RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Путь нации татар-мусульман: Шихабетдин Марджани (1818–1889)

04.02.2008 20:05

«Знать роль и ценность Шихабетдина — это честь для нас, а не для него». Исмагил бей Гаспринский.

90 лет назад великий тюркский просветитель, «отец 30 миллионов тюрок», написал эти слова, уже находясь на пороге своего смертного часа. Они стали эпиграфом к сборнику, посвященному Марджани. В 1915 году весь татарский народ отмечал 100-летие со дня рождения Марджани по хиджре. Почему же наши предки не нашли лучшего способа показать единство нации, чем отметить юбилей имама и мударриса 1-го прихода Казани?

Одной из лучших черт татар была способность помнить судьбоносные этапы своей истории. Для нашей нации ими являются история тюркских государств края, принятие Ислама и национальное реформаторство, объединившее наш народ в конце XIX – начале XX веков. Здесь религиозное и светское, духовное и материальное начало неразрывны. Гений Марджани и состоит в том, что он объединил в целое духовное и государственное бытие нашего народа. Когда сегодня перечитываешь сборник «Марджани», выпущенный в 1915 году, удивляешься проникновению его авторов в суть мыслей и дел Марджани. Люди, создававшие сборник, были его истинными учениками и продолжателями. Они понимали, что татары благодаря Марджани почувствовали себя частью мировой цивилизации, но частью отдельной, самостоятельной, не тождественной другим частям.

Авторы сборника, будущие муфтии Галимджан Баруди и Риза Фахретдин и казый Кашшаф Тарджемани, видели в Марджани прежде всего великого улема. Аналогичную позицию занимал и классик тюркизма Юсуф Акчура. Марджани для Тукая — это человек, открывший смысл хадисов и аятов Корана. Марджани — это победитель невежества, сделавший первый шаг к просвещению нации, разбудивший спящих татар. Марджани у Тукая дает наилучшее представление о понимании роли мыслителя среди простого народа.

Краеугольным камнем реформ Марджани была реформа религиозных учреждений, так как в то время наши предки считали себя, прежде всего, мусульманами. Марджани стремился объединить всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания в единую нацию, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, ногайцев, сибирских татар. «Кто ты, если не татарин?» — вопрошал он современников.

Неумолимо возникает вопрос: почему Марджани потратил бóльшую часть своей жизни на изучение исламской догматики, философии и истории мусульманского мира? Почему Марджани столь упорно добивался изучения Корана и хадисов в подлинниках, а не в толкованиях, параллельно изучая при этом историю и географию исламского мира? Заметим, что именно таковой является современная научная методика. Марджани по примеру Ибн Рушда (Аверроэса) понимал истинное знание, как идущее от двух источников: от Бога и от практических исследований. Не он пришел к этому выводу, но он обосновал возможность новшеств в мусульманском мире, как происходящих по воле Бога. Он блестяще теоретически и практически решил задачу, как оставаться мусульманином, верным духу Корана, и принимать на себя все новшества современного мира. Татарину рубежа веков эта истина была понятна. Боюсь, что трудно сказать то же самое о наших обрусевших, но европеизированных современниках или об истинных мусульманах, живущих по нормам средневекового домостроя.

Стали ли наши современники умнее, прочитав несколько книг, излагающих европейские теории? Не знаю. Но знаю точно, что у нас нет богослова, равного Марджани, который понятным и доказательным языком объяснил нам права и обязанности современного мусульманина и то, почему утрата религии предков ведет к утрате части самого себя. Не будем заблуждаться: чем массовое крещение ордынских или казанских феодалов и их челяди отличается от массовой русификации советской и постсоветской эпохи? И те, и другие утратили смысл оставаться в рядах последователей своей веры и культуры. И в середине XIX века существовали все более обрусевшие роды. Не будем обольщаться: разница между второй половиной XIX века и началом века XXI была лишь в масштабах проблемы, а не в ее сути. Впрочем, эти обрусевшие татары, как и обрусевшие представители других народов, станут основной силой, развалившей Российскую империю.

