RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

История распространения Ислама в Африке до эпохи великих географических открытий

15.04.2008 12:06

Африка неведомый и до сих пор полный загадок континент. Каких только легенд, историй, мнений и стереотипов о нем, его природе, людях, населяющих его, мы не слышали! Однако в числе стереотипов о континенте африканец-мусульманин, как ни странно, занимает одно из последних мест. Ну конечно - мусульманин - не рэпер и не зулус с копьем!

Вид на мечеть Сиди Окба в Кайруане (Тунис)А между  тем - сейчас Африка - вторая после Азии часть света по числу мусульман. По данным на 1996 год там проживало около 309 миллионов мусульман! И история Ислама на континенте лишь ненамного короче даже аравийской. И речь, как ни странно, идет именно о черной Африке, а не о Египте или Магрибе.

Напомним, что христианское царство Аксум на территории нынешней Эфиопии было соседом и традиционным торговым партнером арабов Аравийского полуострова. Порой, правда, являлось и их противником. Вспомним нашествие Абрахи в Год Слона.

Несомненным свидетельством развитых торговых и культурных взаимоотношений двух регионов является и наличие в числе сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) африканца Биляля.

Мусульманский период в истории Африки начался с первой хиджры мусульман во главе с Джафаром ибн Абу-Талибом в тот же Аксум - ко двору императора-негуса. Кстати, арабское наименование титула негуса - наджаши стало, особенно в неарабской литературе, именем собственным. Как известно из истории - несмотря на требования и уговоры курайшитского посольства, присланного с целью вернуть первых мухаджиров, негус, услышав чтение суры "Марьям" оставил их на территории своего государства.

Имеются сведения и о принятии данным императором Ислама. Подтверждением этому служит следующий факт: когда негус умер, Пророк (мир ему) произнес над ним в Медине похоронную молитву.

Однако более широкое проникновение Ислама в черную Африку началось уже после смерти Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и облагодетельствует).

Раннее Средневековье. Восточная Африка

Первые контакты мусульман с жителями Центральной Африки произошли в 641-642 гг. в Нубии. А уже через десять лет  мусульмане по мирному договору построили в этой стране мечеть и переселились на ее территорию с целью торговли. С этого времени берет свое начало мирное распространение Ислама, занявшее не один век - эпоху добрососедских отношений Халифата и представлявшего его египетского наместника с Нубией.

Из хроники Ламу можно почерпнуть, что омейядский халиф Абдуллах ибн Марван посылал своих эмиссаров на Восточное побережье Африки в 696 году нашей эры. Это свидетельствует о наличии торговых связей, а также, возможно, контактов в области исламского образования.

В хронике Килвы также приводится история о семи братьях-мусульманах, эмигрировавших из Шираза (Персия) и пришедших к власти на Восточном побережье приблизительно в восьмом веке.

В городах, расположенных на караванных путях из портов Красного моря вглубь Судана селились арабские купцы из Аравии, Сирии, Египта. А после победы в 9 веке над племенем Беджа усилилось проникновение мусульман и на его территорию, в городах этого племени -  Сендже и Хаджаре были построены мечети. Также под контролем арабских купцов оказались золотые и берилловые рудники нубийской пустыни.

В Ислам постепенно приходили и жители прибрежных районов Эфиопии, так как торговля там постепенно переходила в руки арабов и персов.  Одним из наиболее значительных успехов мусульманских купцов в Эфиопии было воцарение в Шоа - в самом центре Эфиопского нагорья - династии Махзумидов, возможно, арабского происхождения. В 10-11 веках - исламские династии появились и в других княжествах Юго-Восточной и Центральной Эфиопии. В итоге там образовался восточно-эфиопский конгломерат государств, связанных караванной торговлей с одной стороны - с мусульманским портом Зейлой и заморскими странами Ислама, а с другой - с христианской Эфиопией. Стоит отметить также, что многие династии данных государств старались вести свою родословную от знатных арабских родов, иногда - от сахабов.

Что касается северной части Эфиопии, то она вошла в соприкосновение с исламской цивилизацией еще в 10-11 веке, а местные христианские сюзерены, находясь вблизи могучего Египта, отличались религиозным взаимоуважением.

Западный Судан

Если говорить о более западных территориях, то Ислам здесь стал распространяться с 9 века. Однако первыми миссионерами для многих территорий - прежде всего Суданского пояса стали побежденные и гонимые хариджиты, точнее, одно из их ответвлений – ибадиты.

