RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Проблемы и перспективы развития татарской диаспоры в Республике Беларусь

22.10.2012 10:50

Около половины белорусских мусульман составляют татары: местные — белорусские (или литовские — по названию Белорусско­Литовского государства — Великого Княжества Литовского), а также волго­уральские, сибирские и крымские. Предки современных татар — булгары — в 922 г. приняли от арабов мусульманскую веру. Массовое проникновение татар­мусульман в Беларусь началось в конце XIV в. из Золотой Орды, а после ее падения в конце XV в. — преимущественно из Крымского ханства. Переселение второй группы татар (с Волги, Урала и Сибири) началось после присоединения Беларуси к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой и, особенно, после Второй мировой войны.

 

 

В российских, советских, а также в переписях 1999 и 2009 гг., проведенных в Республике Беларусь, белорусско­литовские татары не были выделены в отдельную группу, хотя, как известно, они отличаются от волго­уральских, сибирских, крымских татар по обычаям и языку. В 1989 г. из 12,5 тысяч татар Беларуси 3,2 тысячи назвали своим родным языком татарский. Это обстоятельство, бесспорно, свидетельствует о том, что все они не принадлежали к предкам белорусских татар. В то же время 8 тысяч татар Беларуси назвали родным языком белорусский. Сегодня белорусских татар отличает от остальных жителей страны, прежде всего, религия. Ислам, сохраненный местными татарами в христианской среде, способствовал сохранению общности, выделял и выделяет этот народ, и именно с религиозной сферой связаны многочисленные традиции и обряды белорусских татар.

 

За минувшие десятилетия тоталитарное правление значительно подорвало основы веры белорусских татар. Советская власть в БССР прилагала все силы для разрушения традиционного жизненного уклада татарского народа Беларуси, а также центров сохранения этноконфесиональной специфики этого населения. Самые активные, самые образованные татары­мусульмане были репрессированы. Из 19 мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна (г. п. Ивье, Гродненской области). За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Так, например, в г. п. Видзы, Браславского района Витебской области в 1938 г. проживало 760 татар, сегодня там их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме жило 413 татар, сегодня — только 96, в г. Новогрудке соответственно — 766 и 316, в г. п. Мядель — 250 и 90, в г. Докшицы — 460 и около 50. В деревне Довбучки Сморгоньского района Гродненской области жило 408 татар, теперь там остался только один татарин. Довбутишковская мечеть, построенная в 1557 г. и считавшаяся в межвоенной Польше памятником истории и культуры, разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск, в музей­скансен деревянного зодчества, где и находятся по сей день.

 

За годы формирования постсоциалистического общества верующим мусульманам как бы было разрешено исповедовать свою веру, молится в мечетях, обучать дома детей исламу. Определенные надежды татары­мусульмане возлагали на принятые в начале 1990?х гг. законы о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания и религиозных организациях, которые создавали правовую базу процессам национально­культурного возрождения всех народов Беларуси, в том числе и татар. Однако процесс этот протекает сложно и противоречиво.

 

Белорусские мусульмане, которые 600 лет исповедуют ислам среди христиан, вызывают большой интерес во всем мире. Об этом свидетельствуют проведенные в 1993–2005 гг. одиннадцать международных научно­практических конференций, в работе которых приняли участие более 150 ученых из различных стран мира. Принятие законов о национальных меньшинствах и религиозных конфессиях, образование в январе 1997 г. на базе Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Беларусь Госкомитета по делам религий и национальностей (с 2002 — Комитет по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь) создали необходимую базу для возрождения народов, которые традиционно исповедуют ислам.

 

Сегодня в Республике Беларусь проживает около 100 тысяч мусульман. Они объединены в 24 мусульманские общины. Действует 8 мечетей: в Слониме (1994), Смиловичах (1996), Новогрудке (1997), Видзах (1999), Клецке (2000), Ловчицах (2002), Молодечно (2002), создан культурный центр в Ивье (1995). Мирное сосуществование мусульманской и христианской конфессий делает честь толерантному белорусскому народу.

 

В 1989–2004 гг. всю работу по национально­культурному и религиозному возрождению самобытного татарского народа Беларуси вместе с Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь (образовано в 1994 г.) координировало и проводило Белорусское объединение татар­мусульман «Аль­Китаб» (с 2000 г. — «Зикр уль­Китаб»).

 

В 1997 году общественность нашей страны широко отметила 600?летие поселения татар­мусульман на землях Беларуси. Общеизвестно, что татары сохранили свою самобытность благодаря мусульманской религии.

