RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мусульманские форумы 2005–2012­х годов: Семь лет, словно семь ослепительных дней

28.01.2013 14:29

27 ноября в Москве прошел VIII Мусульманский форум «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели». Спустя 7 лет после возобновления традиции Всероссийских мусульманских съездов 1905–1917 гг. уже можно провести итоги Мусульманских форумов нового тысячелетия. Следует особо отметить, что столетие назад удалось провести только шесть Всероссийских мусульманских съездов: I — в 1905 г., два (II и III) — в 1906 г. (затем последовали запреты), IV — в 1914 г. и два в 1917 г. (I и II — после Февральской революции решили нумеровать съезды заново). До 1917 г. два съезда (I и III) прошли в Нижнем Новгороде, два (II и IV) — в Санкт­-Петербурге. В 1917 г. I съезд прошел в Москве, II — он же последний — в Казани. Из восьми форумов 2000?х гг. пять (I–II, IV–VI) прошли в Нижнем Новгороде, два (III и VIII) — в Москве. VII (прошлогодний) форум был разделен между Москвой и Нижним Новгородом, но центральная часть мероприятия при участии муфтиев и ректоров учебных заведений стран СНГ, федеральных властей и цвета российского исламоведения прошла в столице. Последние два форума были сконцентрированы на интеграции стран СНГ в рамках процессов консолидации евразийского пространства.

 

Начало форумов — годы 2000?е

 

I Всероссийский мусульманский форум, названный «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» и прошедший в Нижнем Новгороде 5 ноября 2005 г., был пионерским. В то время только намечались векторы движения. Он проводился с целью не столько отметить вековой юбилей I (Нижегородского) Всероссийского мусульманского съезда, сколько извлечь уроки из опыта великого общественного, просветительского и реформаторского движения джадидов. Одновременно с этим событием Нижний Новгород как колыбель ополчения времен Смуты стал местом рождения нового общероссийского праздника — Дня народного единства — 4 ноября. В город прибыл ныне покойный предстоятель Русской православной церкви Московского патриархата патриарх Алексий, что придало празднику особую сакральность.

 

Среди пунктов резолюции I Всероссийского мусульманского форума указывались стоящие перед мусульманским сообществом России основные задачи: «укрепление традиционных исламских нравственно­-этических принципов, формирование положительного общественного мнения по отношению к мусульманам и исламу, противодействие проникновению экстремизма, создание современной системы исламского образования, отвечающей вызовам эпохи». Все эти проблемы более чем актуальны и сегодня.

 

Крайне важным было формирование рабочего костяка из улемов, имамов и ученых, объединенных для разработки совместных проектов. Среди участников как I, так и VIII Мусульманских форумов назову имена председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умара­хазрата Идрисова (ныне председателя Совета старейшин ДУМНО), 1?го зампредседателя ДУМНО Дамира­хазрата Мухетдинова (ныне 1?го зампреда ДУМЕР), директора Центра арабских исследований Института востоковедения РАН В. В. Наумкина (ныне — директора ИВ РАН), Д. Хайретдинова (ныне — ректора Московского исламского университета). Из числа ученых участниками форумов были, прежде всего, И. Алексеев (Москва), Г. Гузельбаева и И. Гимадеев (Казань), Г. Исаев (Санкт­Петербург), О. Сенюткина (Нижний Новгород). Как участник всех восьми форумов, я сейчас прихожу к выводу, что нам необходимо создать новую «Ислахат асаслары», подобную той, что столетие назад описала съезды мусульман 1905–1914 гг.

 

Среди пунктов резолюции I Мусульманского форума был повторенный на ряде последующих форумов пункт «выступить с инициативой формирования Совета улемов», учитывая опыт ЦДУМ 1920?х гг. Однако пока все попытки объединения российских мусульман на основе единого органа, объединяющего хотя бы только ученых (богословов и светских), не получили воплощения. В итоге был выработан проект «Богословского собрания мусульман России», затем ставки пошли вверх, и появился «шестиконечный проект» объединения уже Духовных управлений российских мусульман. Однако все планы интеграции кончились ничем, так как импульсы интеграции, шедшие тогда из Москвы и Нижнего Новгорода, были заморожены ближе к границам Азии. Как результат усиливающегося разобщения появился РАИС с его хронической внутренней борьбой за власть. Да и в ЦДУМ, исходя из практики проведения съездов раз в 13 лет, пришли к уставной норме проведения форумов раз в 12 лет при сохранении пожизненного председателя. На память о проекте Совете улемов осталась книга с одноименным названием под авторством Умар ­хазрата, Дамир­хазрата и автора этих строк.

