RSS | PDA | Архив   Пятница 12 Август 2022 | 1433 х.
 

Особенности погребального обряда некоторых мусульманских этнических общин

25.11.2010 19:39

Как известно, одним из важнейших моментов культовой практики является погребальный обряд. Традиционно существует мнение, что он относится к числу наиболее устойчивых и сохраняющихся в течение длительного времени. Так ли это на самом деле, происходили ли в нем изменения в этнических средах мусульманских народов советского времени и постсоветского периода, попробуем показать на примере данного исследования. Последнее проводилось в ходе полевых исследований автора в различных этнических средах на протяжении более 15 лет.

 

Применялись следующие методы: включенное наблюдение, обследование кладбищ, а также интервьюирование лиц пожилого возраста и имамов (как хранителей традиций). Включенное наблюдение заключалось в том числе и в том, что в течение этого периода автору неоднократно приходилось участвовать в похоронном обряде представителей различных мусульманских этносов, в том числе и в качестве рядового участника похорон, и имама. Проводились также обследование городских и сельских некрополей, а также изучение документов, касающихся деятельности кладбищ (выделение участков под основные территории некрополей и их увеличение, разделение поликонфессиональных на моноконфессиональные, записи о регистрации захоронений).

 

Интервьюирование проводилось в значительной степени в рамках проекта по составлению серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», начатой в 2006 году. В настоящее время в данной серии вышло 5 томов: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам в Центральной России», и «Ислам на Урале». В настоящее время активно идет работа по шестому тому «Ислам в Поволжье». Каждый из томов носит региональный характер. Временные рамки включают в себя отрезок от появления ислама и его носителей в данном регионе до сегодняшнего времени включительно. Уникальность, выражающаяся в том, что было решено не пропускать регионы и максимально полно восполнять историю ислама во всех регионах России, поставила и ряд задач, в том числе подчас трудновыполнимых. В числе явных заслуг издания было то, что были выявлены явные лакуны в исламоведческих исследованиях по ряду регионов страны. В первую очередь это касалось Центрального Федерального округа (за исключением Москвы, Касимова Рязанской области и Костромы) и Северо-Западного Федерального округа, хотя серьезные пробелы существуют и по ряду регионов Поволжского, Южного, Уральского Федеральных округов. Даже в относительно хорошо изученных регионах существуют серьезные пробелы в изучении ряда этнических общин, сравнительно новых для данной местности. В силу данных причин впервые в истории были проведены полевые исследования, касающиеся жизнедеятельности мусульманских общин и различных их этнических сегментов в целом ряде субъектов Российской Федерации. Не могу ручаться за их абсолютную точность, ввиду того, что при более основательном подходе, возможно, были бы выявлены какие-то дополнительные детали. Но, к счастью, одним из следствий нашей работы явилось то, что ряд ученых увидели эту поднятую проблему и приступили к проведению подобных исследований в своих регионах.

 

Законы шариата предписывают совершение определенного похоронного обряда, включающего в себя омовение тела покойного, обряжение его в саван (кяфен, кафан, кяфеннек), погребальную молитву (джаназа) и его погребение. Все это должно быть совершено в кратчайшие сроки, желательно в день смерти покойного. Собственно, в сельской местности в пунктах компактного проживания мусульманских этносов именно так оно и происходит. Практически весь похоронный ритуал укладывается в один день и происходит в течение суток с момента смерти покойного. Однако в силу ряда целого ряда причин исторического, этнопсихологического свойства в регионах Центрального и Северо-Западного Федеральных округов Российской Федерации наблюдается определенное изменение погребального обряда. Так, представители многих мусульманских этносов везут покойного в местность, откуда он происходит (непосредственно в тот населенный пункт, где он родился или откуда происходят его предки), где и производят захоронение. При этом происходит своеобразное разделение, «разнесение» похоронного обряда. Первая его часть происходит по месту смерти покойного и заключается в омовении его тела, обряжении в саван и совершении джаназа. После этого тело покойного отправляется к месту его происхождения, как правило, в сопровождении родственников. Там, на месте, вторично совершается джаназа и производится захоронение. Автору лично приходилось участвовать в первой части подобного ритуала в качестве имама, что свидетельствует о том, что в подобном качестве привлекаются представители не только своего этноса (в данном случае представители одного их малочисленных народов Южного Дагестана), но и иноэтничные имамы.

