Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе
24.10.2012 17:12Сентябрьские взрывы жилых домов в Москве и, как их следствие, закрытие медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах стали свидетельством того, что религиозно-политическое течение, называемое «ваххабизмом», имеет в Татарстане своих сторонников. Первоначально в Казани предпочитали утверждать, что шакирд этого медресе Денис Сайтаков, предполагаемый соучастник в подготовке московских взрывов, проучился там не более двух месяцев и никоим образом не связан с Татарстаном. Однако в дальнейшем сообщения о подготовке террористов из числа бывших шакирдов «Йолдыз» и Исламского Института им. Ризы Фахретдина (Альметьевск) в лагере Хаттаба на территории Чечни, взрывы газопроводов на территории республики, вблизи Кукмора и Шемордана, арест десяти этнических татар, подозревавшихся в их организации, а также объявление в федеральный розыск еще двое подозреваемых татарского происхождения вызвали в Татарстане едва ли не шок. Шоковое состояние еше усилилось, когда в декабре 1999 года — январе 2000 года достоянием общественности стала информация о нескольких планировавшихся террористических актах, исполнителями которых должны были стать татары.
Внешние контуры феномена ваххабизма в Татарстане проходят по линиям, обозначающим несовпадение точек зрения представителей старшего и молодого поколения мусульман по вопросу о проведении меджлисов (собраний) с чтением поминальных молитв по усопшим. Но в действительности расколы куда глубже: в рядах молодежи все чаще звучат слова о том, что татары исповедуют неканонический вариант ислама, который следовало бы изменить по образцу его саудовской версии. Иначе говоря, местные сторонники ваххабизма считают своим идеалом исламское государство, основанное на законах шариата, и еще недавно открыто заявляли о такой точке зрения. Кроме того, специфический статус российского ислама, развивающегося в иноверческом окружении, подталкивал их к провозглашению идеи уплаты мусульманами Татарстана джузьи (налог с мусульман) в пользу лидера какого-либо мусульманского политического образования. При этом последователи ваххабизма провозглашали противников исламизации лицемерами, «худшими, чем христиане и иудеи, поскольку последние не скрывают своего чужеродного лица».
Для татарского общества, где единство мусульман вне зависимости от их принадлежности к тому или иному мазхабу (правовой школе) всегда выглядело как высшая ценность, эта постановка вопроса была абсолютно неприемлемой. Общество было потрясено и способами действия ваххабитов, радикально отличавшимися от ставших уже привычными в республике. В начале 90-х годов сторонники независимости Татарстана открыто говорили о своих взглядах в средствах массовой информации и на митингах. Пропаганда сторонников исламского государства велась, как правило, в узком кругу, в мечети или на учебных занятиях в медресе. Разумеется, влияние ваххабизма в Татарстане не стоит преувеличивать. Высылка из республики нескольких проповедников арабского происхождения, а также чистка преподавательского состава медресе Набережных Челнов и Альметьевска в определенной мере ограничили сферу его распространения. Однако этнические татары — сторонники ваххабитских идей сегодня учатся в Саудовской Аравии и в некоторых других мусульманских государствах. Заканчивая обучение, они возвращаются в республику и на территорию тех российских административных образований, где проживают значительные группы татарской диаспоры…
Ваххабизм в современном Татарстане
Наиболее распространенный, но и самый поверхностный вариант восприятия ваххабизма в современном Татарстане состоит в следующем. Ваххабизм — официальная версия ислама в Саудовской Аравии. Под суверенитетом этого государства находятся священные города ислама Мекка и Медина, оно обеспечивает возможность совершения туда паломничества. Вместе с тем, как считает абсолютное большинство мусульман Татарстана, татары — не арабы, они имеют свой толк ислама. Ваххабизм, таким образом, — явление внешнее, не может рассматриваться в качестве угрозы татарскому обществу, нагнетание же страстей вокруг него обязано исключительно официальной российской пропаганде. Но ваххабиты никому не приносят вреда.
Точка зрения молодого поколения мусульман Татарстана в определенной степени отличается отточки зрения большинства. В молодежной среде существует тенденция к тому, чтобы считать ваххабитов борцами за чистоту ислама эпохи «праведных халифов» (дар ас-садат). Поскольку в эпоху господства Российской империи и советского режима татарский ислам исказился, для восстановления его незамутненных историческими наслоениями идеалов следует идти путем ваххабитов. Одновременно среди части татарской интеллигенции распространено мнение, что Курсави и особенно Марджани призывали вернуться к чистой вере первых веков хиджры. Соответственно оба великих авторитета рассматриваются как близкие к ваххабитам мыслители. К этому следует добавить, что в начале 90-х годов, на волне мощного национального движения за повышение государственного статуса Татарстана и изменение модели отношений между ним и федеральным центром стала популярной идея булгарского возрождения: в нем видели нечто вроде пролога к воссозданию татарской национальной государственности. Только этим и можно объяснить тот достаточно парадоксальный факт, что ваисовцы, в свое время поддержавшие большевиков, с точки зрения некоторых историков должны считаться национальными героями.
