RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

История независимого Дарфурcкого султаната (XIII в. – 1917 г.).

20.06.2011 12:08

Рассматриваемый нами регион Дарфур является одной из провинции Судана, который расположился на крайнем северо-западной части Республики Судан.

 

Имеющаяся информация о древней истории Дарфура, сведения о различных султанатах и племенах из поколения в поколение передавались главным образом устной традицией. Имеются несколько исследований по истории Дарфура, которые, к сожалению, порой содержат противоречивые факты. По этой причине невозможно указать точное время создания государства Дарфура и имя его основателя. По этой же причине в настоящее время нельзя дать четкую историю султаната.

 

Значительные труды возникают и при попытке изложения непрерывной истории региона, в особенности ее раннего периода. Серьезных археологических работ на территории Дарфура до сих пор не проводилось, несмотря на наличие здесь множества памятников материальной культуры. В будущем, вероятно, появится возможность заполнить многие белые страницы ранней истории султаната.

 

История Дарфура начинается с племени Даджо, которое обитало на юге горного массива Джебель Марра. На тот момент Даджо был самым многочисленным племенем в Дарфуре, его представители стали правителями государства в регионе. Точной датировки времени правления династии Даджо не имеется. Хадж Хусейн Адам в своей работе пишет, что династия Даджо появилась в султанате примерно во II веке нашей эры[1]. Сама же династия Даджо предположительно господствовала с X века до середины XIII века по арабской версии[2]. Иную информацию мы находим в исследовательской работе The history and origins of the current conflict in Darfur, где говорится, что династия Даджо находилось у власти примерно с XIII по XVI век[3]. Их власть распространялась на северную и западную часть Дарфура, а также на территорию Джебель Марра.

 

Шейх ад-Дин Осман в своей работе «История об исконных жителей Южного Дарфура» приводит мнение, что до династии Даджо на данной территории существовало королевство Лафрожен, которое было завоевано султаном из династии Даджо[4]. Однако Доктор Хусейн Адам Хадж в своей работе «Размышления и мысли о древней истории Дарфура» говорит, что ни в одном из письменных источников информации о королевстве Лафрожен нет. Также есть мнение, что до прихода к власти династии Даджо в рассматриваемом нами регионе некоторое время господствовало племя загава (примерно с VII по XI век). Предположительно их территория простиралась на юге Дарфура до озера Чад, а на севере региона – до оазисов Египта. Относительно остальных династий исторической информации нет.

 

В первой половине XIII века[5] (по другим версиям, в XV или XVI веке[6]) первый король династии Тунжур Ахмед аль-Макур женился на дочери последнего монарха Даджо, после чего в истории Дарфура появляется новая династия Тунжур. Прибыли они предположительно из Донголы, а проживали к северу от Джебель Марра. Просуществовала династия Тунжур, по арабской версии, до первой половине XVI века[7], по английским источникам – до XVII века[8]. Однако они вынуждены были покинуть территорию Дарфура и перебрались в Вадаи.

 

Его правнук, Султан Дали, является знаменитой фигурой в истории Дарфура. Дали состоял в смешанном браке – его жена была из племени фур.

 

При султане Дали султанат был разделен на провинции и принят уголовный кодекс, который разработал сам султан. Этот труд получил название «Китаб Дали», или в переводе с арабского «Книга Дали». Судебная система «Китаб Дали» основывалась на принципах исламского права и местных обычаях.

 

После правления Султана Дали в истории Дарфура появляется султанат фуров. Мусса Мубарак Хусни приводит цепочку правителей династии фур до англо-египетской экспансии 1874 года[9]:

 

1) Сулейман Солонг б. Куни – 1640–1670.

 

2) Мусса б. Сулейман Солонг – 1670–1682.

 

3) Ахмад Бакр б. Мусса – 1682–1722.

 

4) Мухаммед Даура бин Ахмад Бакр – 1722–1732.

 

5) Умар Ляйль б. Мухаммед Даура – 1732–1739.

