RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

Джихангир Абзгильдин – лидер Совета улемов 1920-х гг.

14.04.2008 16:00

Улем и мударрис

Джихангир Абзгильдин (1873—1938) принадлежал к поколению российских улемов, рожденных эпохой джадидизма. Поэтому, наряду с богословскими вопросами, он занимался реформой системы образования, созданием учебников по астрономии, гигиене и философии. Джихангир-хазрат был участником IV Всероссийского мусульманского съезда в 1914 году и даже кандидатом в члены Всероссийского Учредительного собрания от Уфимской губернии в 1917 году.

Абзгильдин родился в деревне Ново-Янбеково Белебеевского уезда Уфимской губернии в семье из рода имамов. Молодой Джихангир получил образование в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Здесь проявился его публицистический талант — он активно сотрудничал с рукописными журналами, столь популярными среди шакирдов в дни революции 1905—1907 гг.

Джихангир-хазрат был известен своей умеренной реформаторской позицией, стремлением сохранить основы исламской догматики. В этом он отличался от своего ровесника и земляка Зыи Камали, который в 1906 году стал ректором нового медресе «Галия» при 2-ом приходе Уфы. В 1907 году Абзгильдин занимает место умеренного джадида Хайруллы Усманова и становится имам-хатыбом 1-ой Уфимской Соборной мечети, ректором и мударрисом медресе «Усмания». Мударрис Джихангир Абзгильдин, который ввел в медресе программу своего родного медресе «Хусаиния», удлинил учебный курс, обновил состав преподавателей, улучшил быт шакирдов. Но многие начинания Абзгильдина упирались в отсутствие средств. Лишь в 1915 году «Усмания» обрела постоянные источники существования: лидеры уфимских либералов (С. Назиров, С. Шамигулов, С. Джантюрин, К.-М. Алкин и др.), отказавшиеся от материальной поддержки медресе «Галлия», взяли «Усманию» под свою опеку. В 1910 году в медресе обучалось 242 юноши. Плата за обучение составляла в то время 5—10 рублей в год, дети бедняков (около 50 человек в год) от платы освобождались. В медресе работало 10 мугаллимов (учителей).

Осенью 1917 года «Усмания» стала основным медресе Диния Назараты — религиозного ведомства, сменившего Оренбургское Магометанское духовное собрание (ОМДС). Здесь к преподаванию приступил целый ряд улемов, включая муфтия Г. Баруди, председателя Всероссийского Союза Духовенства Х. Габяши, казыя Г. Сулеймани, ректора «Галии» З. Камали, Г. Шнаси, М.-Н. Тюнтяри, З. Кадыри, М. Ханафи. В 1923 году они составят основу Совета улемов. Абзгильдин стремился создать на базе медресе Татарскую учительскую школу. Отчасти его планы осуществились. История «Усмании» завершилась в начале 1918 года, когда медресе было преобразовано в татарскую гимназию.

Авторитет Абзгильдина быстро рос. В 1912 году он стал ахуном Уфы. В мае 1911 года в Уфе на съезде в честь 25-летнего пребывания Мухаммедьяра Султанова на посту муфтия ОМДС выступил за направление садака на нужды образования.

Секретарь Совета улемов

В марте 1917 года Абзгильдин был избран заместителем казыя ОМДС. В июле 1917 года на II Всероссийском мусульманском съезде было принято решение, что муфтий и все шесть казыев должны быть улемами на уровне профессора мусульманского богословия. В 1923 году на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства был избран Голямалар Шурасы (Совет улемов) — аналитический и теоретический центр ЦДУМ России (Центральное Духовное управление мусульман — новое официальное название Диния Назараты). Он был избран на Всероссийском съезде мусульманского духовенства в 1923 году, а Абзгильдин стал секретарем. Основной целью Голямалар Шурасы было объявлено объяснение способов поддержания религии Ислама в чистоте членами уммы.

В первом номере «Ислам маджалласы» (1924) была опубликована статья Абзгильдина «Первое заседание Голямалар Шурасы».

«На прошедшем 10—18 июня 1923 года Всероссийском съезде улемов и мутаваллиев при Диния назараты был создан орган из 10 человек под названием Голямалар Шурасы. Этот орган провел общее заседание 15—18 июня 1924 года. В собрании участвовали члены Голямалар Шурасы: муфтий-хазрет Ризаэтдин Фахретдин, казыи: Кашшафетдин Тарджемани, Зыя аль-Камали, Габдулла Сулеймани, Мухлиса Буби; ахун Уфы Джихангир Абзгильдин, Тагир Ильяси, Кираматулла Айдаров, Салихджан аль-Урмани, Гатаулла Губайдулла, Габдуррахман Гомери, Габдуррахман Расули. Из членов: Хасан-Гата Габаши, Хаджат аль-Хаким Махмудов, Шахар Шараф не присутствовали.

