RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Башкиры и башкиро-мусульманское влияние за пределами Башкортостана – опыт изучения в словарях «Ислам в РФ»

07.04.2011 11:04

Обычно башкир и башкирское влияние не принято связывать с исламом. В том числе распространяется точка зрения о якобы неглубокой и весьма поверхностной исламизации этого народа, а также о том, что он не оказывал влияния на процессы, происходящие в мусульманском сообществе России. В особенности за пределами Башкортостана. Хотя нам эта точка зрения представляется глубоко ошибочной   – недаром деятельность таких сыновей башкирского народа, как Зайнулла Расулев, Ризаэддин Фахреддинов, Ахмет-Заки Валиди Тоган, ишаны Курбангалиевы, выходила далеко за пределы современной Республики Башкортостан. А ведь мы назвали всего лишь несколько имен, хотя и наиболее ярких. Между прочим, основные этапы жизни всех вышеназванных персоналий проходили за пределами Республики Башкортостан. Шейх Зайнулла Расулев значительную часть жизни прожил в Троицке (Челябинская область), где, собственно, и прославился. Ахмет-Заки Валиди Тоган, хотя и родился и вырос в республике, большую часть жизни провел в эмиграции, Курбангалиевы же происходят из Аргаяша в Челябинской области и с Башкортостаном связаны исключительно тем, что они башкиры. 

 

Кроме того, при анализе реального положения дел в вопросе башкирского влияния за пределами республики следует учесть, что башкиры составляют значительную часть мусульманского населения в таких регионах, как Челябинская, Свердловская, Курганская, Оренбургская, Пермская  области. При современных миграционных процессах сформировалась значительная башкирская община на севере Тюменской области, в республике Коми, промышленных и столичных центрах нашей страны.  

 

На территории современной Оренбургской области проживают башкиры, относящиеся к юго-восточной географической группе. В ее состав вошли племена: юрматы, бурзян, усерган, тангаур, тамьян и кыпчак. Кроме того, по течению рр. Ток и Самара проживают башкиры, относящиеся к ток-чуранской локальной территориальной группе. На территории Курганской области проживают потомки племен ай, табын, катай, сальют, бикатин и др. На территории Свердловской области находились вотчинные земли башкир Упейской, Сызгинской, Больше-Кущинской и Терсятской волостей. В XIII-XIV вв. на территорию современного Пермского края проникло племя гайна. В Челябинской области располагаются земли преимущественно северо-восточных башкир, относящихся к айлинцам, катайцам и табынцам, в свою очередь делящимся на родовые группы: ай, кудей, мурзалар, дуван, косы, упей, сызгы; катай, салъют, бикатин, сынрян, терсяк, калмак; табын, кувакан, сырзы, бишул, кумрук, бадрак. Все эти родоплеменные группы представляют автохтонное население этих регионов.    

 

В послевоенный период наблюдалась значительная миграция башкир из Башкортостана в Республику Коми, Пермскую, Челябинскую  и Свердловскую обл. Как правило, эта миграция была связана также с процессом урбанизации башкирского населения. Другим источником формирования городского башкирского населения явилась урбанизация местного сельского башкирского населения.

 

В настоящее время за пределами Башкортостана наиболее высока численность башкир регионах Урала довольно высока. По данным переписи 2002 г., в Оренбургской области проживает 52,7 тыс. башкир, что составляет 2,4% населения. В Пермском крае насчитывается 40,7 тыс. башкир (1,44% населения), компактно проживающих в Бардымском (где составляют 95 % населения), Березовском, Кишертском, Кунгурском, Куединском, Лысьвенском, Пермском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском, Чернушинском р-нах. В Свердловской обл. насчитывается 37,3 тыс. башкир (0,83% населения), преимущественно сельчан, которые компактно проживают в Красноуфимском, Михайловском, Нижнесергинском, Артинском и Каменских р-нах. В Курганской обл. проживает 15,3 тыс. башкир (1,5% населения), они компактно расселены в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском р-нах. В Удмуртии насчитывается 4,3 тыс. (0,28% населения), в Республике Коми – 3,2 тыс. (0,31%), проживают в городах, гл. образом в Усинске, значительную часть населения которого составляют выходцы из северо-западных и западных р-нов Башкортостана.  Наибольшая башкирская община за пределами Башкортостана насчитывается в Челябинской обл. - 166,4 тыс. чел., что соответствует 4,62 % от населения региона. Значительную часть башкир Челябинской обл. составляет сельское население, в т.ч. компактно проживающее в Аргаяшском, Кунашакском р-нах и окрестностях г.Магнитогорска.