 

6) Абдулкасим б. Ахмад Бакр – 1739–1752.

 

7) Мухаммед Тейраб б. Ахмад Бакр – 1752–1787.

 

8) Абдуррахман ар-Рашид б. Ахмад Бакр – 1787–1802.

 

9) Мухаммед аль-Фадль б. Абдуррахман ар-Рашд – 1802–1839.

 

10) Мухаммед Хусейн б. Мухаммед аль-Фадль – 1839–1873.

 

11) Ибрахим б. Мухаммед Хусейн – 1873–1874.

 

После смерти Султана Дали к власти пришел его внук Сулейман, известный у племени фур как Сулейман Солонг[10]. Относительно его времени правления история приводит несколько мнений: в одном источнике говорится, что он правил с 1650 по 1680 год[11], Ж.П. Ламптен же говорит, что султан правил с 1640 по 1670 год[12]. В истории Сулейман Солонг известен как храбрый воин, история приписывает ему более тридцати удачных военных походов. Под его руководством были завоеваны такие племена, как загава, берти, бейго и часть племени масалит.

 

Считается, что он основал династию Кира из племени кунжаро, а она, в свою очередь, была одним из ответвлений племени фур[13]. Поэтому в истории он известен как основатель султаната фур. Административный центр династии Кира был сосредоточен сначала в Джебель Марра, в городе Тура, а потом в эль-Фашере. После смерти Сулейман Солонг был захоронен в городе Тура.

 

В арабских источниках мы видим, что первым в Дарфуре ислам принял Сулейман Солонг, однако ислам стал государственной религией при правлении его внука Ахмеда Бакра[14]. Ахмед Бакр продолжил распространять ислам, предприняв следующие шаги: строил мечети, школы, обязал жителей придерживаться трех вещей – обрезания, поста в месяц Рамадан и пять ежедневных молитв. Для распространения и обучения основ ислама были приглашены мусульманские знатоки из Египта, Туниса, Хиджаза, Судана, а также из стран Магриба.

 

Несмотря на разные точки зрения, с исламом население Дарфура было знакомо примерно с XV века, когда на территорию султаната эмигрировали арабские племена, исповедовавшие ислам. Они предположительно были разделены на две племени: баггара и феззара[15]. Проникновение религии проходило мирным путем, законы ислама и местные обычаи смогли существовать одновременно, поскольку они не противоречили друг другу. После принятия ислама в Дарфуре распространялась исламская культура, строились мечети и религиозные учреждения, происходил культурный и образовательный подъем региона. Взаимодействие ислама с местным населением привело к проникновению арабского языка в местные племена, язык исламской религии стал языком общественной жизни. С течением времени рассматриваемый нами регион стал важным центром исламской культуры в Судане.

 

Большой вклад в становлении Дарфура как государства внес Ахмед Бакр б. Мусса. На троне он пробыл примерно 40 лет, с 1682 по 1722 год, и пользовался большим уважением у населения. Одной из его заслуг явилось увеличение благосостояния страны, путем поощрения иммиграции из государств Борну и Багирми. Султанат во время правления Ахмеда Бакра простиралась от востока от Нила до берегов реки Атбара[16]. К началу его правления страна находилась в культурном упадке, поэтому султан поощрял прибытие в его страну иностранных улемов, освобождая их от налогов. Вся страна была разделена на провинции, во главе которых стояли назначаемые султаном малеки.

 

Много сил султан отдал обеспечению безопасности страны, где постоянную угрозу вызывали государство Вадаи (находилось западнее Дарфура) и племя гимр (на севере-западе страны). После семилетней войны с племенем гимр Ахмеду Бакру удалось защитить свою северо-западную границу. С правителем Вадаи Арусом султану пришлось воевать два года. Решающее сражение произошло около местечке Кабкания, отчего это сражение получило название «Каби Кабия»[17], где правитель Дарфура одержал победу.

