RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

История ислама в Саратовской области

10.10.2011 14:52

Историографическая база по теме саратовских мусульман исчерпывается 5–6 изданиями, в основном небольшими работами В.В.Семенова, Ю.В.Песикова, Ф.А.Рашитова, Г.А.Ташпекова. Между тем богатейшая история Ислама в Саратовской области начинается с эпохи Хазарии, Золотой Орды и Ногайской Орды.

Народы, обитавшие на этих землях, в частности буртасы и кипчаки, достаточно рано приняли Ислам. Первые сделали это под воздействием Волжской Булгарии еще в IX–X веках, а вторые — в силу общих процессов стремительно набиравшей силу исламизации всего Нижнего Поволжья в период после падения Хазарского каганата (X–XII века). Огромное значение для жизни региона имел средневековый золотоордынский город Укек, на развалинах которого и возник современный Саратов. Он довольно хорошо изучен археологами, хотя время и особенно люди не пожалели древнее городище, уничтожив почти все его постройки (собственно, именно из этих камней и кирпичей построена историческая часть Саратова). Однако Укек, по всей видимости, отнюдь не единственный крупный золотоордынский населенный пункт в Саратовской области. Укекский регион был одним из наиболее благоприятных для земледелия в Нижнем Поволжье, соответственно, он был плотно населен. От эпохи Золотой Орды сохранились селища, наглядно демонстрирующие высокий уровень культуры и технологии ордынской эпохи: Хмелевское I поселение, Алексеевское городище, Багаевское, Константиновское селища и др. Многие сельские поселения возникли как ремесленные центры. Хотя основной ремесленной базой Золотой Орды были большие города, существовали и такие села, которые специализировались на каком-либо ремесле и добыче полезных ископаемых. Это могло быть связано с наличием того или иного вида сырья в различных местностях. Таковым, например, было селище на бугре Степана Разина в Саратовской области, в котором археологически были обнаружены следы железоделательного производства.

 

Интересна судьба такого поселения, как Мечетная слобода. Этот населенный пункт на реке Большой Иргиз был основан после издания манифеста от 4 декабря 1762 года, в котором Екатерина II призывает старообрядцев поселиться на данных землях. Однако очевидно, что к этому времени на его месте уже существовало тюрко-мусульманское поселение, которое получило свое название от развалин мечетей, существовавших здесь в период Золотой Орды. В 1836 году Мечетная слобода была переименована в город Николаевск — центр Николаевского уезда Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области). Собственно Мечетная слобода располагалась в четверти версты от центра новообразованного города. Из ходатайства мусульман в городскую думу от 1848 года об отводе нового места под кладбище известно, что существовало и старое мусульманское кладбище, которое затоплялось во время весеннего половодья реки Иргиз. Очевидно, что мусульманские приходы в Мечетной слободе были еще и до ее преобразования в город Николаевск, однако их история не изучена. Таким образом, на примере Мечетной слободы мы видим прямую историческую преемственность между позднесредневековым периодом жизни мусульманской общины и Новым временем.

 

Между прочим, городская мусульманская община, сложившаяся в Мечетной слободе или Николаевске, была самой крупной в Самарской губернии. В 1851 году здесь проживало 1419 мусульман, в 1862 году — 1579 мусульман, которые составляли 23% общего числа горожан. Ни один другой город Самарской губернии по этим показателям даже близко не подходил к данной общине. За последующие два десятилетия количественные показатели мусульманской общины выросли, то есть мусульмане по-прежнему жили своей обычной жизнью, так же женились и воспитывали детей, однако их доля в общем населении города значительно упала. Это говорит о массовом переселении сюда в пореформенные годы русского и иного немусульманского населения. В этническом плане почти все члены мусульманской общины являлись татарами (99,6%), оставшиеся были представлены башкирами. В социальном плане подавляющее большинство местных мусульман относилось к сословию мещан (потомственных горожан), в то время как в других городах Самарской губернии основу мусульманских общин составляли крестьяне — вчерашние выходцы из окрестных сел.