 

За пределами Уральского региона крупная группа башкир проживает также в Перелюбовском и Пугачевском районах Саратовской области – камеликские башкиры. Также значительные общины башкир образовались в Москве и Санкт-Петербурге. 

 

Все эти локальные группы или описаны в серии словарей «Ислам в РФ» («Ислам в Москве», ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам на Урале») или находятся в стадии описания.

 

Фиксируется значительное политическое и религиозное участие и влияние башкир во многих процессах Российской империи и СССР. Во многом это было обусловлено наличием такой неординарной военно-административной структуры, как Башкиро-мещеряцкое войско. Здесь необходимо отметить, что наличие башкир и башкирских племен, как организованной военно-политической силы, давало возможность сохранения самобытности и многим другим народам.  Именно на территории войска, а в более ранние исторические периоды зоны расселения башкирских патронимий, к XIX веку сконцентрировалось наибольшее количество татарского дворянства после утраты последними большинства земель в Мещере и Волго-Вятском регионе. Также на территории войска сформировались наиболее компактные районы расселения сохранивших свои традиционные верования восточно-финских народов – в данном случае марийцев и удмуртов, а также чувашей. По крайней мере, единственная группа сохранивших традиционные верования удмуртов – закамские удмурты проживают в Башкортостане, а также в прилегающих к нему  районах Пермского края и Свердловской области. Там же проживают и восточные марийцы, группа марийцев, также в наибольшей степени сохранившая свою самобытность. Надо ли упоминать, что все эти районы входили в земли Башкиро-мещеряцкого войска, благодаря чему, собственно, эти группы и сохранились.

 

В отличие от других мусульманских народов башкиры в полном составе имели статус военно-служилого сословия. Это было обусловлено созданием 10.04.1798 г. императором Павлом I иррегулярного Башкиро-мещерякского войска с одновременным введением  кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 г. Данным указом башкирское и мишарское население края были переведены в военно-служилое сословие и обязывались нести пограничную службу на восточных рубежах России. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды Пермской губ.), 3-го (Троицкий уезд Оренб. губ.) и 4-го (Челябинский уезд Оренб. губ.) кантонов. В 1802-03 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м. за пределами современной Республики Башкортостан находилось и войсковое командование и главный культурно-административный центр башкир – Караван-Сарай в Оренбурге. 

 

После ликвидации войсковой структуры башкиры продолжали сохранять достаточно высокий социальный статус и значительные земельные наделы. Во многом этим было обусловлен достаточно высокий процент башкир среди мусульманских депутатов Государственной Думы, а также наиболее высокий уровень светского образования среди мусульманских народов России после литовских, и может быть, касимовских татар. При этом образование носило главным образом военный характер.  

 

В целом история становления башкирской государственности и этнокультурного развития башкир тесно связана с Южным Уралом: Оренбуржьем и Троицком (ныне Челябинской обл.). В 1917 г. в Оренбурге прошли I и III Всебашкирские Курултаи, объявившие о создании нац.-тер. автономии и образовавшие первое Башкирское пр-во во главе с Ю.Ю. Бикбовым. В г. Оренбурге, в здании Караван-Сарая размещался Временный революционный совет Башкурдистана. В начале июня 1918 г., с прибытием А.-З. Валидова в Челябинск, здесь были сформирован Башкирский военный совет и Башкирская армия, активно действовавшая на территории Урала, созданы национальные учреждения. Борьба за создание государственности завершилась созданием 20.03.1919 г. Башкирской АССР. Другим центром формирования башкирских частей Красной армии был Саранск – столица современной Мордовии.  

 

Особый интерес вызывает история образования и существования периферийных участков Башкирской АССР в современных Челябинской, Курганской и Оренбургской областях. В период становления советской власти во многих регионах, в том числе, населенных мусульманскими народами, национально-автономное деление заметно отличалось от современного, впоследствии подвергшегося территориальным переделам.  В значительной степени это касается фрагментов территорий современных Челябинской, Курганской и Оренбургской области, вошедших в состав образованной Автономной Башкирской Советской Республики, называемой также малой Башкирией.

