RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Реконструкция московских мечетей: исторические факты

07.09.2011 10:24

Соборная мечеть Москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. Провокаторы, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы Москвы.

 

Что такое «реконструкция»? «Большой энциклопедический словарь» гласит, что слово «реконструкция» имеет такие значения: 1) Коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования. 2) Восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.

 

Соборная мечеть Москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. Об этом заявил в интервью газете «Ислам минбаре» председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. Тем не менее, провокаторы или просто недалекие умом люди обвинили его во всех смертных грехах, и два-три сайта заполнились соответствующими материалами, в которых напрочь отвергается возможность реконструкции Соборной мечети. Это, мол – беспрецедентное, унижающее московских татар явление. Авторы всех этих поклёпов, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы Москвы.

 

Возьмем для примера несколько фактов. Не так давно я смог ознакомиться с документами Центрального исторического архива Москвы, из которых становится очевидным, что старинная мечеть в Замоскворечье была разобрана после эпидемии чумы 1770-х годов при новом владельце этого земельного участка купце Щукине. Однако жители Татарской слободы не забывали о своей святыне и по мере сил пытались вернуть это место себе. Участок, где находилась та мечеть, впоследствии принадлежал различным владельцам. В период 1819-1821 годов это владение выкупил купец из села Камкино Нижегородской губернии мурза Хасан Аюпович Мангушев. В «Указателе жилищ и зданий» от 1826 года  под номером 281 значится Магометанский молитвенный дом. Это то самое владение, где находилась ранее мечеть, на углу Большой Татарской улицы и Старо-Толмачевского переулка. Итак, очевидно, что мусульмане стремились молиться как можно ближе к тому месту, где некогда стояла их святыня эпохи позднего средневековья. Однако при этом, Магометанский молитвенный дом был построен примерно на 20-30 метров южнее средневековой мечети.

 

Спустя еще несколько лет была построена и сохранившаяся по сей день Историческая мечеть. Бухарский купец Назарбай Хошалов выкупил землю, принадлежавшую цеховой Пелагее Сарычевой, не позже лета 1823 года. В августе-сентябре 1823 года, не дожидаясь окончательного разрешения властей на постройку именно мечети, на этом участке началось возведение каменного одноэтажного здания. Встревоженный этим обстоятельством московский архиепископ Филарет задал вопрос генерал-губернатору Москвы князю Дмитрию Голицыну: «действительно ли от вышнего начальства на строение мечети дано позволение, и с таким ли обязательством, чтобы сего столь чуждаго богослужения публичных оказательств, каков публичный крик [азан], не было, согласно с известными секретными постановлениями о веротерпимости»? На том же документе стоит резолюция князя Голицына московскому обер-полицмейстеру от 21 сентября: «Написать, чтобы крику [то есть азана] никакого не было, и выдать план для построения дома для купца просителя, а не для мечети, а в доме он может по обряду своему богослужения отправлять уже».

 

Через 4 дня окончательно разнервничавшийся генерал-губернатор Д.В. Голицын издал несколько секретных постановлений по вопросу строительства мечети. Именно в этих документах мы видим кульминацию «компромисса» между властями и мусульманами о строительстве этого «столь чуждаго для Москвы» объекта. «Татарское общество допустить к построению дома для богослужения можно, но с тем, чтобы дом сей, будучи обыкновенного вида с прочими обывательскими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети... Чтобы отнюдь дом сей строим не был в виде мечети, [далее дописано] и не назывался бы мечетью».

 

Итак, мы видим, что изначально Историческая мечеть возникла в качестве частной молельни, без минарета и купола. Мусульмане были вынуждены согласиться с ультиматумом властей. Понятно, что никакого разрешения императора на строительство мечети не было; ни о каких заслугах татар или прочих мусульман перед престолом в войне с Наполеоном говорить в этой связи не приходится; никакого уважения к исламу в этих документах не найти при всем желании. Но жители Москвы, исповедующие ислам, решили действовать согласно поговорке: «хоть горшком назови, только в печь не ставь». Очевидно, что если бы они продолжали упорствовать в своих требованиях построить мечеть «как в Казани», и «только по разрешению правительства» (таково было их требование от 1816 года), они бы еще долго не смогли обрести богослужебного здания. В результате через несколько лет, а именно к 1826 году, мечеть переехала из дома Мангушева в здание специально выстроенного для этих целей Татарского молитвенного дома, который мы сегодня называем Исторической мечетью.

