RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мусульманская община Владимирской области

29.04.2011 15:42

9 апреля во Владимирской области состоялось открытие после реконструкции молитвенного дома владимирской мусульманской общины. В торжественных мероприятиях приняли участие председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль ГАЙНУТДИН и большая делегация духовенства. В связи с этим радостным событием предлагаем вам познакомиться с историей и современной жизнью мусульман Владимирской области.

 

Владимиро-суздальские земли, составляющие значительную часть современной Владимирской области, в течение длительного времени являлись ближайшим соседом Волжской Булгарии, в которой Ислам в 922 году был принят в качестве государственной религии, а распространяться начал гораздо раньше. Несомненен и тот факт, что мусульманское влияние на территорию современной Владимирской области всегда было достаточно значительным. В Х–ХI веках булгарскими купцами велась активная торговая деятельность среди финского населения Верхнего Поволжья, в том числе Окско-Клязьминского междуречья, свидетельствами чего являются клады дирхемов. Крупнейшие из них — Муромский (11 тысяч монет и более 5 кг их обломков), Борковский (около 500 монет). Содержатся булгарские дирхемы и в погребениях.

 

Использовалась территория Владимирской области мусульманскими купцами и для транзита, в том числе на территорию Подмосковья, где найдено 11 кладов куфических монет IX–X веков по реке Оке и 4 — в среднем течении Москвы-реки. Доказательством особо доверительных отношений волжских булгар с окскими финнами (меря, мурома), населявшими территорию нынешней Владимирской области до включения этих земель в орбиту русской государственности, является факт массовой миграции этого финского населения в Х–ХI веках в Волжскую Булгарию, фиксируемый как археологически, так и летописными источниками. В «Сказании о царстве Казанском» говорится: «Наполни такими людьми землю ту еще ина черемиса, зовемая отяки, тое же глаголют ростовская чернь, забежавши та от крещения русского в болгарских жилищах». Е. П. Казаков связывает исход части мери и веси как с бегством от христианизации, так и с волнениями конца XI века в Суздальской земле.

 

В XI веке с образованием русских княжеств на территории Владимирской области наступает летописный период фиксации мусульманского (булгарского) влияния на данных землях; в силу определенной ангажированности летописцев основное внимание в этих отношениях уделялось военным аспектам. В татарской общине Владимирской области с этим периодом связан мифологический сюжет о якобы построенной Андреем Боголюбским мечети во Владимире для своей жены-булгарки. Несмотря на свою гротескность, этот сюжет показывает степень укорененности мусульман на владимирской земле и возведение ими своих корней к периоду основания города.

 

В последовавший после 1238 года ордынский период интенсивность мусульманского влияния в различных русских княжествах резко возрастает. Это связано в том числе и с наличием в ряде городов баскаков, и с присутствием таких особых образований, как тьма. Некоторые исследователи (К. А. Аверьянов) указывают на существование подобной тьмы и в г. Муроме, где, по их мнению, находилась в те годы резиденция «великого баскака Владимирского». Доказательной базой для данного предположения является найденный в XIX веке в Муроме фрагмент баскаческой печати. В литературе (Г. Вернадский) упоминается также Владимирская тьма. Учитывая тот факт, что в ряде великокняжеских столиц размещались ханские подворья, можно гипотетически предположить наличие подобной резиденции и во Владимире. Об активных торговых, культурных и политических связях владимирской земли с Золотой Ордой и другими государствами Востока говорят многочисленные археологические свидетельства.

 

В связи с ослаблением центральной власти в Орде часть татарских феодалов переходила на службу к русским князьям. Вследствие этого в различных местах современной Центральной России образовался ряд татарских анклавов, население которых впоследствии стало известно как служилые татары. Одним из мест поселения служилых татар явился участок на стыке Владимирской и Ивановской областей (Вязниковский, Ландехский и другие районы), где в XV–XVI веках проживали мугреевские татары.

 

В постордынский период часть территории Владимирской области относилась к так называемой Казанской украине. Особам царской крови отдавались в кормление города, одним из которых был Юрьев?Польский, где сидели бывший казанский хан Абдул-Латиф бин Ибрагим, астраханский царевич Гайбулла бин Аккубек. Активно привлекались татарские феодалы и в качестве воевод. Так, во Владимире в 1537 году сидел на воеводстве царь Шигалей [Шах-Али бин Шейх-Аулиар], в 1541 году — он же: «шибанский царевич Шиалей (Шигалей Шиговлиарович) да Магмет мирза Камбар Мурзин (Мемет мирза Канбар Мурзин)»; в 1608 году — князь Третья Сеитов. В Муроме в 1505 году — воеводы «Большого полка царевичи Салтаган да Зенай» (Джанай бин Нур-Даулет). Царевич Джанай же был воеводой Большого полка в октябре 1506 года и в передовом полку в ноябре этого года. В Муроме в июне 1520 года «в царев приход, как царь крымский Магмет-Гирей, Менгли-Гиреев сын, реку Оку перелез, а в те поры воеводы были по берегу: царевич Акдовлет Ахтуртов сын». В Юрьев?Польском, помимо уже упомянутых Чингизидов, отмечается сын касимовского хана Ураз-Мухаммеда — Магомет-Мурат (1609 год). Кроме того, в списке воевод упоминается ряд персон с непонятной этноконфессиональной принадлежностью (Мурза Ковалев, Омшан Бобоедов и т. д.).

