RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Укек и Саратов: Как из Татарских камней возник русский город

10.10.2011 15:15

Мы уже не раз говорили в предыдущих материалах, что в 2012–2013 годах российская мусульманская умма будет отмечать 700?летие принятия Ислама Золотой Ордой — одним из самых крупных государств Евразии периода раннего средневековья.

Эта дата особенно важна для нас потому, что большинство мусульманских наций Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств сформировались в качестве таковых именно в период существования Золотой Орды и ее прямых наследников: Казанского, Астраханского, Крымского, Казахского, Сибирского, Касимовского, Узбекского ханств, Ногайской Орды, государств Северного Кавказа и Закавказья. В российском обществе существует множество предубеждений относительно роли и места Золотой Орды в истории Московской Руси, хотя для объективных специалистов очевидно, что многие атрибуты государственности Чингизидов были прямо или косвенно инкорпорированы в российское правовое, культурное и общественное пространство. Более того, тщательный анализ доступных исторических свидетельств развенчивает мифы о том, что Золотая Орда была государством кочевников?варваров — это, как известно, самый веский «довод» противников евразийской концепции развития России. Первыми к выводу о том, что отнюдь не все концепции «дикости» ордынской цивилизации являются правдивыми, пришли археологи. Когда советская археологическая наука занялась, наконец, исследованиями ордынских памятников — большинство которых на протяжении предыдущих столетий подвергалось варварскому разграблению,?— ученые пришли к однозначному заключению. Перед ними открылась невероятно богатая, высокоразвитая и при этом простирающаяся на огромной площади городская культура Золотой Орды.

 

Одним из крупнейших городов этого государства был Укек — праоснова нынешнего Саратова. Саратов был основан в непосредственной близости от разграбленного к тому времени Укека. Уже в наши дни почти вся площадь древнего городища была застроена дачами и коттеджами — конечно, это ведь не наследие Рюрика или Владимира Мономаха…

 

Расцвет Укека пришелся на середину XIV столетия. В то время его население составляло ориентировочно 9–10 тысяч человек, что представляет собой значительную цифру для эпохи раннего средневековья. В окрестностях города располагался целый ряд поселений, а также могильников оседлого и кочевого населения. При этом оседлое население в Укекском регионе заметно преобладало над кочевым. Большинство населения Укека к середине XIV века исповедовало Ислам. Однако господство Ислама вовсе не означало религиозного подавления других конфессий. Это следует и из политики веротерпимости ордынских ханов и самое главное — из постулатов исламского вероучения. Так, священный Коран провозглашает иудеев и христиан «людьми Писания» — то есть обладателями ниспосланных Всевышним Божественных книг, которыми они и должны руководствоваться в повседневной жизни. Аят Корана однозначно гласит: «Нет принуждения в религии» (сура «аль-Бакара», аят 256). Это значит, что никто из мусульман не имеет права насильно принуждать представителей других религиозных общин обратиться в Ислам, в противном случае такой человек-насильник нарушает приказ Аллаха и его ждет наказание и в этой жизни, и в следующей. Действительно, как замечают историки, «укрепление Ислама в Орде сопровождалось укреплением православия на Руси» (Р.?Г.?Ланда). И если ордынские ханы задались бы задачей поголовной исламизации немусульманского населения (славянского, угро-финского и др.) — только это и можно было бы толковать как «иго». Но в этом случае парадоксальным образом сегодня большинство населения России являлось бы мусульманами и разговоры об «ордынском иге» отпали бы сами собой.

 