 

Еще раз подчеркнем этот момент: первоначальный вид строения мало напоминал мечеть. В 1858 году был проведен первый ремонт этого молитвенного дома. Между 1880 и 1884 годами была осуществлена перестройка Исторической мечети – такая же реконструкция, которая сегодня вдруг объявлена преступной, если ее проводить в отношении Соборной мечети. Этому предшествовало прошение имама Х.Агеева, старосты И.Девишева, и Салиха Ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя В.А.Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество… числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, …отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить мечеть.

 

В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость мечети увеличилась до 1500 человек – то есть в 5 раз!

 

Мы видим, что Салих Ерзин, построивший Соборную мечеть Москвы, самолично финансировал реконструкцию Исторической мечети, как только: 1) у мусульман появились финансовые возможности; 2) этого потребовали изменившиеся условия, в т.ч. – значительное увеличение численности мусульманской общины. Сегодня  недальновидные противники реконструкции Соборной мечети, ссылаясь на память С.Ерзина, говорят нам, что Московский муфтият разрушает историческое наследие татар-мусульман.

 

Получается, что и Салих Ерзин разрушал мусульманское наследие, которое с трудом возникло в 1826 году? Салих Ерзин финансировал коренную реставрацию, известен архитектор этой масштабной реконструкции (перестройки) Исторической мечети – Д.И. Певницкий. Представляю, какими словами обозвал бы Салих Ерзин провокаторов, которые суют палки в колеса процессу реставрации построенной им Соборной мечети – ведь и у нас коренным образом изменились два ключевых момента. Имеются финансы, и изменились условия существования общины, в том числе резко выросла ее численность. Как говорится, попробуйте найти отличия…

 

Далее Историческая мечеть еще не раз подвергалась реконструкции и ремонту. В сентябре 1915 года на деньги Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения; в 1937 году мечеть была закрыта, в 1960-е годы снесли минареты, в 1992 году на средства посольства Саудовской Аравии была осуществлена полная реконструкция здания, а в 1998 году на средства Рашида Баязитова – еще одна.

 

Теперь перенесемся в Соборную мечеть Москвы. Она была построена в рекордно короткие сроки, за 5 месяцев 1904 года, можно сказать, в спешке. Ее возвели без фундамента. Почему? Дело в том, что второй мусульманский приход Москвы, который построил Соборную мечеть, почти 10 лет (!), с 1894 по 1904 годы, добивался разрешения на ее строительство. Участок по Выползову переулку перешел в собственность московского купца Хусаина Байбекова не позднее января 1902 года.  В июле 1903 года в Московскую городскую управу пришло прошение Байбекова «разрешить мне в [моем]  владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается.

 

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия Байбекова два других лица – С.Бакиров и Х.Акбулатов – стали совладельцами зданий на участке.  Затем они подали ходатайство о передаче участка со всеми строениями в пользу ОМДС. После того, как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. Можно сказать, что владельцы «путали следы», чтобы добиться в итоге своего. Вот и ответ, почему мечеть была построена в спешке, неправильно ориентирована на Каабу, не имела фундамента.

 

В любом случае, за истекшее столетие перекрытия мечети износились, а масштабной реконструкции здания за все это время так и не было проведено – в отличие, как мы помним, от здания Исторической мечети. Были только косметические ремонты, менялась электропроводка и система отопления, но мечеть ни разу, ни одного дня за всю советскую и постсоветскую эпоху не закрывалась для прихожан для полной реконструкции, как того требует грамотное ведение хозяйства.

 

Почему сегодня нельзя осуществить ее реконструкцию? Я не вижу ни малейших препятствий к этому! Более того, я четко осознаю: если сегодня старинное здание не отреставрировать, завтра нас ожидают колоссальные проблемы. Рухнет потолок, проломится пол, завалится стена… Кто будет нести ответственность за это? Активисты-провокаторы? Подписанты невыносимо глупых заявлений? Муфтии из чувашских колхозов? Редакторы сайтов, бесконечно сеющих фитну в мусульманской общине Москвы и России? Они первыми, вместе со своими друзьями-исламоедами, возложат ответственность за происходящее на руководство Московского муфтията.

 

Следовательно, надо идти вперед, не обращая внимания на провокаторов. Если же у активистов, искренне переживающих за судьбу мечети, и были сомнения в правильности принимаемого решения о реконструкции здания – искренне надеюсь, что после прочтения этой статьи сомнения исчезнут. Дорогу осилит идущий, которыми в свое время были Хасан Мангушев, Назарбай Хошалов, Салих Ерзин, Рашид Баязитов… Настало время пополнить этот почетный список новыми именами!

 

Дамир Хайретдинов

к.и.н., архивист, специалист по истории московской мусульманской общины

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/17690/">ISLAMRF.RU: Реконструкция московских мечетей: исторические факты</a>