Ибадитские источники пестрят сообщениями о поездках миссионеров данного направления в Гану. Вторым центром ибадизма в Западном Судане была столица сонгаев - город Гао.

Традиционный суннизм пришел на эти территории немного позже - в 10-11 веках. Принимали Ислам в первую очередь - правители раннефеодальных или племенных образований, подавая, таким образом, пример и остальным подданным. К 11 веку мусульманами стали правители уже упомянутого Гао, жители города Силла на реке Сенегал, а также верхушка княжеств Мали (на западе современного Мали) и Текрур (на севере Сенегала), являвшиеся вассалами крупной раннесредневековой империи Гана. В этом государстве на тот момент господствовал культ священного царя, но даже там, в столице, существовало 13 мечетей, а многие из советников царя являлись мусульманами. Эта ситуация в некотором роде напоминает древнюю Русь накануне принятия христианства, когда купечество и немалая часть дружинников великого князя, благодаря контактам с Византией, принимали христианство, а в Киеве существовала церковь.

По сообщениям историков, мусульманские подданные царя Ганы, приветствуя его, в отличие от язычников, падавших на колени и сыпавших себе на головы пыль, ограничивались лишь хлопаньем в ладоши. Более чем красноречивое свидетельство популярности и уважения Ислама в данном регионе. Однако полностью мусульманской Гана стала лишь после того, как власть в ней перешла к династии альморавидов в 1076-1077 гг.

Андалусский географ Аль-Бакри в своей рукописи приводит рассказ о принятии Ислама королем из Западной Африки (скорее всего - Ганы) после его встречи с мусульманским купцом и проповедником. Этот мусульманин был гостем короля, страна которого год за годом страдала от сильнейшей засухи. Король попросил путешественника помолиться Богу о том, чтобы Он ниспослал дождь его народу, и тот согласился при условии, что правитель примет Ислам и будет взывать ко Всевышнему вместе с ним. Они молились всю ночь напролет, а когда на небе появились первые признаки зари, пошел дождь. Увидев это чудо, король приказал уничтожить всех идолов и изгнать из страны колдунов. Правитель, его наследники и его придворные приняли Ислам и стали искренне верующими мусульманами, в то время как среди народа большинство по-прежнему составляли язычники. Однако после строительства в стране исламских школ и мечетей Ислам стал быстро распространяться и среди простого населения

Центральный Судан

Что касается центрального Судана, то там ислам начал свое распространение в государстве Канем. Арабский историк Бакри отмечал, что Канем населяли как черные язычники, так и потомки Омейядов, бежавшие из Халифата в середине 8 века. Однако официально Ислам в этом африканском государстве утвердился в 1085 году при царе Хумай Джилми, принявшим его.

Южная Африка

Есть сведения и о распространении Ислама в тот период в Южной Африке
Известно, например,  что аль-Бируни - известный географ и ученый 9 в н.э. - считал, что африканский континент простирается далеко на юг и его берега омывают моря, пригодные для навигации, а у другого географа -  Идриси  была карта, на которой обозначена река Лимпопо (граница нынешней Южно-Африканской республики с северными соседями).

Существует также предание, согласно которому Муса - сын одного из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и облагодетельствует) был послан с миссией распространять Ислам в Африке. В результате, как считается, он достиг юга континента.

Его корабль потерпел крушение возле мыса Игольный - самой южной точки континента. Сам он назвал это место "Рас аль-Ислам - "Мыс повиновения Аллаху". Как рассказывают, Муса и его товарищи были спасены местными племенами, впоследствии ставшими мусульманами.

Среднее средневековье

С 11 века, в то время как на севере материка стремительно возникали и столь же стремительно гибли мусульманские государства Фатимидов, Альмохадов и египетских Аюбидов, к югу от Сахары распадаются доисламские царства, существовавшие здесь в течение столетий. В Эфиопии в первой половине 11 века распадается тысячелетний Аксум, Нубийское царство разделилось на Макурию и Алву, в Западном Судане распалась Гана. Влияние монотеизма в связи с этим резко усиливается. Недаром в 10 - первой половине 13 вв. наблюдается исламизация правящих династий небольших африканских государств, "появляющихся" на развалинах империй. Однако мусульманские общины в Тропической Африке все еще были малочисленны и рассеяны в море язычества.

Порой даже наблюдалось усиление языческих образований, как за счет старых немусульманских держав, например - Ганы или Аксума, так и за счет периферийных мусульманских государств. Нашествиям такого рода подверглись раннее Мали, Канем, мусульманские княжества Эфиопии. А царство Сосо в 12 веке разгромило уже мусульманскую Гану, и, не останавливаясь на достигнутом, подчинило и Мали, не раз подвергавшуюся нашествиям и ранее.

