RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны: на пути к общей победе

10.05.2011 18:01

С каждым годом мы узнаем все больше о том, как сложна была победа над гитлеровской военной машиной, сколь значительны были потери молодежи в регулярных частях Красной армии в первые месяцы войны, как велика была роль резервистов и тружеников тыла в самые трагические дни войны. И здесь волей-неволей вспоминается теория Владимира Вернадского о том, что победа советских людей над нацизмом была победой в борьбе между вселенскими силами добра и зла. Стоит отметить, что мусульманские религиозные лидеры с самого начала понимали звериную сущность нацизма, были противниками любых тоталитарных режимов. Вызывает восхищение то, как эти уже немолодые люди, потерявшие большинство своих соратников, лишенные официального доступа к широким массам населения, сумели доказать свой авторитет перед миллионами верующих и властями советского государства.

 

Как известно, в первые годы своего существования советское государство вело достаточно гибкую политику по отношению к мусульманам. Она включала в себя частичное признание норм шариатского права, возможность полулегальной деятельности медресе и мектебов, издание журнала «Ислам маджалласы», созыв всероссийских (фактически всесоюзных) съездов и даже участие в мусульманских форумах за рубежом. Эта политика была вызвана как поиском союзников в странах мусульманского мира (основным противником СССР тогда была Великобритания), так и потребностью изолировать движение сопротивления в мусульманских регионах СССР, в том числе и вооруженное. Однако концу 1930?х годов были ликвидированы все мусульманские учебные заведения, духовные управления мусульман и другие органы религиозного самоуправления в Средней Азии, Закавказье, Крыму, на Северном Кавказе, Башкирское духовное управление. Одновременно были закрыты почти все мечети, по обвинению в национализме была уничтожена и почти вся элита мусульманских народов, получившая образование преимущественно в медресе. В Уфе сохранилось Центральное духовное управление мусульман, но большая часть его лидеров была уничтожена по «делу о заговору руководителей ЦДУМ» 1936 года. По жестокой иронии судьбы их обвинили в «шпионско-диверсионной деятельности» в пользу Германии, Японии и Финляндии. Из опустевшего здания ЦДУМ на Тукаевской улице и.?о. муфтия Габдуррахман Расули, используя опыт своего отца, шейха нашбандийи Зайнуллы-ишана, устанавливал контакты с регионами через бродячих проповедников. К западу от Оки осталась действующей только Московская Соборная мечеть.

 

В 1941 году в бессмысленной попытке само­уничтожения начинается новая кампания, направленная на ликвидацию основ веры в СССР. Так, если в 1922 году на территории Башкирской АССР находилось 2507 мечетей, то к 1941 году их осталось только 12. К сожалению, эту антирелигиозную кампанию останавливает только нацистское вторжение. К лету 1941 года гитлеровцы обладали большим опытом использования национально-религиозных конфликтов для раскола многонациональных государств. К примеру, в апреле 1941 года они воспользовались сербско-хорватскими, то есть православно-католическими, противоречиями для ликвидации Югославии всего за неделю. В западных пограничных районах СССР в качестве «пятой колонны» действовали прибалтийские и украинские националисты. В первые же месяцы войны Германия получила доступ к советским хлебу, углю, железной руде и многомиллионным людским ресурсам СССР. Однако Гитлер не получил главный приз: нефть Грозного и особенно Баку. А пока бесноватый фюрер принимает муфтия Иерусалима, разыг­рывая из себя покровителя мусульман, способствует открытию мечетей на оккупированных территориях. Гитлер даже признается в своем уважении к татарам.

 

Глубоко символично, что собрание 12 имамов происходит в Уфе в мае 1942 года, накануне провала советского наступления под Харьковом и нацистского наступления на Волгу и Кавказ. Война приходит на исторические земли Великой Булгарии, Хазарского каганата и Золотой Орды, откуда Ислам пришел на земли будущей России. Эти ассоциации были живы и в годы войны: даже в официальном письме тружеников Татарской АССР фронтовикам-татарам языком дастана «Едигей» говорится о борьбе за «Идель-йорт» («Дом-Идель, «Страна-Поволжье»). В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» утверждается: «Великий Аллах в Коране говорит: “Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых” («аль-Бакара», аят 186)».

 

Разумеется, в то время официальная советская пропаганда и наука не признавали Коран не только словом Божьим, но и как основу для мировоззрения значительной части человечества, включая и советских граждан-мусульман. Однако в наиболее трагические дни конца весны — лета 1942 года советский режим не мог позволить себе идеологических дискуссий. В отличие от предыдущих войн в дни Великой Отечественной нашему государству нужна была полная мобилизация ресурсов мусульманских регионов.

 

В «Обращении…» было сказано также: «Великий Пророк Мухаммед говорит: “Любовь к родине, защита ее есть долг религии”. Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равнозначна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Потеряв хлеб Украины, Черноземья, Дона и Кубани, страна зависела от ресурсов Волго-Уральского региона. Но если продовольствие еще можно было получить по ленд-лизу от союзников, то замены бакинской нефти просто не существовало. С потерей казачьих регионов Северного Кавказа она могла попасть на фронт только через тысячекилометровую дорогу по пустыням Туркменистана и Узбекистана и степям Казахстана.

 

Истощенная многомиллионными потерями наиболее молодых, трудоспособных и образованных граждан, страна не должна была впасть в катастрофическое уныние. В «Обращении…» указывалось: «Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения». Это «Обращение…» было опубликовано в газете «Известия», переводилось на языки народов СССР, распространялось на фронте и в тылу, зачитывалось в мечетях.

 

«Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» стало ключевым источником для легитимности советского руководства в глазах верующих мусульман. Не секрет, что гитлеровцы пытались разжечь массовое восстание среди мусульман Кавказа, используя недовольство верующих репрессиями советского режима. Это восстание должно было подтолкнуть Турцию к удару по советскому Закавказью. Однако режим в Анкаре благоразумно предложил гитлеровцам самим прорваться через Кавказский хребет. При всей нелюбви к тоталитарному сталинскому режиму турецкое руководство во главе с президентом Исметом Иненю, как и большинство лидеров эмиграции тюркских народов, было одновременно и противником нацизма. К тому же турецкие военные прекрасно помнили опыт Первой мировой вой­ны, когда российские мусульмане сохраняли верность своей Родине.

 

Таким образом, лидеры советских мусульман в лице руководителей ЦДУМ, а затем новосозданных духовных управлений мусульман — Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа — показали свой высокий патриотизм в дни Великой Отечественной войны. Они занимались сбором средств для строительства военной техники, помощью фронтовикам и их семьям. Но самой важной заслугой все-таки является «Обращение…» мая 1942 года. Группа чудом уцелевших имамов?мухтасибов крупнейших российских регионов, включая Москву, дала четкую ориентацию мусульманам для их действий в дни великого подвига и трагедии. Речь шла об участии всех членов советской уммы в общем труде во имя Победы. И сегодня мы не должны забывать, что для миллионов советских мусульман наше общее мирное настоящее стало исполнением коранических заветов…

 

 

Айдар Хабутдинов,

доктор исторических наук, профессор

 

Газета «Ислам минбаре», №5, май 2011.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/15980/">ISLAMRF.RU: Духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны: на пути к общей победе</a>