 

Ахмед Бакр б. Муса реорганизовал армию и вооружил ее огнестрельным оружием, закупленным в Египте. Основу регулярной армии составляли отряды рабов, а наиболее боеспособные части формировались из кочевников-арабов. На тот момент Дарфур находился в стадии расцвета, султан обладал почти абсолютной властью.

 

У Ахмеда Бакра было много детей, поэтому перед смертью султан оставил наставление, по которому каждый из его детей должен был по очереди управлять страной. Однако его сыновья вопреки воле своего отца после себя пытались оставить на престоле своего сына. Это приводило к бесконечным гражданским войнам, которые продолжались до 1785/1786 года. Из-за внутренних разногласий Дарфур потерял свое господствующее положение в Африке и был вынужден бороться за его восстановление с султанатами Сеннар и Вадаи.

 

В 1820 году сын Мухаммеда Али, правителя Египта, Али Исмаил паша вторгся в Судан. В этом же году Исмаил паша завоевывал Сеннар. После этого Исмаил остается в Сеннаре, в местечке Шенди, и отправляет войско под руководством Дефтердар бея захватить Кордофан, который на тот момент относился к Дарфуру. По дороге из-за начавшегося восстания в Сеннаре[18] Дефтердару пришлось вернуться обратно, чтобы подавить восстание. Часть же своего войско Дефтердер отправляет в Кордофан. В июле 1821 года египетские войска расстреляли из ружей и пушек отряды местного правителя и без боя заняли столицу Кордофана эль-Обейд, однако дальнейшее проникновение в Дарфур было приостановлено до 1882 года. Такое решение было принято по двум причинам: 1) известие о вспыхнувшем антитурецком восстании в Греции заставило Мухаммеда Али срочно отозвать войска обратно в Египет; 2) Дефтердер бай побоялся отходить далеко от баз снабжения.

 

К 1856 году бизнесмен из Хартума Зубейр Рахман активизировал свою деятельность на юге Дарфура в районе Бахр аль-Газаль[19]. Зубейр устремил свой взор на этот регион, поскольку Бахр аль-Газаль занимал выгодное торговое положение в Дарфуре, откуда шла продажа товаров в Египет и Северную Африку. Он создал сеть торговых точек, которые находились под защитой дюжин вооруженных солдат. Также им была открыта торговая дорога в Хартум и к Нилу. Со временем весь район Бахр аль-Газаль перешел под власть Зубейра.

 

В 1870 году эмир Бахр аль-Газаль отказался выплачивать налог Хартуму и организовал поход против египтян. Но отряд эмира не смог сойтись с египетским войском, поскольку был разбит Зубейром. Египетское руководство в знак благодарности назначило Рахмана новым губернатором Бахр аль-Газаля. Так бизнесмен из Хартума Зубейр Рахман начал сотрудничать с египетским правительством.

 

В 1873 году власть в Дарфуре перешла к Ибрагиму б. Мухаммеду Хусейну (1873–1874). При нем султанат потерял свою независимость. В октябре 1874 года Хартум выделил Зубейру помощь для организации похода против Дарфура. Рахман вторгся в Дар Ризейгат. Нерегулярные силы племени Ризейгат не были объединены, поэтому Зубейру не составила особого труда занять данный регион.

 

После потери Дар Ризейгатат Ибрахим послал против него три войска: с юга, запада и востока. Сражение произошло 21 января 1874 года и продолжалось полтора часа, где армия султана Дарфура проиграла сражение.

 

Второй поход против Зубейра султан возглавил сам. Решающее сражение произошло 20 октября 1874 года при Менаваши. Войско Ибрагима б. Мухаммеда потерпело поражение. После этого Зубейр Рахман 29 октября 1874 года захватил столицу эль-Фашер и отправился в Каир, где ему был обещан пост губернатора Дарфура. Однако у египетского правительства были совсем иные планы относительно него. По прибытии в Каир Зубейр, чье могущество в Дарфуре росло, был арестован и заключен в тюрьму.