В действительности ваисовцы, как и абызы на завершающих этапах их активности, выражали отнюдь не общенациональные или общемусульманские интересы, а интересы полуобразованных люмпенов, «вечных» учащихся, низших слоев предпринимательства и духовенства. В возрождении старых порядков эти элементы татарского общества видели для себя единственный способ социальной мобильности. Они критиковали позицию национальной элиты своего времени, стремились к ее ниспровержению и/или физическому уничтожению. Идеал исламского государства, воплощенный в легенде о «золотом веке» Булгара, нужен был им для того, что уличить элиту в отступничестве от религиозной нормы и в пресмыкательстве перед Российским государством. И абызы, и ваисовцы полагали, что кризис мусульманского общества имел своим источником прошлые и нынешние грехи правителей, забвение ими идеалов исламского образа жизни. И те же самые утверждения, похоже, стали общим местом в высказываниях нынешних поклонников саудовского ваххабизма.
Порой конфликт между сторонниками российского ислама и ислама аравийского стремятся свести к конфликту двух поколений, утверждая, что более радикальны молодые имамы. Однако и среди молодого духовенства есть критики порядков, царящих в Саудовской Аравии, тогда как часть более пожилых имамов с энтузиазмом выступает за введение в повседневную жизнь жестких исламских норм. На деле водораздел проходит не столько по возрастным, сколько по социальным различиям. Как и во времена абызов и ваи-совцев, аравийский вариант ислама в большей мере импонирует люмпенизированным слоям татарского общества, которые не сумели приспособиться к крутым переменам последнего десятилетия. Напротив, традиционный российский вариант ислама популярен среди более успешно адаптирующихся групп.
Уместна и другая историческая аналогия. В прошлом модернизаторы ислама побеждали традиционалистов в экономически развитых регионах татарского мира, где выше был удельный вес относительно обеспеченных и образованных слоев. Противоположная ситуация была характерна для районов, которые по современной терминологии можно назвать «депрессивными». В сегодняшнем Татарстане проваххабитская ориентация особенно заметна в Набережных Челнах, где, по сравнению с Казанью, отчетливо выражен упадок системы высшего образования и высок уровень социального неблагополучия, особенно в молодежной среде. И поэтому укрепление здесь позиций ваххабизма, в исторической ретроспективе представляющегося поздней репликой движений абызов и ваисовцев, вполне закономерно.
В настоящее время ваххабизм в Татарстане, наиболее ярко воплощаемый устремлениями и действиями молодых исламских радикалов, является знаменем борьбы против отождествляемого с русскими Российского государства и западного образа жизни. Ваххабизм, как и его предшественники, сплачивает в своих рядах полуобразованных выходцев из городских и сельских низов. Его мощными катализаторами выступают экономический кризис и война в Чечне. Ныне мечеть и медресе стали практически единственным отделенным от криминального мира каналом вертикальной мобильности для сельской молодежи, не имеющей страхующих связей в городах и плохо владеющей русским языком. Любое наступление федерального правительства на достаточно формальный суверенный статус Татарстана воспринимается ею как доказательство бесперспективности переговорного процесса с Москвой, равно как и светской национальной идеологии.
В глазах двадцатилетних секулярная нация выглядит помехой религии, а «исламское братство» представляется истинным национальным единством, глубоко отличным от официально пропагандируемого. Поколение двадцатилетних не знает опыта ни общероссийского демократического движения конца 80-х — начала 90-х годов, ни собственно татарского. В свою очередь, власти Республики Татарстан все еще опасаются ветеранов ВТОЦ — Всетатарского общественного центра (давно уже ставшего «бумажным тигром») и не считают молодежь способной на какие-либо серьезные действия.
Реальными предпосылками для уничтожения питательной почвы ваххабизма могут стать стабильность политической ситуации, преодоление экономического кризиса, обеспечение рабочих мест для молодежи, создание централизованной системы религиозного образования и, конечно же, разработка подлинной, не мифологизированной истории татарско-русских взаимоотношений. Не стоит забывать, что уже более четырех веков татарское общество и его религиозные институты — неотъемлемая часть российского социума. Необходимо преодолеть негативные тенденции общественного развития, одной из которых является сегодня ваххабизм, и в этом сегодня совпадают интересы как татар, так и русских, как Республики Татарстан, так и Российской Федерации.
А.Ю. Хабутдинов
Цит. по: Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. — 2000. — N 2 (9)