 

Эти особенности в условиях Центральной России в настоящее время характерны для представителей таких этнических общин, как азербайджанцы, дагестанцы, таджики, узбеки, вайнахи (у последних это правило нарушалось в основном в связи с боевыми действиями в Чечне). Немногочисленные нарушения указанного порядка связаны с причинами либо материального характера, либо физической невозможности, либо большой статусности погребаемой персоны (похороненные на мусульманской участке крайне престижного Даниловского кладбища чеченцы М. Эсамбаев, З. Бажаев, дагестанец Ц.Магомедов и некоторые др.).

 

Для татар, башкир, представителей мусульманских этнических общин дальнего зарубежья и новых мусульман проведение похоронного обряда с такими особенностями в настоящее время нехарактерно. Однако в прошлом, а также в отдельных случаях и сейчас совершение похорон по указанной схеме имело место и среди татар. Как правило, это практиковалось и практикуется среди мигрантов первого поколения, реже – второго.

 

Окончательно перенос совершения захоронения по месту проживания связан с разрушением связей с местом происхождения (селом, деревней), когда понятие «дома», «у нас» твердо увязывается с пунктом непосредственного проживания. Таким образом, можно утверждать, что именно проведение похоронного обряда является одним из важнейших маркеров уровня интегрированности мигрантов в принимающем сообществе.

 

Этот момент даже отмечается на проповедях – хутбах и вагазах, например, известный московский общественный деятель и проповедник Мухаммад Биджиев (Карачай) справедливо отметил на одной из хутб, прочитанной перед преимущественно кавказской аудиторией в Москве: «Почему мы даже своих покойников здесь не хороним, и пока этого не произойдет, мы будем разделять Кавказ и Россию». Таким образом сам факт места окончательных похорон справедливо был признан в качестве маркера идентичности.

 

Экстраполируя модель поведения современных мусульманских этнических общин на прошлое, можно прийти к выводу, что появление мусульманских кладбищ (или участков на кладбищах) генетически связано лишь со вторым поколением мигрантов и имеет хронологическую привязку к средней продолжительности жизни этого поколения.

 

Следовательно, временной разрыв между появлением компактного расселения мусульман и организацией мусульманского участка на кладбище составляет примерно 50 лет. Ряд наблюдений в различных регионах Центральной России приводят к тем же самым результатам.

 

При проведении исследований советского периода бытования мусульманских общин Центральной России, Северо-Запада, а также ряда городских общин Поволжья и Урала важно учитывать вышеуказанные особенности. Так, на мусульманских кладбищах городских общин Центральной России присутствует определенная доля захоронений мусульман нетатарского происхождения, однако она крайне мала и несравнима с реальным весом этих народов в мусульманских общинах (по крайней мере, не соответствует доле этих народов согласно данных переписей). Данная диспропорция указывает на возможность того, что систематический вывоз покойных ряда этносов на родину с целью последующего захоронения происходила и в советский период. Вместе с тем появление немногочисленных захоронений представителей этих этносов на мусульманских кладбищах советского периода могло иметь и случайный характер (например, совместный брак с местными мусульманами).

 

Изучение советской и современной мусульманской некрополистики и этнографических особенностей похоронного обряда этого же периода времени находится в крайне зачаточном состоянии. Возможно, что выявленные тенденции – далеко не единственные в длинном списке того, что можно было бы проявить при более внимательном подходе к изучению этих явлений.

 

 

Источники:

Китаб аль-джаназа. Погребальный обряд в исламе / Под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. – Н. Новгород, 2007;

 

материалы полевых исследований автора;

 

Тахмаз Абдалхамид. Ханафитский фикх. Каноны религиозной практики. Т. 1. – Н. Новгород, 2007;

 

статьи «Особенности похоронного обряда мусульманских этнических общин ЦФО», «Мусульманская община Тамбовской области», «Мусульманская община Курской области», «Переписка городской администрации Тулы с неофициальным имамом З.А.Давыдовым» энциклопедического словаря «Ислам в Центрально-Европейской части России» М.-Н.Новгород, 2009.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/14293/">ISLAMRF.RU: Особенности погребального обряда некоторых мусульманских этнических общин</a>