 

Что касается последнего султана Ибрагима, то он был убит в бою 25 октября 1874 года. А его дядя Хасабалла, который стремился сохранить независимость своей страны после смерти Ибрагима, был схвачен в 1875 году войсками хедива. Его, Абдурахмана Шатута (брат Ибрагима), Абдулхамида (его сын) и других членов королевской семьи, кроме Харума, отправили в Каир. Хасабалла и Абдурахман Шатут умерли в Каире, что касается Абдулхамида, то он остался жив. В 1929 году он возвратился в султанат и недолго правил в Залингее. В Дарфуре египетское правительство ставит марионеточного правителя Мухаммеда Вада.

 

Остатки дарфурских войск возглавил Харун, внук Султана Мухаммеда Фадла, сын Сейфуллы. Он укрылся в Джебель Марра и оттуда совершал налеты на турецко-египетские гарнизоны.

 

К моменту захвата Дарфура Зубейром Рахманом Египет находился под властью Англии. В это время в султанате проходили мятежи против колонизаторов. Чтобы уменьшить напряженность, в 1879 году британский генерал Гордон, который на тот момент был генерал-губернатором Судана, предложил восстановить древнюю королевскую семью фуров в Дарфуре. Такая идея не была поддержана колониальным руководством, и в 1881 году губернатором Дарфура был назначен Слатин Бей[20].

 

Выступая против англо-египетского правительства, жители Дарфура устраивали восстания, однако они имели локальный, разрозненный характер. В 1877 году восстание поднял Харун, но он был разгромлен силами Гордона. В 1878 году мятеж в Бахр аль-Газаль поднял сын Зубейра Сулейман. Но и его попытка оказалась безуспешной.

 

Большим выступлением против колониальных властей, которое повлияло на ход истории султаната Дарфур, стало махдийское восстание. В августе 1882 года Мухаммед Ахмед, находясь на острове Абба, объявил себя махди и призвал к борьбе против англо-египетского правительства. На призыв махди откликнулся вождь племени Ризейгат Мадибу[21], который укрепились в Шакке.

 

После ряда успешных выступлений махди отправляет свое войско под командованием Мадибу в Дарфур. На подступах к султанату Мадибу встретил сильное сопротивление правительственных войск, только после нескольких боев ему удалось закрепиться на территории племен ризейгат и баггара. Дальнейшая операция была поручена Мухаммаду Халиду Зукулю[22], которого махди объявил султаном еще не завоеванного Дарфура[23]. 14 ноября 1883 года Зукуль с войском отбывает из эль-Обейда, где в тот момент находился махди. Столица Дарфура перешла в руки махдистов 15 января 1884 года.

 

Жители Дарфура полюбили нового султана, поскольку, являясь исконным жителем данного региона, он знал все тонкости жизни султаната. К тому же Халид Зукуль был прирожденным психологом, к каждому человеку он находил свой подход. С симпатией к нему относились и вожди племен дарфура, однако они не спешили вступать в ряды ансаров[24]. Такая ситуация объясняется, во-первых, тем, что вожди, перейдя на сторону махди, должны были участвовать в военных походах против англо-египетских правительственных войск. Во-вторых, племена должны были переселяться со своих исконных мест в Омдурман. Все это пугало вождей племен. Это понимал и сам султан, однако на первом этапе своего правления Зукуль не мог применять оружие с целью покорения племен, поскольку на это был наложен запрет махди. Несмотря на это, практически все племена Дарфура в будущем махдийскому правительству пришлось подчинять с помощью военной силы. Несмотря на то что большая часть региона находилась под властью махдистов, его население сопротивлялось и старалось обрести независимость. Больше всех ансарам сопротивлялась племя фур. Лояльную политику к махди с самого начала его правления проявляло только племя мейдоб.

 

После смерти махди (22 июня 1885 года) махдистское государство возглавил Абдалла. Вскоре халиф Абдалла заподозрил Халида в том, что он готовит силы для объявления независимости. Поэтому в марте 1886 года халиф Судана на место Халида Зукуля ставит своего человека Юсуфа ибн Султана Ибрахима[25]. Во время его правления произошел экономический спад. Ситуация в Дарфуре, которая была осложнена вынужденным переселением в Омдурман, стала еще хуже. После того как Юсуф в 1888 году начал кампанию неповиновения, Абдалла назначил нового султана Дарфура – Усмана Адама. Последний погиб в бою с племенем маут 9 октября 1890 года.

