RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Нет религии без общества

26.11.2014 15:58

В 2014 г. мы отмечаем два юбилея, связанных с именем великого алима и муфтия Ризаэтдина Фахретдина: 155-летие со дня рождения и 100-летие выхода в свет книги «Дини вэ ижтимагый мэсъэлэлэр» (Религиозные и общественные вопросы) – фундаметального труда, посвященного соотношению религии ислама и развития общества. В 2011 г. он был переиздан на кириллице в альметьевском издательстве «Рухият». Прошедший царскую цензуру труд «Дини вэ ижтимагый мэсъэлэлэр» попал под огонь «исламоедов» и просто не слишком компетентных лиц, которые обвинили Ризу-казыя в поддержке салафизма и ваххабизма. Поводом послужили одна из статей Р. Фахретдина, весьма непрофессионально прокомментированная ее перееиздателем, и участие Ризы-казыя в Мекканском конгрессе 1926 г. в качестве первого вице-председателя и руководителя делегации мусульман СССР. Последняя аргументация наиболее парадоксальна, так как визит в Мекку был согласован и во многом инициирован руководством ОГПУ (предшественника ФСБ) и НКИДа (ныне МИДа). Но книга вышла, и дает нам возможность вновь оценить уровень российского богословского наследия, где Коран и Конституция являются жизненными опорами для современных мусульман. 

 

Риза-хазрат (1859-1936), выходец из рода имамов, создал за свою жизнь много прекрасных и высокоаргументированных трудов. Он родился в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана). С 1891 г. он был назначен казыем Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и переехал в г. Уфу. В годы работы в ОМДС Риза-казый привел в порядок архив этого учреждения, положил начало археографической обработке его фондов и публикации наиболее ценных документов, в результате чего были спасены и стали достоянием общественности уникальные материалы по истории и культуре тюркских народов страны. Материалы архива ОМДС легли в основу биобиблиографической хроники «Асар» (Наследие), где раскрыты биографии татарских улемов от X века до конца 1920-х гг. Он выпустил в свет дневник хаджа Ш. Марджани, положив начало традиции издания мемуаров у татар (Путешествие Марджани. – Казань, 1902.).

 

Р. Фахретдин написал два художественных произведения – «Салима, или Целомудрие» (Казань, 1899) и «Асма, или Проступок и наказание» (Оренбург, 1903), в которых выдвинул идеал женщины-мусульманки, получившей европейское образование.

 

Научная деятельность Р. Фахретдина была разнообразной, но наибольший интерес он проявил к историко-биографическому жанру. В этом жанре написаны и изданы в шести частях критические биографии выдающихся мыслителей средневекового ислама «Мэшhур ирлэр» (Замечательные люди) – Ибн Рушда, аль-Маари, Ибн Араби, Ибн Таймии, аль-Газали. В биографии турецкого писателя и просветителя Ахмада Мидхата (Ахмад Мидхат эфенди. – Оренбург, 1913) автор утверждал, что необходимо как религиозное, так и светское знание. Р. Фахретдин писал, что великие улемы Ибн Рушд, Маари, Газали и Ибн Араби трудились во имя свой нации, родины и религии. Таким образом, наряду с традиционным исламским понятием «умма» Риза-хазрат выдвигает такое понятие, как «миллет» – нация. В биографии Ахмет-бая Хусаинова Р. Фахретдин впервые у татар создал образ идеального общественного деятеля из рядов буржуазии (Эхмэт бай. – Оренбург, 1911). Отдельное сочинение он посвятил биографиям выдающихся женщин мусульманского мира прошлого и нового времени – «Мэшhур хатыннар» (Знаменитые женщины. – Оренбург, 1903).

