RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Исторические корни новых мусульман –мифы и реалии. Часть первая

22.11.2010 13:32

Говоря об исторических корнях новых мусульман России и всего остального мира, необходимо прежде всего заметить, что во времена оны все предки всех современных мусульман были «новыми». Впрочем, так же, как и предки христиан, иудеев или буддистов. Не явились исключением в этом процессе арабы, персы, тюрки или народы Кавказа. Разница состоит лишь во времени принятия ислама и в растянутости процесса. Но почему то сегодня именно «новые мусульмане» попадают под пристальный контроль СМИ и силовых структур. Почему, в чем причина этого явления, и насколько это внимание обоснованно, и попробуем мы с вами разобраться вместе, общими усилиями.

Возвращаясь к теме новых мусульман, приходится упомянуть и о следующем факте: сторонники жесткого прессинга в адрес этой группы утверждают, что ее члены полностью нарушают традиции российского общества. Однако приходится констатировать, что это не так, и явление новых мусульман в нашей истории существовало и ранее. Как же это происходило, и куда они девались потом?

Как правило, сами представители этой группы апеллируют к зарубежному опыту: европейскому, испано-мусульманскому или же балканских славян-мусульман. Европейский опыт (по крайней мере, те случаи, к которым обращаются) появился в историческом плане сравнительно недавно. Тем не менее он крайне интересен наиболее яркими представителями европейцев, принявших ислам в первой половине ХХ века, т.е. в то время, когда многие мусульмане сами про него забыли, были известный французский философ мыслитель Рене Генон (зачеркнуто по той причине, что его определяют как философа, но он к этой отрасли науки в своих работах высказывался несколько негативно, и уж никак не причислял себя к ним) и львовский еврей Леопольд Вейс.

Первый из них является крайне известным персонажем; в век прогресса, когда, казалось, все устои рушатся перед всесокрушающей силой человеческой техники (задолго до Чернобыля, трагедии Арала, лучевой болезни и прочих подобных антропогенных бед) он выступал за сохранение традиции, и, даже страшно сказать, против прогресса. При этом он не был ни бедуином, ни крестьянином с мачете, а, напротив, высокообразованным европейцем. Многие его выкладки, изложенные в первой половине ХХ века, наибольшую актуальность приобрели лишь на рубеже ХХ и XXI веков. Ближе к концу жизни Рене Генон принял ислам и переселился в Египет.

Леопольд Вейс больше известен под именем Мухаммад Асад, с которым он прославился в качестве автора известного перевода Корана на английский язык и представителя Пакистана в ООН. Поистине уникальная история еврейского юноши, уехавшего в Палестину в рамках сионистского движения и принявшего там ислам до сих пор не оставляет равнодушным всех, кто ее касается. Одни называют его героем, другие – агентом влияния, но безучастным не остается никто.

Совершенно другое явление представляли из себя другие, менее известные современному читателю, хотя и оказавшие подчас гораздо большую степень влияния на историю, мусульмане европейского происхождения Османского государства. Но именно эти примеры почему-то незаслуженно забыты.

Как это ни странно, из тьмы веков вытащены другие примеры, связанные с мусульманской Испанией. По оценкам ряда исследователей, из всех групп его населения одной из наиболее многочисленных являлись мусульмане-испанцы (иберийцы и вестготы). Но почему-то наши русские единоверцы игнорируют их и предпочитают говорить славянской гвардии халифов и эмиров. По особенностям своего происхождения эти гвардейцы были близки к мамлюкам и янычарам, не отличаясь от них и ролью в государствах, на которые раскололся некогда единый Омейядский халифат Испании. Славяне с Балкан, попавшие на Пиренеи рабами и ставшие там мусульманами, с течением времени они превзошли военной мощью и влиянием многие другие группы населения полуострова. К концу мусульманского правления славянская гвардия на равных соперничала по военной и политической роли с арабами и берберами. Понятно, что этот факт очень льстит нашим единоверцам славянского происхождения.

Наконец, третьей группой, к опыту которой апеллируют современные русские мусульмане, являются славяне-мусульмане Балканского полуострова. Наиболее крупными из них являются боснийцы, помаки, мусульмане Санджака и горанцы. Три последние из них являются изолированными группами, проживающими в горах. Все эти группы приняли ислам в период, когда Балканы находились в составе Османского халифата, и служили здесь его опорой наравне с турками, албанцами, а также, как это ни странно, местными православными церквями. Впрочем, последнее как раз понятно, особенно после того, как османы спасли этих самых православных от их «собратьев» - крестоносцев.

Периодически в исламском секторе Рунета появляются статьи о балканских-мусульманах, говорящих на славянских языках, написанные нашими новыми мусульманами. При этом ими же полностью игнорируются проживающие на тех же Балканах албанцы, цыгане-мусульмане, греки-мусульмане, и турки. Это несколько странно, потому что все они имеют общую со славянами-мусульманами историческую судьбу и разделяют с ними все перипетии борьбы за сохранение идентичности.

Самое же интересное, что нашими русскими единоверцами не рассматриваются исторические традиции распространения ислама среди славян внутри России. Но эта тема столь обширна, хотя и малоизученна, что требует рассмотрения в отдельной статье.

А.Давлетшин

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/14244/">ISLAMRF.RU: Исторические корни новых мусульман –мифы и реалии. Часть первая </a>