 

Конец десятилетия

 

Необходимость интеграции с Советом муфтиев России и ориентация на евразийское пространство стали видны уже на III Мусульманском форуме, который проходил под эгидой Совета муфтиев России с 1 по 4 ноября 2007 г. в Москве в гостиничном комплексе «Космос». В резолюции указывалось, что в «январе 2007 г. на заседании Совета муфтиев России было принято решение об учреждении Совета улемов… Совет улемов как важнейший институт возрождения мусульманского сообщества России призван обеспечить идейно-­догматическое единство уммы и углубление взаимопонимания в отношениях ислама, общества и государства». Относительно стран СНГ утверждалось, что «начата работа по расширению контактов мусульман России с исламскими сообществами стран СНГ (в частности, Узбекистана и Казахстана)». В Москве ясно прозвучала тема патриотизма, неразрывно связанного с обязанностями верующих по защите своей Родины. В резолюции указывалось: «В общероссийских центрах памяти героев войн и жертв репрессий необходимо отмечать участие всех народов и всех религий в исторических событиях, строить там мечети и культовые здания иных религий… возвести мечеть в мемориальном комплексе Бутово под Москвой в память о жертвах ленинско­-сталинских репрессий и построить мечеть на Мамаевом кургане в память о мусульманах, отдавших свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны». Московский форум запомнился участием классиков российского исламоведения и высочайшим уровне модерирования научных секций, особенно Г. Г. Косачом и Д. Ю. Араповым.

 

Трудно точно объяснить почему, но конец 2000?х гг. (2008–2010) стал периодом временного угасания идеи форумов. Невозможность создать общероссийский орган, процессы углубляющегося раскола среди Духовных управлений российских мусульман и замедление реальной интеграции на евразийском пространстве действовали угнетающе. Самым компактным был VI Всероссийский мусульманский форум «Вопросы социального служения в российской умме», состоявшийся в Нижнем Новгороде, в мечети имени Абдулвахида Сулеймани. Этот форум проходил не в ноябре, как обычно, а почти в канун Нового года — 22 декабря 2010 г. Вместе с Дамир-­хазратом Мухетдиновым, Д. Хайретдиновым и Д. Денисовым мы задавались вопросом: как далеко зайдет кривая понижения. Впрочем, мы успокаивали себя тем, что наши форумы проводятся ежегодно и многолюдны. Ведь IV съезд 1914 г. прошел через 8 лет после III-­го, и в нем участвовало всего около 40 человек.

 

Начало нового десятилетия

 

Ситуация поменялась к осени 2010 г., когда стало понятно, что Россия ждет старого нового президента В. В. Путина. VII Мусульманский форум «Россия и Исламский мир: векторы модернизации на пространстве СНГ» начался в Москве 14 ноября 2011 г. Он запомнился, прежде всего, выступлениями мусульманских лидеров МНГ. Это были муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России; Абсаттар хаджи Дербисали, верховный муфтий Казахстана; Чубак ажы Жалилов, верховный муфтий Кыргызстана; Айдер Исмаилов, заместитель председателя ДУМ Крыма; Хайдар Юлдашходжаев, ректор Ташкентского Исламского Института имени Имама Аль Бухари; Сулаймон Давлатов, советник муфтия Таджикистана по международным вопросам.

 

Здесь в полный голос прозвучала идея создания Совета муфтиев СНГ, Совета улемов СНГ, совета ректоров учебных заведений СНГ. Представители братских государств СНГ скорее подталкивали нас, россиян, чем следовали за нами. Председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Равиль­хазрат Гайнутдин указал: «Традиция проведения мусульманских форумов сложилась одновременно с появлением в Российской Федерации нового праздника — Дня народного единства, который призван объединить всех граждан страны вне зависимости от их национальной, религиозной и расовой принадлежности. В то же время наши форумы продолжают историческую традицию Всероссийских мусульманских съездов начала ХХ века. Сегодня, как и сто лет назад, они призваны выработать новую повестку дня для всей мусульманской уммы стран Содружества Независимых Государств; создать такую модель взаимоотношений уммы и государства, которая была бы приемлема для всех заинтересованных сторон, что привело бы нас в итоге к существенному прогрессу в межрелигиозной и межнациональной сферах».

 

Итак, прошло семь лет. Мы знаем чего мы хотим, и мы знаем, куда мы идем. Мы хотим мира и процветания, демократии и равноправия для наших народов, как этого хотели наши предки 100 лет назад. Дай Аллах нам силы и знаний достойно пройти по этому пути!

 

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук, Россия

 

Газета "Медина аль-Ислам", №136

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/25903/">ISLAMRF.RU: Мусульманские форумы 2005–2012­х годов: Семь лет, словно семь ослепительных дней</a>