RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Ермак или Хаким-ата – кто похоронен на Баишевском кладбище?

25.05.2012 16:17

В Башкирии близ аула Киргиз-Мияки местные краеведы «нашли» могилу атамана Ермака, погибшего ночью 6 августа 1584 года, попав в засаду воинов Кучума на территории современного Вагайского района Тюменской области, примерно в полутора тысячах километрах от Киргиз-Мияки.

 

Основанием для объявления сенсации, подхваченной многими республиканскими и федеральными СМИ, стали возраст захоронения (около 500 лет назад) и православная традиция погребения. Основания более чем шаткие, ибо 500 лет назад умирали тысячи других мужчин, не дожив до преклонных лет. Кроме того, из летописей известно, что Ермак был похоронен по мусульманской традиции.

 

Профессор Башкирского государственного педагогического университета Владимир Иванов в интервью «АиФ–Башкортостан» назвал сенсационное сообщение маразмом. По словам ученого, чтобы рядом с Киргиз-Мияки оказалась могила атамана, нужны две невозможные вещи: первое, чтобы Тобол впадал не в Иртыш, а в реку Белую, откуда можно попасть в верховье реки Дёмы, где расположены Киргиз-Мияки; второе, чтобы тело утонувшего смогло плыть против течения, да ещё перебираться через переволоки...

 

Однако краеведы не сдаются и заявляют, что раз могилы Ермака в Сибири не найдено, его тело могла откопать (после первого захоронения) некая любимая восточная женщина, возможно жена, перевезти в Башкирию, и перезахоронить там.

 

Возможно, эту версию навеяла краеведам история тайной перевозки памятника Ермаку из Казахстана в Алтайский край. Скульптура атаману в советское время возвышалась в городе Ермак Павлодарской области. С обретением Казахстаном суверенитета город был переименован в Аксу, памятник утоплен в Иртыше. Впоследствии один из жителей Ермака-Аксу вытащил скульптуру и тайно перевез на «Камазе» в город Змеиногорск в Алтайский край, где с почестями она и была установлена.

 

Но то - памятник, он каменный! А что стало бы с телом покойного, если бы таинственная восточная женщина, родившаяся в воображении краеведов, как минимум неделю везла труп тайком на арбе за полторы тысячи километров?! И надо полагать, это была не совсем адекватная женщина, поскольку не принято у восточных народов перезахоранивать тела, так как вся земля принадлежит Всевышнему Аллаха и не ведает никто, в какой стране он умрет.

 

Более правдоподобную версию, объясняющую отсутствие могилы Ермака в Вагайском районе, несколько лет назад изложила газета "Секретные материалы 20 века". Издание опубликовало предание северных народов о том, что много лет назад по Оби на Собь приплыли казаки с большой добычей. Вожаком у них был статный черноволосый атаман, которого все называли Ермаком. Казаки не смогли пробиться к реке Усе из-за начавшегося ледостава, и им пришлось зимовать на Соби. Они устроили зимовье, вырыли глубокие землянки. Но пережить зиму большинству из них не удалось. Ближе к весне напал мор, и выжило только 10 или 20 казаков. Умер и Ермак. Ненцы знают, где стояло зимовье и где могила атамана. В начале лета, когда сошел лед, оставшиеся в живых закопали свои сокровища недалеко от зимовья и в двух больших лодках ушли на Усу, а потом на Печору.

 

Можно предположить, что Ермак решил уйти из Сибири, поскольку московский царь, несмотря на заслуги, не назначил его сибирским воеводой, а известные летописи об атамане были сложены позже, чтобы идеологически обосновать захват Сибирского ханства.

 

История похода Ермака дошла до нас, в основном, в церковном освещении. Г.Катанаев писал: "Одни, исходя из части глав Тобольской (Кунгурской) Ремезовской летописи, готовы видеть в нем чуть не полубога, сопутствуемого сонмом ангелов, блюдущих его во всех путях его и отстраняющих от избранника Божия "тучи" стрел, пускаемых в казаков "нечестивыми агарянами".

Есиповская летопись гласит:  "И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерская и нечестивая их капища и костелы»..

 

Однако эти же сибирские летописи при внимательном прочтении позволяют усомниться в глубокой религиозности Ермака: атаман обращается за советами к шайтанщику (как летописи называют шаманов), просит предсказать свое будущее и прислушивается к словам шайтанщика; приводит народ к присяге целованием сабли, а не креста, посещает языческие мольбища "великое болванское моление".

