RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Айдар Хабутдинов: Джадидизм: уроки выученные и невыученные

20.10.2011 16:21

В конце XIX – 1-й четверти джадидизм представлял собой реакцию мусульман России на развитие индустриального общества, буржуазные реформы в России (гарантии собственности, частичное отделение суда от администрации, введение всесословного самоуправления), введение общероссийского представительного правления в лице Гос. Думы и попытки создания всеобщего образования. Лидерами джадидов были представители среднего класса, преимущественно городского в лице буржуазии, интеллигенции, части имамов и крайне немногочисленного дворянства.

Джадидизм не обозначал изменение богослужебной мусульманской практики (ибада) и догматики (акида). Поэтому атеист не мог быть джадидом. С точки зрения богословия уже Ш. Марджани в 1870-е гг. обосновал возможность реформ в сфере общественного развития. Одной из таких реформ была реформа образования — «усул джадид». Фактически всю реформаторскую деятельность мусульман России можно определить в трех основных аспектах: реформа образования; политическая реформа в России и создание конституционного правового государства; реформа ряда частных норм исламского права.

 

При этом трудно говорить о выделении кадимистов и джадидов, особенно среди духовенства, по всем проблемам. Крайние позиции во всех областях занимали как реформаторы, так и консерваторы. Радикалами были М. Биги и З. Камали, выступавшие за реформу во всех трех сферах. Такие деятели, как Г. Апанай, Г. Баруди и Р. Фахретдин, не были сторонниками реформ Шариата, но активно участвовали в политической деятельности и выступали в защиту политических прав женщин, то есть были сторонниками социальных реформ. Наконец, деятели типа Х. Габяши и абсолютное большинство сторонников «усул джадида» на местах не участвовали в политической деятельности. Среди светских сторонников джадидизма можно выделить сторонников одновременно реформ образования и политической реформы и сторонников только первой реформы.

 

Джадиды как в лице улемов, так и светских лидеров И. Гаспринского, Ю. Акчуры разработали концепцию, в центре которой была  саморазвивающаяся мусульманская община – миллет мусульман России. Религиозная автономия здесь была первичной, а национально-культурная и территориальная вторичной. Джадиды разработали научную концепцию исторической эволюции тюрок-мусульман России от  их предков хунну до миллета-нации Нового времени. Ими были созданы стандарты преподавания общероссийского литературного языка тюрки, а затем отдельных языков тюрок,  включая стандарты татарского языка и литературы.

 

До большого террора в 1917–1936гг. ЦДУМ находилось под контролем муфтиев джадидов Г. Баруди и Р. Фахретдина. К концу 1920-х гг. большинство джадидов, в том числе среди духовенства, было арестовано, их труды были уничтожены, и практически никто из лидеров джадидов, оставшихся в СССР,  не пережил большой террор 1930-х гг.

 

Айдар Хабутдинов

Доктор исторических наук, профессор

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/18491/">ISLAMRF.RU: Айдар Хабутдинов: Джадидизм: уроки выученные и невыученные</a>