RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Соборная мечеть Ташкента Ходжа Аламбардор: постигая прошлое

03.07.2012 12:54

Представляем читателям IslamRF.Ru статью имам­-хатыба Соборной мечети Ташкента (Узбекистан). Имам рассказывает историю мечети, которая расцвела и стала наполняться верующими после обретения Узбекистаном независимости.

 

Примерно месяц назад, когда я выходил из мечети после пятничной молитвы, поздоровался со стоящим у дверей мечети стариком. Старик ответил на мое приветствие и, взяв меня за руку, сказал: «Сынок, если не торопишься, хотел бы с тобой немного поговорить!» Я не смог отказать старику, и мы пошли вместе по дороге. Он показал мне мечеть, из которой мы только что вышли, и начал что­то говорить, но вдруг замолчал. Потом начал рассказывать, каким было мировоззрение людей лет шестьдесят назад, рассказал, как он прошел войну и голод, смутные времена. В конце разговора я понял, что чувство, наполнявшее душу старику — чувство благодарности Аллаху.

 

«Смотри, сынок (он указал на группу людей, выходящих из мечети), теперь кто хочет, может спокойно молиться. А нам было трудно, очень трудно». Он вспомнил, как в те времена мечети превращали в склады, как отправили в ссылку его деда за то, что он был против сноса старой местной мечети.

 

Мы со стариком шли очень долго, и он смог рассказать историю мечети Ходжа Аламбардор. Этот разговор дал мне повод узнать побольше про историю мечети, и я вернулся назад. Заходя в мечеть, я прочитал надпись, висевшую при входе: «Учреждение мусульман Узбекистана, Шайхотохурский район, соборная мечеть Ходжа Аламбардор». Сколько раз я читал здесь намаз, но ни разу не поинтересовался историей этой мечети.

 

После разговора со стариком я начал смотреть на мечеть уже другими глазами: внутренние и внешние украшения мечети — не простые, но и не пышные — придавали ей солидность.

 

Тщательно рассматривая мечеть, я перешел сбоку веранды на кладбище. На кладбище расположен мавзолей Ходжи Аламбардора. История мечети связана с этим мавзолеем. Как сказано в источниках, в конце XVIII века из­за этого захоронения здесь была возведена мечеть. Историки говорят, что имеются сообщения о нахождении на территории Центральной Азии нескольких мавзолеев с названием «аламбардор» («знаменосец»). Одна из этих усыпальниц находится в Сайраме. По словам ученых, мавзолей, возведенный на кладбище Аламбардор в Ташкенте, и мавзолей, возведенный на кладбище Аламбардор в Сайраме, на самом деле относятся к одной личности, одному из сподвижников, — Сайиду Абдулазизу Аламбардору, который получил такое прозвище благодаря тому, что был знаменосцем в священных боях. Специалисты до недавних пор утверждали, что мавзолей в Ташкенте построен в честь Сайида Абдулазиза, а его останки находятся в Сайраме. Но последние данные говорят об обратном: захоронение Ходжы Аламбардора на самом деле находится в Ташкенте, а его памятник — в Сайраме. Ученые пришли к этому выводу, опираясь на государственные документы Субхонкулихона, который правил Ташкентом в 1681–1702 годах.

 

Мечеть отремонтировали в 2009–2011 годах. Здесь имеется мусульманская библиотека и медресе, где получают исламские знания все желающие. В пятничных намазах участвуют примерно пять тысяч верующих.

 

Радует, что соборная мечеть Ходжа Аламбардор своей историей и нынешним состоянием олицетворяет прошлое и настоящее узбекского народа.

 

Рахматулла Сайфутдинов,
имам­-хатыб соборной мечети Ходжа Аламбардор

Опубликовано в газете "Медина аль-Ислам", №129, июнь 2012.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/22773/">ISLAMRF.RU: Соборная мечеть Ташкента Ходжа Аламбардор: постигая прошлое</a>