В Укеке, в частности, было распространено и Православие, пришедшее с территории Руси, и Католичество, проникшее из Западной Европы. В окрестностях Укека зафиксировано много древнерусских артефактов, что говорит о значительности здесь русского сельского и городского населения. Ангажированные исследователи могут возразить: «А если это были рабы? — ведь ордынцы только и занимались, что грабили славянские селения, уводя оттуда жителей в плен». Ответ опять дают археологи, проводя аналогии с другими этническими общинами. В некоторых селищах найдены мордовская керамика и предметы культуры — неужто мордва тоже находилась в рабстве? А в XIV веке в Укеке находилась одна из важных опорных баз католического ордена францисканцев. Версия о католиках, проживавших в Золотой Орде на правах рабов, выглядела бы верхом абсурда. Следовательно, и русское население жило спокойной, размеренной жизнью, пользовалось теми же правами и имело такие же обязанности, как и все другие национальные и религиозные общины Нижнего Поволжья. Быть может, здесь существовало неравенство — но лишь по социальному, а отнюдь не вероисповедному или этническому признаку. Кстати, монгольская верхушка Укека, продержавшаяся у власти до 1330?х годов, судя по находкам особого рода металлических фигурок («ильтаханов»), сохраняла свои традиционные верования. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что, как в и других городах Золотой Орды и Монгольской империи в целом, населению этой державы были предельно чужды ксенофобия, национализм, религиозные гонения.

 

Упоминания об Укеке содержатся в сочинениях многих арабских, персидских и западноевропейских авторов — в частности, аль-Омари, Ибн Баттуты, аль-Калькашанди, Низаметдина Шами, Шарафутдина Йезди, Марко Поло, Доминика Пицигани. А вот русские летописи, как ни странно, вообще не замечали существования этого крупного города, несмотря на наличие здесь обширных славянских колоний и относительную близость города к древнерусским княжествам. Кажется, что и все представления российской историографии о Золотой Орде являются такими же неполными и фрагментарными, как и видение ордынского мира летописцами — из узкого монастырского окошечка, когда они игнорировали целые города в соседних державах, преувеличивали зверства «поганых агарян» и умалчивали о добрососедстве множества разных племен и народов в самой Золотой Орде.

 

Между тем о богатстве города и размахе торговли в нем свидетельствуют целых 15 монетных кладов, укрытые в Укеке в периоды военных конфликтов. Здесь найдены предметы, созданные западноевропейскими, ближневосточными, древнерусскими, дальневосточными, среднеазиатскими ремесленниками. Политический вес Укека прослеживается и из того факта, что его правители в XIV веке напрямую переписывались с египетскими султанами. Это прямо противоречит нашим представлениям о том, что Золотоодынская держава — это якобы предельно централизованная автократия, где местные правители не имели права шага шагнуть без дозволения ханов.

 

В истории Укека на основе нумизматического материала четко выделяются четыре периода. Первый этап — от начала правления Менгу-Тимура до реформ Тохты (1266–1310 годы). Второй — эпоха правления Узбека, Джанибека и Бердибека (до 1360?х годов). Третий — период «Великой Замятни», династической междоусобицы и многочисленных конфликтов в этой связи (1365–1380 годы). Последний этап — эпоха правления Тохтамыша (конец XIV века). Соотношение монет и монетных кладов дало основание специалистам утверждать, что Укек возник в последней четверти XIII века, испытал мощный кризис в ходе Великой Замятни и пришел в упадок во время войн среднеазиатского эмира Тамерлана с ханом Тохтамышем. После разрушения города войсками Хромого Тимура Укек уже никогда не восстанавливался.

 

В середине XVI века на его месте существовало сельское поселение. В 1590 году рядом с ним был заложен русский город с татарским названием — Саратов (Сары тау — Желтая, или Светлая, гора). Первоначально это была крепость, которую Московское государство использовало в подковерной борьбе против Ногайской Орды, располагавшейся сразу за Волгой. Как пишет В.?В.?Семенов, «о раннем периоде существования Саратова известно немного, но предполагается, что татары буквально сразу поселились в нем или у самых его стен. Развалины Укека веками использовались как строительный материал для города». Еще раз констатируем предельно циничное отношение царских властей к древнему наследию. Если бы речь шла о развалинах населенного пункта древних варягов — Рюрика и его сыновей, московские государи непременно способствовали бы как минимум тщательному описанию памятника. А в данном случае варварское отношение к памятникам Золотой Орды было предопределено всей концепцией развития Московии как Третьего Рима, покорившего… «варваров»-ордынцев.

 

По работам В.В.Семенова и Л.Ф.Недашковского

Дамир Хайретдинов,
этнолог

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/18277/">ISLAMRF.RU: Укек и Саратов: Как из Татарских камней возник русский город</a>