 

После гибели Усмана Адама султаном Дарфура и Кордофана халиф Судана назначил сына своего дяди Махмуда Ахмада. Население эль-Фашера приняло его очень хорошо, кроме этого, он пользовался большим уважением среди населения, чем Усман Адам. Прямое доказательство этому служит то, что Усмана в народе называли «Усман Басл». Басль с арабского переводится как «лук». Махмуда Ахмада же называли «Махмуд ‘асль», что переводится как мед[26]. Следует заметить, что хорошее отношение к Махмуду не говорит о том, что он прекратил военные действия в Дарфуре. Новый султан смог поправить общее положение дел в Дарфуре в лучшее сторону, за что и заслужил уважение. До его прихода регион находился в плачевном состоянии, были разрушены торговые пути, из-за чего в Дарфур перестали приходить торговые караваны.

 

В отношении племен, которые находились в оппозиции махдистскому государству, новый султан проводил «мирную политику». Суть этой системы заключался в следующем: 1. Для повстанцев была объявлена амнистия, на что ответили многие из восставших и вернулись в свои дома. 2. Прекращение войны на юге, востоке и в центральной части Дарфура. Так Махмуду удалось перетянуть на свою сторону племена бани хальба, ризейгат, фур и некоторых лидеров племени загава. С ними Махмуд Ахмад подписал соглашение о вечном мире. Однако продолжались военные действия на западе Дарфура.

 

С приходом новой власти выступления в Дарфуре не прекратились, только на этот раз они были направлены против махдистского правительства. Жители Дарфура не увидели различия в системе управления между англо-египетским и махдистским режимами, считая, что с приходом новой власти их жизнь не улучшилась. Ансары с целью ослабления племен принудительно переселяли деревнями жителей Дарфура в Омдурман, где они находились под полным контролем правительства. К этому моменту весь Судан находился в руках преемника махди Абдаллы, который вступил на престол после смерти махди 15 января 1884 года.

 

В 1896 году происходят изменения на исторической арене Дарфура. К этому моменту все племена региона поставили себе задачу любым путем обрести независимость. В это время во главе племени фур был Хусейн Аби Кудах, в планах которого было не только освободиться от махдистского правительства, но и вернуть свою историческую династию к управлению Дарфуром. Он начинает выступать против правительственных сил. Несмотря на то что Аби Кудах не смог добиться результата (после поражения он бежит на юг Джебель Марра), после него многие племена стали на тропу борьбы с халифом и его войсками. Противостояние племен Дарфура настолько набрало обороты, что сначала войска халифа, ослабленные англо-турецким экспансией в Судан, были отрезаны от Омдурмана, а потом и вовсе в сентябре 1898 года были вынуждены сдать эль-Фашер Аби Кудаху. На этом заканчивается правление махдистского государства в Дарфуре, которое продолжалось 14 лет.

 

После падения ансаров претензию на власть заявили Хусейн Абу Кудах и Али Динар. Аби Кудах к этому моменту находился в султанате, поэтому он первый начал привлекать на свою сторону как можно больше сторонников. Али Динар прибыл в Дарфур 12 сентября из Омдурмана с трехтысячной армией.

 

По дороге в эль-Фашер Али Динар пишет письмо Аби Кудаху, где он благодарит последнего за то, что он освободил Дарфур от махдистов, и советует ему не претендовать на власть в Дарфуре. В ответ Аби Кудаха с войском направился навстречу Али Динару, где первый проиграл в сражении и убежал в Бейркувия. Так столица и власть над Дарфуром перешла в руки Али Динара.