 

В 1905 г. Риза-казый составил наиболее продуманный план реформы ОМДС. В 1906 г., поняв невозможность провести реформу Духовного Собрания, Р. Фахретдин покидает пост казыя. Он становится заместителем редактора газеты «Вакыт», а с 1908 г. возглавляет журнал «Шура» в Оренбурге, издававшиеся на средства братьев Рамиевых. В эти годы он создает ряд биографий философов, писателей, общественных деятелей и благотворителей, как образцов для подражания со стороны других мусульман. В 1912 г. Риза Фахретдин в биографии великого улема и суфия Ибн Араби писал, что ислам должен давать ответы на все реалии современности, проблемы этого и загробного миров. Образцом для подражания должны служить не только правители и улемы, но и создатели школ, лица, финансирующие образование и воспитание детей, основатели приютов и больниц.

 

В 1914 г. Риза Фахретдин выпустил книгу «Дини вэ ижтимагый мэсъэлэлэр», посвященную обоснованию реформ Нового времени и рассматривающую позицию правоверных мусульман по отношению к реформам. Само название работы говорит о необходимости синтеза религиозных и светских основ для развития исламской нации. В реформе права «Основные правила» зиждились на традиционной суннитской доктрине, заключающейся в том, что «Коран и сунна напрямую должны быть потребностью и доказательством для мусульманских правителей». Основным источником реформы права становилась «иджма», которая «если она не противоречит шариату, выражается в согласованном вынесении решений по реформам своего времени». При этом наряду с мнениями улемов иджма учитывает позиции «глав благотворительных обществ, воинских командиров и глав других организаций, адвокатов и докторов, инженеров и торговцев, редакторов и писателей, рабочих». Таким образом, Шура (Совет), принимающий правовые решения, превращается в орган мусульманской общины Нового времени. Шура должна действовать в соответствии с реалиями экономики и культуры и представлять собой союз всех классов и обществ.

 

Р. Фахретдин прямо ставил вопрос: «Зачем нужны усилия для «иджмы?» И отвечал: «Нации, которым приходится жить в [современном] мире, должны самостоятельно мыслить, и в соответствии с изменениями времени и прогрессом нужно двигаться; чтобы политические, экономические и общественные дела соответствовали потребностям времени, их нужно соответственно обновлять и строить». При этом «в парламенте и Государственном Совете... нужно выполнять решения, согласные с Кораном и сунной». Р. Фахретдин считал, что «главная реформа» предстоит в сфере права. В итоге должна быть создана Конституция как «очень полезная вещь для исламского мира».

 

Ислам должен сохранять значение как система мировоззренческих и моральных устоев: «Ислам, будучи универсальной религией, пригоден для всех времен, всех мест и государств, всех народов и наций. Если обязательно есть какая-то религия, которая пригодна для счастья в этом и том мире, для материальных и духовных достоинств, то эта религия, несомненно религия ислама». Сами мусульмане должны вернуться к путям чистой религии времен асхабов. Р. Фахретдин отметал позитивистскую доктрину об отсталости религии по сравнению с наукой, популярную среди социалистов и младотурок. Он заявлял, что когда «левые», являющиеся сторонниками европейского образования, утверждают, что «причиной нашего упадка была религия», то они глубоко ошибаются. Для него только религиозность является основой высокой морали, поэтому «то, что люди религиозны, столь естественно, как то, что они культурны». Образование для Фахретдина неразрывно связано с религиозным воспитанием.

 

Впрочем, Риза-хазрат ставит вопрос не только о моральном и правовом самосовершенствовании мусульман. Он указывает на потребность развития иных сфер, говоря, что «нам нужны... железные дороги, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные академии».

 

Р. Фахретдин создает свою работу, формально не ориентируясь на конкретные условия России, а на условия всего мусульманского мира. Он также определяет миллет мусульман России как часть мировой мусульманской уммы. Сегодня российские мусульмане должны создать столь же убедительные труды, где следование устоям Корана и уважение к основам конституционного строя составили бы единое и непротиворечивое целое.

 

Айдар Хабутдинов

Всероссийская газета мусульман "Ислам минбаре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/34961/">ISLAMRF.RU: Нет религии без общества</a>