Зачем образованный христианин читает Священное писание, иудей — Тору, мусульманин — Коран и труды богословов? Затем, чтобы найти ответы на вечные вопросы. Суть человечества почти не изменилась, а время пророков и великих мыслителей прошло. Поэтому нам нужно ознакомиться хотя бы с одним трудом Газали, или имама Бухари, или, наконец, Марджани, или Фахретдина? Чтение их не будет легким, но разве сотни тысяч татар с высшим образованием не привыкли к изучению научных трудов? В начале прошлого века Риза Фахретдин написал книгу «Дини вэ иджтимагый мэсьэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы»), где показал, как нужно совмещать нормы Ислама с реалиями современности. Неужели мы действительно считаем, что 1300-летняя Исламская цивилизация не накопила великих духовных сокровищ, великих истин? Так почему же мы о них практически ничего не знаем? Их знали наши великие от Кул Гали и Сафа Сараи до Хади Такташа до Аяза Гилязова. Может быть, поэтому наш народ и не в состоянии пока дать жизнь новым великим мыслителям, писателям и ученым? Час пробуждения нации не наступит никогда, если мы не поймем величия Кул Гали и Курсави, Марджани и Акчуры, Дардменда и Такташа. Зачем же мы по пятнадцать-восемнадцать лет изучали наследие чужих народов, если мы не можем понять наследие своего народа?

В 1850 году, в 32 года Марджани стал имамом и мударрисом 1-го прихода Казани. Именно с Марджани начинается история Казани как духовной столицы татар. До него все городские медресе находились под контролем одного конкретного бая, фактического хозяина махалли. Марджани создал классический тип медресе, в котором мударрис являлся абсолютно самостоятельной фигурой. На базе медресе возник мутаваллият (попечительский совет), получивший санкцию в Духовном собрании.

В 1860-е гг., в условиях буржуазных реформ в России, Марджани и его ученик Хусаин Фаизхани выступили с проектом создания группы одновременно светской татарской элиты и духовенства, обладающего основами современных научных знаний. После смерти муфтия Габдулвахида Сулейманова в 1862 г. Марджани стремился занять этот пост. Проект медресе у Фаизхани являлся одной из составляющих реформы Духовного собрания.

Марджани приготовил сотни миссионеров Ислама, которые вели затем непримиримую борьбу за сохранение и упрочение веры в качестве имамов, редакторов газет, лидеров благотворительных обществах, писателей, гласных городских дум. Именно Марджани теологически открыл в мусульманском мире дорогу Исмагилу Гаспринскому с его идеей создания нации мусульман России по европейскому образцу.

Марджани создал первую документальную картину истории булгаро-татарских государств, органов самоуправления, основных населенных пунктов, мечетей и улемов. Первым камнем здесь стали недавно открытые труды Фаизхани по истории ханств Касимова и Казани. Марджани определил месторасположение татарской нации в координатах пространства и времени. Гениальность Марджани заключается в том, что он сумел соединить в одно целое и общемусульманскую историю, и историю казанских татар. Описание подъема общественной и культурной жизни татар на началах частной инициативы конкретных лиц, в отсутствие собственной государственности является величайшей заслугой Марджани.

В советские годы мечеть Марджани даже в худшие годы террора оставалась символом Ислама среди татар, а имя Марджани — паролем для всей нации. Он создал нашу историю и наше богословие, то есть объединил разрозненный по племенам народ в единое целое. И пусть мы еще не в состоянии понять роль Марджани как ее понимали в 1915 году, но перед его величием мы почтительно склоняем голову. Несмотря на все искажения в изданиях трудов Марджани, благодаря, прежде всего, работам А.Н. Юзеева, мы начали получать адекватное представление о его роли. Не случайно, что его имя носит Институт истории в Казани и Научно-просветительский фонд в Москве. В новом тысячелетии мы все лучше начинаем понимать, что путь татар-мусульман — это путь, проложенный Шихаб-хазратом.

 

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №4 (53),
26 – 31 января 2008 — с. 5.

 

 

Ссылки по теме:

Сокровищница знаний Марджани

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1364/">ISLAMRF.RU: Путь нации татар-мусульман: Шихабетдин Марджани (1818–1889)</a>