 

Само же махдистское государство в Судане просуществовало до 1898 года. 16 марта 1896 года началось повторное английское завоевание Судана. Против этого выступили Франция, Россия, Турция и Египет. Но это не остановило английское руководство, и 2 сентября 1898 года английские войска завладели столицу Судана Омдурман[27].

 

Английские вооруженные силы, очистив Судан от ансаров, не стали вторгаться в Дарфур. Колониальное руководство посчитало, что захват Дарфура будет для них тяжелым бременем, поскольку в этом случае перед ними станут сложные задачи, связанные с управлением обширной страной, а для этого нужны дополнительные денежные средства и дополнительные войска. Для Англии выгоднее было держать султанат в вассальной зависимости, поручив управление Дарфура сговорчивому правителю.

 

Китченер потребовал от Али Динара соблюдать нейтралитет по отношению к английским властям и поддерживать порядок в своей стране собственными силами. Генерал-губернатор Судана отправил султану письмо, где говорилось, что в таком положении Дарфур будет находиться «до тех пор, пока в него не будут введены правительственные войска»[28].

 

Али Динару пришлось не только согласиться с этими требованиями нового генерал-губернатора Судана, но и выплачивать ежегодно английскому правительству 500 египетских фунтов.

 

Получив власть, Али Динар поставил целью получить контроль над всей территорией Дарфура. Для этого ему необходимо было направить свое внимание в четыре стороны: 1) Кабкания, где оставались остатки ансаров; 2) племена Ризейгат и Маалия на юго-востоке Дарфура; 3) племя Бени Хельба на юго-западе; 4) остальные арабские племена.

 

Первое направление было преодолено Али Динаром в январе 1909 года, где город Кабкания был взят штурмом[29]. Племя бени хельба было покорно зимой 1900–1901 годов. Что касается племен ризейгат и маалия, то их Али Динар подчинил лишь к 1908 году.

 

Оставшиеся арабские же племена Али Динару покорить не удалось. На это повлияло следующий эпизод. Главнокомандующим войском султаната на тот момент был талантливый полководец Адам Ригал[30], который к этому моменту становился слишком известной личностью в султанате, что являлось угрозой для султана Дарфура. Поэтому Али Динар в июле 1911 года приказал арестовать Адама, а в конце того же года он был казнен. Так Дарфур лишился хорошего военачальника, что не позволило султану предпринять решительные шаги против оставшихся арабских племен.

 

Дальнейшие исторические события складывались не в пользу Дарфурского султаната. Еще 21 мая 1899 года Англия и Франция подписали декларацию о разделе Западного Судана, по которому Дарфур попадал в сферу влияния Англии, а Вадаи – к Франции. Границу между ними должна была проходить по 15-й параллели таким образом, что отделяло королевство Вадаи от Дарфура. Дело усложнялось еще тем, что в Вадаи входили мелкие королевства, признававшие власть дарфурского султана.

 

2 июня 1909 года французские войска заняли столицу Вадаи, сместив султана Дид Марру, поставив на его место марионеточного правителя по имени Асиль. Французские власти решили увеличить свою территорию и к концу 1909 года захватили Дар-Гимр, Дар-Таму и Дар-Сулу[31].

 

В январе 1910 года французские войска подошли к границе Дарфура, однако были разбиты. Дарфурцы преследовали французов и смогли освободить Дар-Таму. Но успех оказался кратковременным, уже в мае 1910 и в январе 1911 года в приграничных сражениях в Дар Тамма и Дар Кабга войско султана потерпело поражение. В результате Дар-Гимр и Дар-Таму и Вадаи перешли в руки французов.

 

Али Динар не раз просил английские власти воспрепятствовать французской экспансии. Но Англия не хотела предпринимать каких-либо шагов против своего будущего союзника в Первой мировой войне. Более того, английские колонисты не разрешали Али Динару совершать решительные действия против французских войск. Приведем одно из писем Али Динара, направленное Слатину:

 

«Я смертельно ненавижу Францию. Все письма к Вам полны обвинений против них (французов). Вы предложили мне не устраивать пограничных стычек и постоянно шлете утешительные вести, что поставили вопрос о нашей границе, границе моих отцов и дедов, и я всегда нахожусь в ожидании сведений о выполнении Вашего обещания, но до сих пор ничего не сделано»[32].

