На пути к строительству Нижегородской Соборной мечети
11.03.2015 14:26
Неудобство добираться до Ярмарочной площади было не главным обстоятельством, сыгравшим свою роль в утверждении идеи строительства новой мечети. На это были более веские причины.
Предшествующий период развития нижегородской мусульманской общины привел к тому, что последователи Ислама, проживавшие в Нижнем, к тому времени осознали собственное единение и в качестве подтверждения этого хотели иметь свою мечеть рядом с местом проживания. К тому же Ярмарочная мечеть просто не могла одновременно вместить и всех купцов-мусульман с ярмарки, и нижегородских мусульман.
Скорее всего, строительство собственной мечети осознавалось нижегородскими татарами как важный момент в оформлении своей местной общины. Кроме того, здание Ярмарочной мечети, построенной еще в начале XIX века, начало по прошествии почти столетия серьезно ветшать. Попытки добиться разрешения для строительства нового здания мечети (1911–1915 гг.) не имели успеха, тогда было принято решение произвести капитальный ремонт здания мечети, искаженной перестройками после 1917 года. Но более жесткий официальный курс властей по отношению к мусульманам, развернутый в конце 1920-х годов, не позволил этому проекту воплотиться в жизнь (Ярмарочная мечеть просуществовала до 1930 года). Если учесть, что в то время эта мечеть была единственной у нижегородских последователей Ислама, естественно предположить, что такое положение не могло устраивать нижегородских татар-мусульман.
Строительство мечети требовало значительных сил и средств. Поскольку у нижегородских татар созрело желание иметь свою собственную мечеть, и не где-нибудь, а в месте их компактного проживания в районе так называемой Солдатской слободы у Сенной площади, инициативу в деле решения организационных проблем должен был взять на себя руководитель общины. Им тогда был Мифтях Бадамшин.
Настроения верующих и инициативность М. Бадамшина приводят к созданию в 1908 году «Комитета по постройке магометанской мечети» в Нижнем Новгороде, обратившегося к губернскому архитектору с просьбой о проектировании нового мусульманского культового сооружения.
Многие представители рода Бадамшиных приняли активнейшее участие в жизни нижегородской мусульманской общины — в том числе в строительстве Нижегородской Соборной мечети. Среди них не только Мифтях Бадамшин, но и его брат Фаттях Бадамшин, с 1930 года также выполнявший обязанности председателя совета мусульманской общины.
Семейство Бадамшиных был довольно состоятельным. Бадамшины владели недвижимостью — землей, большим двухэтажным домом и другими строениями. В начале XX в. братья Фаттях и Мифтях жили вместе в доме по адресу: Солдатская набережная, 93. Они имели около тридцати повозок гужевого транспорта (по воспоминаниям некоторых родственников даже свой конезавод), занимались перевозкой грузов. Будучи людьми достаточно зажиточными, они участвовали в возведении Соборной мечети не только в качестве организаторов, но и в качестве спонсоров строительства. Кроме того, Бадамшины принимали непосредственное участие в самом процессе возведения мечети — на принадлежавших им гужевых повозках они возили к месту строительства стройматериалы.
В том же 1908 году, когда был создан специальный комитет, инициирующий строительство мечети, нижегородский губернский архитектор Павел Антонович Домбровский получает заказ на создание проекта постройки мусульманского культового здания, которое предполагалось разместить «на горе», то есть в нагорной части Нижнего, на правом берегу Волги.
Перед молодым и энергичным П.А. Домбровским (ему не было еще и сорока лет) встала довольно сложная задача — создать индивидуальный проект мечети. И хотя за плечами этого талантливого человека были и учеба в Петербургском институте гражданских инженеров, и опыт, накопленный во время работы в Строительном отделении Нижегородского губернского правления, не вдруг и не сразу рождался новый проект. Сложность его создания заключалась в ряде обстоятельств.
Мировая культура накопила богатейшие традиции создания культовых мусульманских сооружений. Но под воздействием местных условий в различных странах выработались различные достаточно самостоятельные типы мечетских построек. Российская архитектурная традиция строительства мечетей определялась во многом бюрократическим аппаратом.
Так, нижегородская Ярмарочная мечеть была построена по образцовому проекту 1829 года. Однако с 1863 года строительство мечетей по образцовым проектам как обязательное прекратилось, что усложнило задачу Домбровскому и, вместе с тем, сделало ее более интересной для человека творческого.
Изучив традиционные формы мусульманских священных сооружений и учтя то новое, что появилось в мировой архитектуре к началу века, он в августе 1909 года представил на суд общественности индивидуальный проект мечети. Планировка здания была выполнена в традиционном духе: апсида-михраб, с одной стороны, и высокий минарет — с другой. Традиционным являлся и купол луковичной формы над главным объемом здания. Что касается фасадов, то они были решены в оригинальном духе: черты эклектики с элементами модерна.
Продолжение следует…
Материал взят из книги:
Мухетдинов Д. В. Азан над Волгой. 2-е издание, исправленное и дополненное Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. 112 с.