 

К тому же времени относится датированная 1534 годом грамота по спорному делу о сельце и деревне, проданных Шарапом Баскаковым Троицкому Махрищскому монастырю. Имеются упоминания тюрко-мусульманских имен и фамилий в документах, относящихся к другим населенных пунктам современной Владимирской области.

 

К периоду, предшествующему ликвидации мусульманского помещичьего землевладения, относится упоминание о поместьях дворян-мусульман Кулчюмовых в Суздале, Семендеровых и Шейдяковых в Ростове, Тевкелевых во Владимирском уезде, Чегодаевых в Муромском уезде.

 

Постоянное мусульманское население в регионе фиксируется с XIX века. В городах Владимир и Муром существовали места компактного проживания мусульман, главным образом татар. По утверждению д. и.н. А. К. Тихонова, в районе современного Тракторного завода в г.  Владимире существовала Татарская слобода ?—?компактное расселение татар, исчезнувшее не ранее 1940?х годов. Известно также, что в 1877–1878 годах во Владимире проживало большое число турецких военнопленных. В 1886–1891 годах начальником Муромского гарнизона являлся Хамби Туганов (1838–1917), выходец из мусульманской семьи, сын первого генерала-осетина Асламбека Туганова. По переписи 1897 года во Владимирской губернии проживало мусульман: 353 мужчин и 32 женщины.

 

Основной приток мусульманского населения пришелся на советский период истории, когда на промышленные предприятия Владимирской области вербовали татар из Горьковской области, Чувашии и Мордовии. Известно о существовании незарегистрированных мусульманских общин во Владимире и Муроме в советский период.

 

При полевых исследованиях был выявлен советский период существования мусульманской общины во Владимире. Известны имя и регион происхождения неофициального муллы Владимира до 1946 года: Фаттях-хазрат (Фатах), уроженец Пензенской области или Мордовии. Начиная с 1946 года, неофициальными имамами Владимира являлись представители семьи Сафиных — выходцев из с. Татарское Маклаково Спасского района Горьковской области, переехавшие во Владимир в 1946 году: Исмаил, Яхья Абдулла-углы, Шакер, Хамзя. Представители этой же династии оказали значительное влияние и на институционализацию современной мусульманской общины Владимира. Молитвенные собрания проводились в доме Шакера Сафина по адресу: ул. Добросельская, дом 152, до тех пор, пока в 1992 году ему как ветерану не была выделена квартира. На праздники собиралось по 60–70 человек; несмотря на то что такое скопление народа не могло остаться незамеченным, городские власти на это не реагировали.

 

Новый, современный этап существования мусульманской общины Владимирской области начался в конце 1980?х годов. Согласно переписи 1989 года, в области из мусульманских этносов проживали татары (9,2 тысячи человек, или 0,56% населения области, третье место из всех наций), азербайджанцы (1,9 тысячи), казахи (1,2 тысячи), узбеки (1,1 тысячи).

 

В межпереписной период 1989–2002 годов произошло сокращение населения области на 124,7 тысячи человек. Несмотря на это, переписью 2002 года фиксируется рост мусульманского населения: общее число представителей мусульманских народов составило 16,7 тысячи человек, что соответствовало 1,1% населения области.

 

По-прежнему самым крупным мусульманским этносом области являлись татары, численность которых, по данным переписи 2002 года, снизилась до 8,7 тысячи человек (хотя на фоне общей депопуляции в регионе доля татар чуть выросла до 0,57%); суммарная численность вместе с близкородственными башкирами составила 9,4 тысячи человек. Наряду с этими данными существует также мнение о трехкратном занижении численности татар в 2002 году переписчиками. В числе факторов, повлиявших на увеличение татарского населения региона, называется миграционный прирост из Средней Азии и районов Крайнего Севера.

 

Татарская община является наиболее древней и укорененной из остальных мусульманских этносов на владимирской земле. Однако дальнейшая судьба локальных групп средневековых служилых татар Юрьева-Польского и мугреевских неизвестна. Не изучено формирование татарской общины Владимирской области и в Новое время. Известно лишь, что не позже XIX века в регионе сложились места компактного расселения татар в городах Владимир и Муром, причем в последнем (находилось в районе Фанерный) оно перестало существовать сравнительно недавно. Наиболее значительный его пласт возник за счет приезжих уже в советское время. При этом во многих населенных пунктах татарское население состоит из выходцев из определенных местностей. Так, в татарской общине Мурома преобладают выходцы из Спасского района Нижегородской области и Чувашии, в Камешковском районе — из Лямбирьского района Мордовии и с. Шигырданы Чувашии. В 1950–1980?х годах значительную роль в татарской общине г. Владимира играли выходцы из Спасского района Нижегородчины.