 

Не помогло английское правительство Али Динару и оружием. В то же время они поддерживали арабские племена ризейгат во время их восстания. Англия боялась усиления Дарфура и делала все возможное, чтобы это не произошло.

 

Первая мировая война дала возможность султану Дарфура освободиться от английского владычества. После того как в ноябре 1914 года в войну вступила Турция, которая враждебно относилась к Англии, Али Динар резко изменил свои отношения с Англией. Султан рассчитывал на военную помощь Турции, арабских племен Кордофана и сенуситский орден (Ливия) в борьбе с английскими войсками. Так, 14 апреля 1915 года султан официально провозгласил независимость Дарфура.

 

Положение англичан было не из самых лучших, поскольку вслед за Дарфуром вооруженное восстание могло вспыхнуть на всей территории Судана. Серьезное беспокойство у английских властей вызывали и крепкий дарфуро-сенуситский союз, а также арабские племена Кордофана, которые не только подстрекали Али Динара к военным действиям, но и сами готовы были принять участие в выступлениях дарфурских войск. Англия оказалось в очень тяжелом положении, на карту было поставлено ее военное господство не только в Судане, но и на всей Африки. Поэтому английское правительство решило первым нанести удар по силам Али Динара.

 

В начале марте 1916 года в Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус под командованием П.В. Келли. На подступах к столице Дарфура эль-Фашеру 22 мая англо-египетский дивизион встретила армия фуров. Но силы были неравны: против отрядов племенного ополчения, имевших слабое и устаревшее вооружение, были брошены регулярные англо-египетские воинские части, располагавшие самым современным оружием, включая авиацию. В течение суток (22 мая 1916 года) войско султана дважды безуспешно атаковало противника. Первая неудачная попытка была предпринята днем, где Али Динар из 2500 человек потерял 1700[33]. Перегруппировавшись, Али Динар ночью пытался взять реванш, но и эта атака оказалась неудачной. После этого полковник Келли на следующий день со своим войском занял эль-Фашер. С остатками своих войск Али Динар укрылся в западной части Джебель Марра и еще более полугода продолжал партизанскую войну. Он был убит 6 ноября 1916 года, после чего Дарфур окончательно превратился в одну из провинций англо-египетского Судана. В январе 1917 года было официально объявлено о присоединении исламского султаната Дарфур к Судану.

 

В 1919 году в Париже Англия и Франция подписали конвенцию, по которому Дар-Масалит и Дар-Гимр являлись владениям англо-египетского Судана, а Дар-Тама и Дар-Сула переходили французам.

 

Литература

 

1. Смирнов С.Р. История Судана. – М., 1968.

 

2. Helen Young, Abdul Monim Osman, Yacob Aklilu, Rebecca Dale. The history and origins of the current conflict in Darfur. – USA, Feinstein International Famine Center, June 2005.

 

3. Lampten G.P. History of Darfur // Sudan notes and records. Vol. XXXI, part II, – Khartum, 1950, December.

 

4. Доктор Мухаммед Ибрахим Абу Салим. Аль-фур уа аль-Ард (фур и земля) (на арабском языке). – Хартум, 1975.

 

5. Доктор Хусейн Адам Хадж. Размышления и мысли о древней истории Дарфура (на арабском языке). – URL: http://www.iam-darfour.com/tarek2t.doc.

 

6. Мусса аль-Мубарак аль-Хасан. Тарих Дарфур ас-сиясий (Политическая история Дарфура) (на арабском языке). – Хартум, 1970.

 

7. Шейх ад-Дин Осман. История об исконных жителях Южного Дарфура (на арабском языке). – URL: http://www.iam-darfour.com.

 

8. http://www.iam-darfour.com/Untitled-2.htm.

 

[1]Доктор Хусейн Адам Хадж. Размышления и мысли древней истории Дарфура. С. 3.

