RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Становление исламского образования в золотоордынском Крыму

16.06.2014 17:27

Длительное время культурные достижения Крыма в «исламский период» истории полуострова сводились преимущественно к исследованиям литературных, фольклорных и архитектурных памятников. Собственно крымское религиозное наследие как золотоордынских, так и ханских времен традиционно оказывалось вне пределов научных интересов исследователей-востоковедов. За исключением нескольких авторов (преимущественно крымскотатарских и турецких), подготовивших ряд библиографических указателей, печатных изданий рукописей, а также специальных исследований, религиозная традиция крымских татар так и нашла должного освещения в современном востоковедении.

 

Не следует забывать и о том, что этому поспособствовали политические обстоятельства: после депортации крымских татар в 1944 году, изучение наследия тюрков Крыма оказалось в СССР фактически под запретом. Итоги тотального непонимания крымскотатарского вопроса Крым пожинает сегодня, а попытка использовать крымских татар в международных политических играх еще более усугубляет положение коренного народа, оказавшегося в результате сложных исторических процессов этническим меньшинством.

 

Рукописные документы, разбросанные сегодня по библиотекам Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана, Египта, Израиля, Боснии и Герцеговины, Германии, Швейцарии, США, Ватикана и многих других государств, открывают немало новых страниц в истории культурного развития Крыма и соседних государств. Среди этих текстов можно обнаружить относительно неплохо изученный арабоязычный труд крымского биографа Махмуда аль-Кафауви (ум. 1582) «Легионы наивиднейших ученых школы избранного имама Ибн Нумана» (Катаиб Алам аль-Ахйар фи мазхаб ан-Нуман аль-Мухтар, в некоторых рукописях встречаются и другие варианты названия). Со времен одного из первых исследований по этой теме (кандидатской диссертации известного казахского востоковеда Аширбека Муминова, защищенной в Ленинграде в 1991 году) вышел целый ряд значимых научных публикаций, однако подготовка полного критического издания сочинения до сих пор не произведена. Таким образом, исследователи обращаются либо к многочисленным рукописным версиям сочинения, между которыми существуют некоторые различия, либо к труду индийского ученого Абд аль-Хайя аль-Лакнауви (1848–1886) «Ясные извлечения из жизнеописаний ханафитов» (Аль-Фаваид аль-бахийя фи тараджим аль-ханафийя), впервые изданного в 1324/1906 году и представляющего из себя сокращенное изложение труда аль-Кафауви. Используя две рукописи сочинения аль-Кафауви (хранящихся в Стамбульской национальной библиотеке и Парламентской библиотеке Ирана), в настоящей статье мы попытаемся обратить внимание на интереснейший документ, относящийся непосредственно к исламской культуре Крыма — традиционный исламский «диплом» (иджаза) о религиозном образовании, полученный в 1404 году выходцем из прикаспийского Хаджи-Тархана Ахмадом аль-Крыми от его учителя Ибн аль-Баззази. Сравнение этого документа с более поздними источниками позволит углубить наши представления о научных связях золотоордынского и ханского Крыма с другими регионами исламского мира, в частности, Половецкой степью, Средней Азией и Малой Азией.

 

Как известно, первые сведения об исламском образовании на территории Крыма относятся к 20-м годам XIV столетия, когда хан Узбек сделал выбор в пользу ислама как государственной религии Золотой Орды. Уже в этот период в Крыму открываются первые учебные заведения — медресе, древнейшее из которых сохранилось и до наших дней (ныне известное как мечеть и медресе хана Узбека в Солхате). В этот же период в Крыму создается один из первых исламских религиозно-философских текстов — комментарий к «Месневи» Джаляль ад-Дина ар-Руми, написанный на персидском языке Абу Бакром Каландаром (его биография, к сожалению, практически неизвестна).

 

Уже к началу XV-го века, судя по всему, в Крыму действовала целая сеть учебных заведений (школ при мечетях, дервишеских обителей, специальных медресе). Благодаря упомянутому сочинению Махмуда аль-Кафауви, существует возможность более подробной оценки содержательных особенностей исламского образования в золотоордынском Крыму. Описывая биографию ханафитского правоведа Хафиз ад-Дина ибн аль-Баззази (1329–1413), который посещал крымский полуостров в 1402–1404 году, аль-Кафауви приводит полный текст иджазы, то есть разрешения на дальнейшее преподавание, выданное Ахмаду аль-Крыми (ум. 1474). Ахмад аль-Крыми, происходивший, по данным того же Махмуда аль-Кафауви, из прикаспийского Хаджи-Тархана, готовился под руководством ибн аль-Баззази к судейской практике. Покинув Крым в смутное время распада Золотой Орды на отдельные улусы (20-е годы XV века), Ахмад аль-Крыми продолжил карьеру в Османской империи, где занимал должности преподавателя в нескольких медресе и прославился благодаря своим познаниям в области исламского права и толкования Корана (известны его комментарии к правоведческому труду ат-Тафтазани Ат-Тальвих, примечания к тафсиру аль-Байдауви, а также другие работы).

