкирии, второй – из Таджикистана. Но почему-то не прижились они на Тоболтуринской земле. Исхак Талгатович оставил по состоянию здоровья должность председателя мусульманской организации. Проводить джума-намазы в Тоболтуру изредка приезжают из мечетей Тобольска и села Сабанаки. Иногда, как в день нашего визита, появится шакирд Ембаевского медресе родом из этих мест, категорически отказавшийся не только фотографироваться, но и вообще что-либо рассказывать для печати о себе и об учебе в медресе. Но каждую пятницу к мечети с утра тянутся люди, чтобы положить в ящичек с надписью «садака» десятку-другую рублей и постоять несколько минут в стенах мечети.

 

Ибрагим БЕКДАИР,

фото автора и из семейного архива Исхака Исхакова

 

На фотографиях:

1. Мечеть Тоболтуры

2. Реставрация мечети в конце 1990-х годов

3. Табличка на мечети

4. Исхак и Идия Исхаковы

5. Расстрелянный Сафи Каримов, отец Идии-апа

6. Расстрелянный Абдулганий Исхаков, дед Исхака Талгатовича

7. Тоболтуринская мечеть в советское время

8. Вагап Исхаков

9. В помещении мечети

 

30.01.2008

 

Ссылки по теме:

В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз. История мечетей Омска

Старинные мечети Тюменской области

Репрессии против тюменских имамов

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Доцент будет вести пятничную проповедь в исторической мечети Новосибирска

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1316/">ISLAMRF.RU: Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл</a>