 

Согласно архивным данным, соборная мечеть № 1 в городе была построена в 1841 году, пятивременная мечеть № 2 — в 1843 году. На рубеже XIX–XX веков обе мечети города Николаева были перестроены в камне, до наших дней сохранилась лишь одна из них. Но вообще из всех мечетей Саратовской области самой старой считается мечеть № 1 села Верхазовка (Ильменево) Дергачевского района. В этом селе до 1930?х годов было 5 мечетей, но остальные были разрушены в советское время. Сохранившаяся мечеть, памятник татарской культовой архитектуры в традиционных формах в стиле эклектики классицизма, представляет собой одноэтажное деревянное двухзальное строение; вместо утраченного минарета установлен символический в виде квадратного в плане невысокого светового фонаря. Кроме вышеназванных, из дореволюционных исламских богослужебных зданий в Саратовской области сохранились также мечети в городах Вольске, Хвалынске; в селе Осинов Гай также сохранилась только одна из пяти дореволюционных мусульманских святынь…

 

Но, пожалуй, самая тяжкая судьба выпала в годы коммунистического безбожного беспредела на долю Саратовской исторической мечети. Ее история изучена довольно поверхностно. Каменная мечеть Саратова на улице Татарской (в советское время — Зарубина) была построена на средства прихожан в 1834–1836 годах, однако еще в 1829 году в городе действовал мектеб «при татарской мечети». Следовательно, до постройки каменного здания на его месте уже существовала деревянная мечеть. По легенде, бытовавшей среди местных мусульман, разрешение на ее строительство было связано с активным участием мусульман Саратова в Отечественной войне 1812 года, что мне лично представляется довольно сомнительным (аналогичные мифы — абсолютно несостоятельные и разоблаченные мною — существуют и относительно Исторической мечети в Замоскворечье). Как бы то ни было, история мусульманской общины Саратова древнее, нежели общин городов Самары и Симбирска (Ульяновска), где мечети возникли лишь в середине XIX века, однако она практически не исследована.

 

Саратовская мечеть была небольшим, изящно оформленным кирпичным, двухэтажным зданием с одним молельным залом, двухъярусный минарет возвышался над крышей в дальней части здания. Во дворе стоял двухэтажный деревянный флигель, где располагался мектеб для мальчиков и девочек и проживали имамы. Самыми известными преподавателями являлись имамы Енгалычевы. Мухамеджан Зейнетдинович упоминается в качестве старшего ахуна Саратова и имам-хатыба Саратовской мечети в 1905 году (принимал участие во всероссийском совещании «Общества улемов» при ОМДС в Уфе), его старший сын Зияутдин упоминается в тех же должностях в 1913–1914 годах. Зияутдин преподавал основы Ислама в русско-татарской школе (с 1907 года) на улице Никольской, являлся председателем правления Саратовского мусульманского общества, принимал участие во Всероссийском мусульманском съезде в Москве, был участником съезда мусульман Саратовской губернии в июле 1917 года. Его брат Саид также являлся видным общественным и политическим деятелем, был лидером мусульманских социалистов Саратова, редактором газеты «Мухтарият», являлся депутатом Миллет Меджлисе (Национального собрания тюрко-мусульман времен революционных событий 1917 года) от Саратовской губернии.

 

В 1937 году были репрессированы имам-хатыб Саратовской мечети Якуб Давыдов и члены ее правления. Затем мечеть возглавил Сулейман Касимов, но она была закрыта в 1938 году, после чего ее минарет снесли. В 1947–1949 годах мечеть вновь была возвращена верующим, но затем окончательно закрыта. В эти годы мечеть возглавляли имамы Шакир Рахматуллин и Ярулла Алиев, затем они же стали во главе саратовских мусульман в качестве имамов молельного дома на улице Валовой — бывшего жилого дома, в котором в 1950?х годах с разрешения властей было открыто мусульманское богослужебное здание.

 

Тем временем в исторической мечети Саратова разместили склад красок и стройматериалов, а с 1983 года здание было передано медвытрезвителю! Только в конце 1989 года полуразрушенное здание мечети, искусственно лишенное своей сакральности, было возвращено верующим. Ввиду ветхости здания правление ДУМ Поволжья приняло решение снести остатки и построить на этом месте новую мечеть — Саратовский исламский центр.

По материалам В.В.Семенова, Ю.А.Зеленеева, Э.М.Гибадуллиной, Ю.В.Песикова, С.М.Исхакова, И.Р.Миннуллина, А.Ю.Хабутдинова


Дамир Хайретдинов,
историк

источник: Газета «Ислам Минбаре»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/18275/">ISLAMRF.RU: История ислама в Саратовской области</a>