 

Под руководством Ибн аль-Баззази, как свидетельствует текст иджазы, аль-Крыми изучил как минимум 11 трудов. Первым среди них упомянут хадисоведческое сочинение Машарик аль-Анвар ли-Дин аль-Абрар («Восходы светочей над религией праведных») лахорского правоведа Хасана бин Мухаммада ас-Саггани (1181–1252). Кроме того, аль-Крыми «читал под руководством шейха» Аль-Кафифи Фикхан-Нумани («Достаточный минимум права по школе Нумана»), написанный «видным ученым, который не нуждается в представлениях». Имеется ввиду Абу ль-Баракат Абдаллах ан-Насафи (ум.1310), известный знаток исламского права и доктрины, происходиший из Насафа (не территории современного Узбекистана). Также аль-Крыми изучал у ибн аль-Баззази правоведческую поэму Аль-Мусаффа фи шарх Манзума ан-Насафи («Очищение толкования на манзуму ан-Насафи»), написанную тем же Абуль-Баракатом. Упомянута в иджазе и сама манзума, принадлежащая перу еще одного выходца из Насафа, Умара бин Мухаммада ан-Насафи (1042–1168). К этим сочинениям примыкает и один из наиболее известных ханафитских трудов, созданных также в Средней Азии — Аль-Хидайя фи шарх Бидайя аль-Мубтади («Руководство к комментарию на „Основы для начинающего“») ферганского правоведа Бурхан ад-Дина аль-Маргинани (1135–1197). Из Ферганской долины происходил и знаток ханафитского права Хуссам ад-Дин аль-Ахсикаси (ум. 1247), автор труда Аль-Мунтахаб фи усул аль-мазхаб («Избранное из основ учения школы [Абу Ханифы] »), который также изучался Ахмадом аль-Крыми.

 

Ибн аль-Баззази преподавал в Крыму и другие материалы по ханафитскому праву. В иджазе упомянута книга Кадури, под которой имеется ввиду труд багдадского правоведа Мухтасар фи фикх аль-ханафи («Краткое изложение ханафитского права») Абу ль-Хасана Ахмада аль-Кадури(973–1037). Указан в иджазе труд Аль-Мугни фи усул аль-фикх («Общее изложение основ права») среднеазиатского правоведа Джаляль ад-Дина аль-Хаббази (1231–1291), учившегося в Хорезме и Самарканде. В тексте иджазы упомянута еще одна книга аль-Хаббази — Аль-Хади фи ильм аль-калям («Наставление в богословской науке»); до наших дней этот посвященный матуридитскому каляму труд, судя по всему, не сохранился.

 

В 1500 году в Крыму хан Менгли Гирай открыл известное «Зынджырлы-медресе», продолжая и развивая образовательные традиции золотоордынского периода. Базис, заложенный в эти времена, нашел свое отражение и в последующих столетиях. Так, в труде известного крымскотатарского энциклопедиста Абу ль-Бака аль-Кафауви (1619–1683) «Книга всеобщих понятий» (Китаб аль-Куллийят), получившего образование в Крыму, встречаются многочисленные отсылки к сочинениям, которые впервые преподавал на территории полуострова именно ибн аль-Баззази. Цитируются труды Абу ль-Бараката ан-Насафи, Умара ан-Насафи, Абу ль-Хасана аль-Кадури, Бурхан ад-Дина аль-Маргинани, Мухи ад-Дина аль-Багауви и других авторов. Это же во многом характерно для наследия крымского автора Мухаммада аль-Кафауви (ум. 1758), автора многочисленных комментариев и самостоятельных трактатов, занимавшего некоторое время пост ханафитского кадия в Иерусалиме.

 

Указанные факты позволяют судить о роли, которую золотоордынский Крым сыграл в становлении не только исламского образования в Черноморском регионе, но и Османской империи в целом. Именно Крым, выходцы из которого впоследствии продолжали научную и административную карьеру в других регионах, послужил одним из мостов, связующих научные традиции Средней Азии и Анатолии. Появление и утверждение в Крыму полноценного исламского образования принесло свои плоды и в развитии некоторых направлений постклассической исламской религиозно-философской мысли, в частности, матуридитсткой теологии и ханафитского права. Представляется, что, учитывая неизученность большого количества сохранившихся рукописей, созданных крымскотатарскими учеными в самом Крыму и за его пределами, содержательные особенности этих процессов все еще ждут своих комплексных научных оценок.

 

Михаил Якубович,
кандидат исторических наук,
востоковед, Острожская Академия (Украина)

Газета "Медина аль-Ислам"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/32767/">ISLAMRF.RU: Становление исламского образования в золотоордынском Крыму</a>