В ходе сессии прошло 10 официальных заседаний. Во время них рассматривались различные проблемы и были приняты решения по вопросам:

1) отчет о проделанной деятельности Шуры;

2) рассмотрение заявлений, пришедших с мест;

3) заявление представителя Диния Назараты в Москве;

4) создание рабочего плана и регламента для Голямалар Шурасы;

5) анализ важных проблем, рожденных временем и окружающим миром и выработка основ решения проблем в этих случаях, определение сложных вопросов и подготовка ответов на них;

6) создание программ для религиозных медресе и курсов;

7) создание регламента религиозного воспитания и образования в семье;

8) доклад Кашшафетдина Тарджемани о начале месяцев и решения по этому поводу;

9) создание книги по фикху, соответствующей потребностям времени;

10) создание книги по акиде и основам Ислама, достойной нашего времени;

11) создание книги по каламу, соответствующей потребностям времени;

12) создание методов и основ по подготовке хутб и вагазов;

13) объяснение методов вынесения фетв по некоторым текущим вопросам.

Таким образом, создание современной литературы по мусульманской догматике и праву и анализ текущей ситуации с самого начала были важнейшими задачами Совета улемов.

В эти годы создается книга «Диния асалары» («Основы религии»). Она была написана казыями и Джихангиром Абзгильдиным, переведена на русский язык и подготовлена к печати. Абзгильдин уже выпускал учебник «Дин дареслере» («Уроки религии»). Казый ЦДУМ Кашшаф Тарджемани указывал: «До этого наши русские соотечественники узнавали о религии Ислама через зеркало миссионеров, только из трудов, написанных их пером, теперь они пусть прочтут и ознакомятся с трудом по религии Ислама, написанным пером его улемов (ученых), и принятым авторитетной религиозной организацией, возможно, они, по милости Аллаха, будут среди пришедших к верному пути (хидаят)».

Важнейшим механизмом доведения решений Совета улемов стали религиозные курсы. Их порядок и программа при округах (нахиях) была принята на заседании Голямалар Шурасы 15—18 июня 1924 года.

Целью курсов была определена передача имамам и муэдзинам научного и жизненного духа, для того чтобы духовенство давало истинное мусульманское воспитание народу, ему нужно религиозное и моральное воспитание. Особо отмечалось чтение хадисов, относящихся к наукам, просвещению, морали, экономической жизни, предопределению и богословию.

Лидеры Совета улемов хорошо знали мир, в котором живут российские мусульмане. В их поучениях находилось место как высокому, так и реалиям окружающего мира. В разделе «Чтение религиозной проповеди (хутба) и выбор тем проповедей (вагаз)» указывалось нижеследующее: «Пробуждение интереса в различные времена года к посевной, садоводству, пчеловодству. Осенью — призыв к формированию запасов, во время сезона учебы — к науке и знаниям. Увещевание быть экономным, предприимчивым и трудолюбивым, призыв к милосердию и снисходительности, справедливости и равенству в правах. Помощь нуждающимся, пробуждение интереса к ремеслу; забота о семье; знание своих обязанностей; призыв быть действенным и уповать на Аллаха; условия того, как не быть побежденным в жизненной борьбе, знание того, что есть цель жизни. Что такое высокая мораль? Чем сохраняется религия? С помощью чего человек достигает спасения? На вышеупомянутые темы произносятся хутбы».

В годы коллективизации Абзгильдин впервые попал в маховик репрессий. 1928—1932 гг. он провел в ссылке в Нарыме. По возвращении снова стал исполнять роль ахуна Уфы. Он был арестован по делу ЦДУМ в 1936 году. Его особо обвиняли в обсуждении вопроса о закрытии ЦДУМ в ответ на репрессии против верующих. В приговоре Голямалар Шурасы называют Ученым Советом ЦДУМ. Это название на удивление верно.

Абзгильдин был осужден и приговорен к раcстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

Айдар ХАБУТДИНОВ,

доктор исторических наук

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 64,
12 – 18 апреля 2008 — с. 5

14.04.2008

Ссылки по теме:

Совет улемов в 1920-е гг.

Совет улемов сегодня

Движение улемов и Милли Шура в 1917–1918 гг.

Голямалар Шурасы – дореволюционная история Совета улемов в России

Аш-Шура в коранической традиции и мусульманском богословии

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/2441/">ISLAMRF.RU: Джихангир Абзгильдин – лидер Совета улемов 1920-х гг.</a>