 

Есть еще одна версия исчезновения могилы Ермака из Сибири, гипотеза малоозвучиваемая, но принимаемая даже некоторыми из поклонников атамана, как бы она была им не по душе.

Вот как Ремезовская летопись сообщает о погребении татарами Ермака, после того, как спустя восемь дней после гибели, внук князя Бегиша обнаружил тело атамана в водах Иртыша: «...и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе <...> Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю»...

 

Из могилы Ермака будто бы шел чудодейственный свет. Баишевское кладбище, о котором идет речь в летописях, никуда не исчезло. Находится оно в деревне Баишево Вагайского района Тюменской области. За столетия количество сосен здесь значительно прибавилось, и по ним уже никак нельзя найти место погребения Ермака. Есть на Баишевском кладбище один некрополь, особенно почитаемый местными жителями, периодически обновляемый, когда очередной сруб поддается гниению. Согласно легенде, здесь похоронен суфийский святой Хаким-ата, пришедший вместе с отрядом бухарских миссионеров. Некрополь почитается как «астана» (священное захоронение). Однако, по мнению тюменского историка, профессора Александра Яркова, данная астана является псевдозахоронением шейха Хаким-ата.

 

В одной из своих работ ученый пишет, что астана Хаким-ата имеет еще одно название – Бакырган авыл, она наиболее почитаема и связано это с высоким статусом Сулеймана Бакыргани, более известного под именем Хаким-Ата (умер в 1186 г. в Хорезме).

 

«На самом деле Астана является псевдозахоронением Сулеймана Бакыргани, считающегося прямым преемником знаменитого туркестанского суфия Ходжи Ахмада Йасави, - пишет А.Ярков. - Согласно житию Хаким-ата, его могила 40 лет находилась под водой, вышедшей из берегов Амударьи, а когда вода ушла, то уже никто и не помнил, где была эта могила. Нашел ее по знамению самого шейха некий купец – Джеляледдин-ходжа (Чалалетдин-ходжа), которому Сулейман Бакыргани будто бы явился во сне, указав на место своего упокоения, и сказал: «Построй же на моей могиле мазар. Сам поселись рядом. Будь нам соседом!».

 

«Пока не установлено, кто из преподобных «открыл» могилу Хаким-ата в далеком сибирско-татарском селении Баиш, но к помощи Чалалетдин-ходжа обращается местное население, а его могила находится по соседству с астаной Хаким-ата» - пишет профессор.

 

Некрополь Хаким-ата присутствует в списке других астана в старинных свитках «сачара», повествующих об исламизации сибирских тюрков. Учеными данные сачара рассматриваются, как сакральные, имеющие мало общего с реальной исторической хронологией. Можно предположить, что имя Хаким-аты в сачару добавил один из переписчиков. Даже такой знаменитый тюрколог, как Николай Катанов, профессор Казанского университета, переводя сто лет назад рукопись сачара, добавил немного от себя, что уж говорить об аульных муллах, которые в старину переписывали эти свитки, когда они приходили в негодность. И даже в наши дни, пытаясь поднять статус своей деревни, некоторые объявляют астанами могилы религиозных деятелей недавнего прошлого.

 

Если астана Хаким-ата – псевдозахоронение шейха, тогда что за знаменитая личность покоится под полумесяцем в самом почитаемом некрополе в Баишевском кладбище?

 

В последние годы поклонники атамана Ермака из разных концов России, приезжая на место гибели атамана, заглядывают и в Баишево, просят местных жителей показать им могилу Хаким-ата. Неужто подозревают, что здесь лежит Ермак. А может, они полагают, что раз атамана похоронили с почестями в Баишево, то он должен лежать рядом с самым почитаемым шейхом? Летописи и предания дают повод для такого вывода. Мертвый атаман, «казаковавший» в Сибири три года, лежал перед ханом Кучумом в железной кольчуге, латах с медной оправой, в панцири с изображением золотого орла на груди. Хан долго стоял в задумчивости над телом поверженного врага, а когда очнулся от тяжелых дум, то приказал похоронить Ермака с почестями.

 

Калиль Кабдулвахитов

 

На фото: группа ученых на астане Хаким-ата в Баишево, на снимке виден светящийся шар – «чудодейственный свет»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/22192/">ISLAMRF.RU: Ермак или Хаким-ата – кто похоронен на Баишевском кладбище?</a>