 

[2]Там же. С. 4.

 

[3]Helen Young, Abdul Monim Osman, Yacob Aklilu, Rebecca Dale. The history and origins of the current conflict in Darfur. P. 2.

 

[4]Шейх ат-Дин Осман. История об исконных жителей Южного Дарфура.

 

[5] Доктор Хусейн Адам Хадж. Размышления и мысли древней истории Дарфура. С. 4.

 

[6] Lampten G.P. History of Darfur // Sudan notes and records. P. 183

 

[7]Доктор Хусейн Адам Хадж. Размышления и мысли древней истории Дарфура. С. 14.

 

[8]Helen Young, Abdul Monim Osman, Yacob Aklilu, Rebecca Dale. The history and origins of the current conflict in Darfur. P. 2.

 

[9] Доктор Хусейн Адам Хадж. Размышления и мысли древней истории Дарфура. С. 14.

 

[10] На языке фур слово означает «красное лицо» или «араб». Последний термин, возможно, был связан с тем, что его отец был арабом.

 

[11]Helen Young, Abdul Monim Osman, Yacob Aklilu, Rebecca Dale. The history and origins of the current conflict in Darfur. P. 2.

 

[12] Мусса аль-Мубарак аль-Хасан. Тарих Дарфур ас-сиясий (Политическая история Дарфура). С. 27.

 

[13]Доктор Мухаммад Ибрахим Абу Салим. аль-Фул уа ал-Ард (земля и племя фур). С. 13.

 

[14]URL: http://www.iam-darfour.com/Untitled-2.htm.

 

[15] Lampten G.P. History of Darfur // Sudan notes and records. P. 182.

 

[16]Река в Африке (в Судане и Эфиопии), правый приток Нила (впадающий в реку Нил около города Атбара в Судане).

 

[17]Цит. по: Lampten G.P. History of Darfur // Sudan notes and records. p. 185.

 

[18]После того как Исмаил паша остался в Шенди, он потребовал от старосты деревни Нимра большую контрибуцию. Нимр ответил, что в деревне нет такой большой суммы, и, рассердившись на такой ответ, Исмаил паша ударил старосту своей тростью по лицу. В эту же ночь дом Исмаила сгорел, а на следующей день по всему Сеннару вспыхнуло восстание.

 

[19]Один из районов Дарфура.

 

[20]Сэр Рудольф фон Слатин.

 

[21] Однако потом Мадибу и племя Ризейгат переходят в оппозицию, поскольку не согласны были переселяться в Омдурман.

 

[22] До махдийского восстания Зукуль выступал на стороне правительства.

 

[23] Мусса аль-Мубарак аль-Хасан. Тарих Дарфур ас-сиясий (Политическая история Дарфура). С. 59.

 

[24] Так называли последователей махди.

 

[25]Он был потомком султанов фур.

 

[26]Мусса аль-Мубарак аль-Хасан. Тарих Дарфур ас-сиясий (Политическая история Дарфура). С. 182.

 

[27]Смирнов С.Р. История Судана. С. 168.

 

[28] Цит. по: Смирнов С.Р. История Судана. С. 182.

 

[29]Мусса аль-Мубарак аль-Хасан. Тарих Дарфур ас-сиясий (Политическая история Дарфура). С. 234.

 

[30]Lampten G.P. History of Darfur // Sudan notes and records. P. 200.

 

[31]В 1904 году английское правительство опубликовала официальную карту Судану, по которому Дар-Гимр, Дар-Тама были отнесены к Дарфуру.

 

[32]Цит. по: Смирнов С.Р. История Судана. С. 184.

 

[33]Там же. С. 186.

Р. Сагитов,

магистр ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова,

спец. корр. ИД «Медина» в Башкортостане

 

Иллюстрация:  обложка книги «Дарфур» Лусиан Нимейер (Университет Нью Мексики, 2009 год)

 

Источник: «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/16472/">ISLAMRF.RU: История независимого Дарфурcкого султаната (XIII в. – 1917 г.). </a>