 

Именно ислам являлся и является главным средством сохранения этнической идентичности белорусских татар, давно утративших свой язык и не сохранивших своих обычаев. Первые шаги на пути к возрождению были предприняты еще в 1991 г. силами татарской интеллигенции и при помощи студентов из мусульманских стран, обучавшихся в городах Беларуси. Ими созданы воскресные школы в Ивье, Новогрудке, Минске, Гродно, Слониме, Молодечно, Смиловичах. В то же время стал выходить четыре раза в год журнал «Байрам», который помещал информацию о жизни и деятельности мусульманских общин, об основах ислама и правах мусульман, истории белорусских татар и важнейших событиях в мусульманских странах. С 1994 до 1997 года выходил ежемесячный мусульманский журнал (вышло 24 номера под различными названиями — «Аль­Джихад», «Аль­Ислам», «Жизнь»). С 1997 по 2005 год ежемесячно издавались газеты «Жизнь» и «Жыццё татарскае». К сожалению, в настоящее время данные издания не печатаются.

 

Важным моментом на пути возрождения исламской культуры белорусских татар является собирание и исследование древних татарских рукописей — китабов. Известно, что еще в середине XVI века белорусские татары утратили свой родной язык, родным языком татар стал белорусский, но благодаря знанию арабской каллиграфии (необходимой для чтения Корана) татары сохранили в своих китабах разговорный старобелорусский язык XVI века.

 

Одной из главных задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татар­мусульман «Зикр уль­Китаб» была и остается широкомасштабная работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, исламских библиотек и других учреждений, необходимых для жизнедеятельности мусульман Беларуси.

 

Уже около 20 лет ведутся работы по реконструкции соборной мечети в г. Минске. В 1993 г. для реконструкции мечети городскими властями выделен участок земли в районе улицы А. С. Грибоедова. В 1995 г. был утвержден рабочий проект строительства мечети и план реконструкции территории мизара (мусульманского кладбища), который находится рядом с мечетью. Архитектурное исполнение фасадов мечети полностью соответствует проекту 1901 г. Сегодня все усилия мусульман Минска направлены на возрождение былой мечети в ее прежнем виде. В 1999 г. исполнилось 400 лет первой, а в 2002 г. — 100 лет второй минской мечети. Этим юбилейным датам были посвящены V и VIII международные научно­практические конференции.

 

Динамично развиваются общественные, культурные, религиозные связи татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины. 25 августа 2000 г. в Сокульской мэрии (Белостоцкое воеводство, Польша) было принято и документально оформлено решение о создании Международной Федерации татарских организаций Беларуси, Литвы, Польши и Украины. Федерация образована в целях возрождения традиций и своеобразной культуры татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины, в целях защиты их прав на национальное и культурное развитие, участие в работе правовых и других организаций, приобщение к общественно­культурной жизни народов Европы. В 2001 г. вышел первый номер альманаха «Millet», печатного органа Федерации татарских союзов Беларуси, Литвы, Польши и Украины.

 

В планах работы организаций татар­мусульман Беларуси — восстановление и других святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татар­мусульман «Зикр уль­Китаб» неоднократно обращалось к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самой старой деревянной мечети в Европе, которая находилась в деревне Довбучки Гродненской области. Имеется проект реставрации этой мечети. Но пока нет средств для возведения разрушенных людьми и временем мечетей.

 

Все это и многое другое из жизни татар­мусульман Беларуси имеет большое научное и практическое значение. Мусульманская религия для белорусских татар — это национальное наследие и источник этнического возрождения.

 

Белорусские татары успешно трудятся во всех сферах, достойно несут традиции предков, активно возрождая наше общее историческое и культурное наследие на благо Беларуси. Татары изучают историю своего народа и своей родины Беларуси, уважают национальные символы, под которыми вместе с белорусским и другими народами они сражались против иностранных захватчиков и угнетателей. В своих пятикратных молитвах мусульмане просят Всевышнего Аллаха быть милостивым и милосердным к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, и к людям, которых татары считают своими братьями.

 

Зорина КАНАПАЦКАЯ,
кандидат исторических наук

Газета "Медина аль-Ислам"

На фото: 

1. Мечеть в Ивье, Гродненская область. Фото конец XIX века

2. Так выглядела минская мечеть в конце XIX века

3. Вид на Татарскую слободу. Татарская слобода — старое название северо-западной окраины Минска

4. Татарские рукописи Беларуси XIX века

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/24604/">ISLAMRF.RU: Проблемы и перспективы развития татарской диаспоры в Республике Беларусь</a>