Одновременно обостряются отношения между Египтом и Макурией - одним из осколков христианской Нубии, пытавшейся участвовать в крестовых походах.

В то же время мусульманские купцы, торговавшие на территории всего Суданского пояса и Эфиопии, привозили с собой не только новые и диковинные для тех мест товары, но и новую веру. Порой им удавалось привлечь к Исламу целые народы, с которыми их связывали торговые дела.

Восточная Африка

В Восточной Африке к 12-13 векам относится усиление порта Зейлы. Именно Зейла стала важнейшим торговым центром Восточной Африки того времени. Во второй половине 12 века арабский географ Аль-Андалуси писал об этом городе: "Люди Зейлы - самые благочестивые из мусульман. Они соблюдают пост Рамадан, совершают молитвы и паломничества". Город не имел правителя и управлялся советом из шейхов. К 14-15 вв. здесь существовало по меньшей мере, три мусульманские общины - две суннитские – последователи ханафитской и шафиитской правовых школ и одна шиитская. Также имело место и влияние йеменских зайдитов.  Однако со временем большинство жителей стали последователями шафиитского мазхаба.

В 13-14 веке Ислам приняли еще два государственных образования восточноафриканского региона  - Бали и Даваро, куда также проникали мусульманские купцы. Однако прибрежные города, населенные сомалийцами и суахилийцами, приняли Ислам еще раньше - на целое столетие. Но здесь процесс утверждения религии растянулся на долгие годы, так как вначале повлиял лишь на правящие верхушки. А географ Идриси, например, еще в 11 веке упомянул целый ряд городов побережья Сомали и восточноафриканского Савахиля, в том числе Мерку, Браву, Малинди и Момбасу. Якут сообщал о существовании мусульманских поселений даже на территории современной Танзании, упоминая и Занзибар (Ланджуя). Однако его сведения относятся уже к 13 веку.

А в 1272 году важные события происходят уже в Нубии - царь Макурии Давид, вновь в союзе с крестоносцами напал на Египет, уничтожив и уведя в плен множество мусульман. Пленные по иронии то ли судьбы, то ли царя Давида вынуждены были строить церковь. А через три года Египетский султан Бейбарс ответил, да так, что в плену оказался сам царь Давид со своей семьей. Отныне мамлюкские султаны Египта стали полными сюзеренами Нубии, и уже к концу 14 века почти вся Нубия перешла в Ислам.

А в Эфиопии в это время усилилось княжество Йифат, правитель которого - Вали Асма даже претендовал на курайшитское происхождение. Он и повел борьбу за "махзумитское наследство" (султанат к тому времени пал) с новой христианской династией Эфиопии. Несмотря на явное неравенство сил, Эфиопии так и не удалось полностью уничтожить Йифат. Один из его осколков - султанат Адаль продолжил борьбу. Во многом этому способствовала плодотворная деятельность распространенного здесь суфийского ордена Кадирийа.

Силы окружающих Эфиопию султанатов были  вполне сопоставимы с армией негуса, но часто - разобщенные, оказывались не в силах ей противостоять. К середине 14 века в регионе существовали следующие мусульманские образования: Йифат (затем - Адаль), Доваро, Хадья,  Арабабни, Бали, Шарха, Дарах. Войны с Эфиопией велись с переменным успехом. Иногда мусульманам приходилось даже признавать себя данниками негусов. А в 1540 году адальским правителям удалось подчинить себе Эфиопию, но это длилось недолго.

Центральный Судан

Центральный Судан также все более и более переходил в Ислам. В 12-13 веках столица Канема - город Нджими превратился в крупный центр маликитского мазхаба. Постепенно миссионеры Канема принесли Ислам и туарегам, кочующим поблизости. Есть сведения, что при дворе правителя Канема было большое количество ученых и богословов, и шариатские науки в этом государстве всячески поощрялись. Наивысшего расцвета Канем достиг в 14 веке при ибн Фатиме и в последующий период, когда северная граница государства доходила до Феццана, восточная - до Нубии и западная - до реки Нигер. А, например, в 1242 -1243 году в Каире училось столько студентов из Канема, что для них было построено специальное медресе - нетрадиционного для Египта маликитского мазхаба. В 14 веке язычники-булала захватили столицу государства, однако вскоре были подчинены, а затем - изгнаны из Канема. Канем (Канем-Борну) возродился и вплоть до середины 18 века оставался сильным государством, оказывающем мощное культурное влияние на хаусанские эмираты, народы Вадаи, Дарфура и земли южнее озера Чад. Халифат Борну достиг наивысшего расцвета в годы правления короля Идриса Алавмы (1570-1603), когда все ведущие государственные деятели были мусульманами, а столица Хуффхуфве была важным центром исламского образования.