 

Она была образована в 1919 г. на землях, большинство сельского населения которых составляли этнические башкиры. Малая Башкирия была образована из ряда волостей, прежде входивших в Оренбургский, Орский, Верхнеуральский, Троицкий Челябинский уезды Оренбургской губернии, Шадринский, Екатеринбургский, Красноуфимский уезды Пермской губ., Златоустовский, Уфимский, Стерлитамакский уезды Уфимской губ. Одной из характерных особенностей территории являлось почти полное отсутствие городов (исключение – Белорецк), развитой промышленности и транспортной инфраструктуры. Одним из пунктов соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии значилось, что «железные дороги, заводы и рудники на территории Башкирии остаются в непосредственном ведении центральной Советской власти». За основную таксономическую единицу административного деления был положен кантон, по образцу Башкиро-мещеряцкого войска. Согласно первоначальному административному делению в малую Башкирию входили следующие единицы – кантоны:  Джитировский, Кипчакский, Усерганский, Бурзян-Тангуровский, Тамьян-Катайский, Аргаяшский, Яланский, Кущинский, Дуванский, Кудейский, Табынский, Юрматынский, Ток-Чуранский. При этом в документе административные центры кантонов приводятся с указанием их прежнего подчинения. В состав малой Башкирии включалось большое количество анклавов, таковыми являлись: Аргаяшский, Яланский, Ток-Чуранский кантоны, а также г. Сеитово (Каргалы) и отдельные башкирские села. В то же время ряд русских сел выделился из состава малой Башкирии. Одной из характерных черт малой Башкирии являлось то, что административные центры кантонов располагались в небольших башкирских селах, а столица - в башк. с. Темясово.

 

Впоследствии при преобразовании Башкирской АССР, связанным с включением в ее состав большей части бывшей Уфимской губернии часть территорий, ранее входивших в состав Малой Башкирии, была из состава автономии выведена. Таковым оказался ранее анклавный  Яланский кантон, переведенный в состав Челябинской обл. по декрету ВЦИК от 14 июня 1922 г. Тем же документом в БАССР передавался г. Миасс с рядом близлежащих волостей и район г.Магнитной. Впоследствии эти территории были возвращены Челябинской области.  Впоследствии из Яланского кантона были образованы Сафакулевский и Альменевский р-ны Курганской обл.

 

В 1924 г.  Киргизской АССР был передан  Ток-Чуранский кантон, в настоящее время находящийся в составе  Оренбургской обл. (Красногрвардейский район).

 

Бывший Аргаяшский кантон (совр. Аргаяшский, Кунашакский и частично Сосновский р-ны Челябинской обл.) функционировал в качестве административно-территориальной единицы Башкирской АССР до 17 января 1934 года, когда отошел к вновь организуемой Челябинской области на правах Аргаяшского башкирского национального округа Постановлением Президиума ВЦИК от 17 ноября 1934 Аргаяшский национальный округ был ликвидирован.

 

Особый интересе вызывает вопрос т.н. Кувандыкского коридора, образовавшегося в результате состоявшегося в марте 1935 г. очередного территориального преобразования. Последнее выразилось в передаче части Зианчуринского р-на (образован в 1930 г. из Усерганской и Салиховской  волостей Зилаирского кантона, ранее существовала Кувандыкская волость в составе Усерганского кантона) Оренбургской обл., что привело к уничтожению общих участков границы между Казахстаном и Башкортостаном. 

 

В результате произошедших преобразований возникло несколько анклавов с башкирским населением в Челябинской, Оренбургской и Курганской обл.; все эти анклавы ранее  являлись частями Малой Башкирии. В настоящее время на территории этих этнических анклавов, потерявших статус национальных автономий, продолжается башкирская культурная жизнь, функционируют мечети, медресе.  Более того, известно, что башкирское население этих анклавов в настоящее время имеет тенденцию к росту своей численности, обладает положительными абсолютными и относительными демографическими характеристиками. Для него характерны крепкие хозяйства и устойчивость «сельских миров», ярко выделяющиеся на общем фоне.  

 

Таким образом, мы видим, что проживание башкир и башкиро-мусульманское влияние прослеживается далеко не только в Республике Башкортостан, но также и в ряде других регионов страны. Наиболее сильно оно в уральских регионах, в несколько меньшей степени проявляется в нефтедобывающих районах Тюменской области и Республики Коми, столичных регионах и крупных промышленных центрах Сибири. Это влияние имеет давние исторические корни,  продолжается на современном этапе и не имеет предпосылок для снижения в дальнейшем. Изучение этих процессов попадает в сферу научных интересов, в том числе в рамках работы по серии словарей «Ислам в Российской Федерации».    

 

Ахмад Макаров

 

На фото: Р. Фахреддин с семьей. Уфа, 1900 г.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/15636/">ISLAMRF.RU: Башкиры и башкиро-мусульманское влияние за пределами Башкортостана – опыт изучения в словарях «Ислам в РФ»</a>