RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

На пути к строительству Нижегородской Соборной мечети

11.03.2015 14:26

Неудобство добираться до Ярмарочной площади было не главным обстоятельством, сыгравшим свою роль в утвержде­нии идеи строительства новой мечети. На это были более вес­кие причины.

 

Предшествующий период развития нижегородской му­сульманской общины привел к тому, что последователи Ислама, проживавшие в Нижнем, к тому времени осознали собственное единение и в качестве подтверждения этого хотели иметь свою мечеть рядом с местом проживания. К тому же Ярмарочная мечеть просто не могла одновременно вместить и всех купцов-мусуль­ман с ярмарки, и нижегородских мусульман.

 

Скорее всего, строительство собственной мечети осозна­валось нижегородскими татарами как важный момент в оформ­лении своей местной общины. Кроме того, здание Ярмарочной мечети, построенной еще в начале XIX века, начало по прошест­вии почти столетия серьезно ветшать. Попытки добиться разре­шения для строительства нового здания мечети (1911–1915 гг.) не имели успеха, тогда было принято решение произвести капи­тальный ремонт здания мечети, искаженной перестройками пос­ле 1917 года. Но более жесткий официальный курс властей по отношению к мусульманам, развернутый в конце 1920-х годов, не позволил этому проекту воплотиться в жизнь (Ярмарочная ме­четь просуществовала до 1930 года). Если учесть, что в то время эта мечеть была единственной у нижегородских последователей Ислама, естественно предположить, что такое положение не мог­ло устраивать нижегородских татар-мусульман.

 

Строительство мечети требовало значительных сил и средств. Поскольку у нижегородских татар созрело желание иметь свою собственную мечеть, и не где-нибудь, а в месте их компактного проживания в районе так называемой Солдатской слободы у Сенной площади, инициативу в деле решения орга­низационных проблем должен был взять на себя руководитель общины. Им тогда был Мифтях Бадамшин.

 

Настроения верующих и инициативность М. Бадамшина приводят к созданию в 1908 году «Комитета по постройке ма­гометанской мечети» в Нижнем Новгороде, обратившегося к губернскому архитектору с просьбой о проектировании нового мусульманского культового сооружения.

 

Многие представители рода Бадамшиных приняли активнейшее участие в жизни нижегородской мусульманской общины — в том числе в строительстве Нижегородской Соборной мечети. Среди них не только Мифтях Бадамшин, но и его брат Фаттях Бадамшин, с 1930 года также выполнявший обязанности председателя совета мусуль­манской общины.

 

Семейство Бадамшиных был довольно состоятельным. Ба­дамшины владели недвижимостью — землей, большим двухэтаж­ным домом и другими строениями. В начале XX в. братья Фаттях и Мифтях жили вместе в доме по адресу: Солдатская набережная, 93. Они имели около тридцати повозок гужевого транспорта (по воспо­минаниям некоторых родственников даже свой конезавод), занима­лись перевозкой грузов. Будучи людьми достаточно зажиточными, они участвовали в возведении Соборной мечети не только в качест­ве организаторов, но и в качестве спонсоров строительства. Кроме того, Бадамшины принимали непосредственное участие в самом процессе возведения мечети — на принадлежавших им гужевых повозках они возили к месту строительства стройматериалы.

 

В том же 1908 году, когда был создан специальный комитет, инициирующий строительство мечети, нижегородский губерн­ский архитектор Павел Антонович Домбровский получает за­каз на создание проекта постройки мусульманского культового здания, которое предполагалось разместить «на горе», то есть в нагорной части Нижнего, на правом берегу Волги.

 

Перед молодым и энергичным П.А. Домбровским (ему не было еще и сорока лет) встала довольно сложная задача — со­здать индивидуальный проект мечети. И хотя за плечами этого талантливого человека были и учеба в Петербургском институте гражданских инженеров, и опыт, накопленный во время работы в Строительном отделении Нижегородского губернского правле­ния, не вдруг и не сразу рождался новый проект. Сложность его создания заключалась в ряде обстоятельств.

 

Мировая культура накопила богатейшие традиции создания культовых мусульманских сооружений. Но под воздействием местных условий в различных странах выработались различные достаточно самостоятельные типы мечетских построек. Россий­ская архитектурная традиция строительства мечетей определя­лась во многом бюрократическим аппаратом.

 

Так, нижегородская Ярмарочная мечеть была построена по образцовому проекту 1829 года. Однако с 1863 года строитель­ство мечетей по образцовым проектам как обязательное прекра­тилось, что усложнило задачу Домбровскому и, вместе с тем, сделало ее более интересной для человека творческого.

 

Изучив традиционные формы мусульманских священных сооружений и учтя то новое, что появилось в мировой архитекту­ре к началу века, он в августе 1909 года представил на суд обще­ственности индивидуальный проект мечети. Планировка здания была выполнена в традиционном духе: апсида-михраб, с одной стороны, и высокий минарет — с другой. Традиционным являлся и купол луковичной формы над главным объемом здания. Что ка­сается фасадов, то они были решены в оригинальном духе: черты эклектики с элементами модерна.

 

Продолжение следует…

Материал взят из книги: 
Мухетдинов Д. В. Азан над Волгой. 2-е издание, исправленное и дополненное Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. 112 с.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/36072/">ISLAMRF.RU: На пути к строительству Нижегородской Соборной мечети</a>