Западный Судан

Что касается Западного Судана, то, как отмечал арабо-испанский географ  ибн Саид аль-Гарнати, там жили «как мусульмане, так  и язычники». Первые населяли долину реки Сенегал, причем по ее берегам "нет ни одного города страны Текрур, который бы не принял Ислам. О соседнем царе Ганы Аль Гарнати писал, что он "много занимается джихадом", отбиваясь от полудиких языческих племен.

К 12 веку приняло Ислам и царство Каукау, находящееся между Канемом и Ганой, причем в его столице была построена мечеть и целых два медресе.

К 13 веку на территории Западного Судана образовывается новая мощная держава - Мали. Ее границы в эпоху расцвета достигали на западе Атлантики, а на востоке - нынешней Нигерии.

Этот период приходится на 13 - 14 вв. В XIV веке ее император (местный титул - манса) Муса ввел в действие законодательство маликитского мазхаба, а также совершил свой знаменитый хадж. По сообщениям историков, вместе с ним в нелегкий путь, проходивший через пустыню, отправились от 12 до 72 тысяч человек.

Муса и его последователи несли с собой столько золота, что могли оказать влияние на экономику каждой страны, становившейся их временным пристанищем. Мали в то время была центром торговли золотом в Западной Африке.

Хорошо известный марокканский путешественник XIV столетия Ибн Баттута посетил Мали в 1352-1353 году, в годы правления брата Мусы, мансы Сулеймана. Баттута был поражен царившими в стране справедливостью и миром. Его восхитила любовь мусульман к строительству мечетей и совершению пятничных намазов. Однако кроме этого он обнаружил и пережитки некоторых доисламских обрядов, которые были в моде даже при дворе короля. Встречались ему в этой стране и уроженцы родного Марокко и даже Дамаска.

Следует отметить, что факихи малийского города Томбукту  превосходили порой в знаниях даже приглашенных арабских авторитетов, таких, например, как приглашенного императором Мусой из Мекки  -  Сиди абд ар Рахмана ат-Тамими.

Недаром, по сообщению Льва Африканского жители Мали в то время - "это самые цивилизованные, самые искусные и наиболее уважаемые из черных".

К 15-16 векам политическая гегемония в регионе перешла к государству Сонгаи, включившим в себя и восточные области Мали.

Три его центра - Гао, Томбукту и Дженне прославились по всему мусульманскому миру красотой и благочестием жителей. Знания местных ученых, опиравшихся на малийские традиции, также оставались на высочайшем уровне.

Стоит отметить, что к этому времени по всей мусульманской Африке стал господствовать Ислам суннитского направления, вытеснив все другие направления и, лишь иногда, взаимодействуя с местными культами.

Таким образом, можно сказать, что к началу великих географических открытий и колонизации Африки европейцами, на континенте сложилось немало достаточно развитых мусульманских цивилизаций. Ислам к этому времени стал не только религией знати, но и в большинстве образований - утвердился в сознании людей. Существовали известные центры шариатских дисциплин, многих правителей поддерживали суфийские ордена.

Многие из африканских мусульманских цивилизаций продолжили свое развитие, взаимодействуя с колонизаторами, а, нередко, изгоняя их. Другие были отделены от них песками Сахары, третьи пали.

Новое как военное, так и культурное и экономическое нашествие потребует от государств Африки мобилизации всего их потенциала, зачастую - радикальной перестройки сложившихся порядков.

И многие ответят на брошенный вызов.

Камаль Антон ЕВСТРАТОВ

Источники.
1. Ислам в Западной Африке - М, 1998.
2. Кобищанов Ю. М. История распространения Ислама в Африке - М, 1987.
3. Рахман Х. У. Краткая История Ислама - М, 2006.
4. Islam.ru
5. www.africana.ru/

На фото: Вид на мечеть Сиди Окба в Кайруане (Тунис). Фото с сайта swarmer.kiev.ua

15.04.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/2456/">ISLAMRF.RU: История распространения Ислама в Африке до эпохи великих географических открытий</a>