 

Татары сыграли ведущую роль в институционализации мусульманской общины, образовав РОМ «Махалля» и другие структуры. Наиболее активны татары и в социальном плане.

 

Следующим по размерам этносом являются азербайджанцы, численность которых оценивалась переписью 2002 года в 3,1 тысячи человек (0,2% населения). По оценкам, в настоящее время эту цифру можно увеличивать в 3–4 раза, причем это касается только азербайджанцев — российских граждан. В религиозном плане до 70% владимирских азербайджанцев составляют шииты. Шиитская община Владимирской области, руководимая Хикметом Алиширин-оглы Мамедовым, достаточно активна и оказывает серьезное воздействие на азербайджанское население региона. В ее деятельности наблюдается некоторая двойственность — сотрудничая с РОМ «Махалля», она проявляет известную обособленность от последней. Официальную регистрацию шиитская община получить не смогла, что не мешает ей проявлять активность в социальном плане.

 

Несмотря на уменьшение численности в межпереписной период, община выходцев из Центральной Азии становится на сегодняшний день наиболее быстрорастущей мусульманской общностью в регионе. Общая ее численность по переписи 2002 года составила 2 тысячи человек, из которых выделялись узбеки (0,8 тыс.), таджики (0,5 тыс.), казахи (0,4 тыс.), туркмены (0,2 тыс.) и киргизы (0,1 тыс.). При этом все мусульманские лидеры региона, непосредственно работающие с населением, выразили сомнение в соответствии указанных цифр действительности. По мнению Р. Ибрагимова, перепись занижала показатели по узбекам и таджикам. Кроме того, следует учитывать не зафиксированных по переписи условно временных и трудовых мигрантов, среди которых преобладают узбеки и таджики. Так, только на тракторном заводе трудятся более 300 узбеков, еще большее их число занято в системе ЖКХ и сельском хозяйстве. Выходцев из данного региона отличает высокая степень религиозности. Ввиду этнической и культурной близости узбеков и татар интеграция узбекского населения в российский социум значительно ускоряется в общинах с татарским доминированием, что наглядно видно именно во Владимирской области.

 

Общая численность дагестанцев в регионе составляла 1,3 тысячи человек, из которых выделялись лезгины (0,4 тыс.), аварцы (0,3 тыс.), даргинцы (0,2 тыс.), и кумыки (0,1 тыс.). Вайнахская община составляла в 2002 году 0,5 тысячи человек, из них 0,4 тыс. чеченцев. Мусульман из стран дальнего зарубежья (турки, арабы) в регионе немного — 0,2 тысячи человек. Община выходцев из Северо-Западного Кавказа также немногочисленна (0,2 тысячи человек).

 

По альтернативным итоговым оценкам, численность мусульманской общины области приближается к 50 тысячам человек: во Владимире — 12 тысяч, в Коврове — 9 тысяч, в Камешкове — 4 тысячи, в Муроме — 3 тысячи, в Кольчугине, Вязниках, Гороховце, Александрове, Киржаче, Юрьев?Польском и Гусь-Хрустальном — примерно по 1 тысяче. Немалое число мусульман также проживает в сельской местности. Община имеет тенденцию к неуклонному росту, особенно в связи с сокращением трудоспособного населения региона.

 

Мусульманская община региона достаточно рано приступила к своей институционализации. В качестве исламского культурного центра община г. Коврова была зарегистрирована уже в 1988 году, в это же время оформилась в качестве татарского общественного центра мусульманская община г. Владимира. Последняя уже в 1992 году была зарегистрирована как РОМ «Махалля» (одноименные владимирская и ивановская РОМ были зарегистрированы в один год и стали первыми религиозными организациями мусульман в Центральном федеральном округе за пределами Москвы и Московской области). В 2007 году была зарегистрирована РОМ в Муроме. К 2009 году во Владимирской области насчитывалось 3 зарегистрированные мусульманские религиозные организации (Владимир, Ковров, Муром) и несколько религиозных групп, образованных по территориальному и этническому признакам (среди последних — одна шиитская азербайджанская). В 2011 году была зарегистрирована Централизованная религиозная организация мусульман «Мухтасибат Владимирской области» в составе Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) во главе с Ринатом Ибрагимовым.

 

Мусульманская община Владимирской области предпринимает усилия по своей социализации, причем основной объем этой работы приходится на РОМ «Махалля» г. Владимира, которая в последнее время добилась заметных успехов на этом пути.

 

Ахмед Макаров,
ответственный редактор серии словарей
«Ислам в Российской Федерации»

 

 

Ринат Ибрагимов (23.09.1984 г.р.) — религиозный деятель, имам г. Владимира с 2007 года. Родился в с. Старый Мастяк Старокулаткинского района Ульяновской области. В 2007 году окончил Российский исламский университет (Уфа), вскоре после этого был приглашен на работу имамом г. Владимира в РОМ «Махалля». С 2011 года — председатель и имам-мухтасиб ЦРОМ «Мухтасибат Владимирской области», пишет дипом на базе РАГС при Президенте РФ.

 

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/15884/">ISLAMRF.RU: Мусульманская община Владимирской области </a>