RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Надежда Емельянова: Наконец-то Осетия и Абхазия получили нашу поддержку!

02.09.2008 17:19

Трудно разобраться в трагедиях, обрушившихся на народ Осетии: сначала беспрецедентный теракт в Беслане в 2004 году, затем агрессия войск Саакашвили против Южной Осетии в августе 2008 года. Если в первом случае террористы действовали под «зелёным стягом Ислама», то во втором случае геноцид был спланирован от лица легитимного государства Грузии, на флаге которого – пять крестов, символов Христианства.


Увидеть истоки случившегося невозможно без анализа истории. Об этом мы беседуем с востоковедом, многие годы занимающимся историей мусульман Северного Кавказа, и в частности, осетин, кандидатом исторических наук, учёным секретарём Института востоковедения Российской академии наук Надеждой Емельяновой.

- Как Вы вышли на саму эту тему – Ислам на Северном Кавказе, в результате чего написали две монографии о мусульманах Кабардино-Балкарии и Осетии?

- Всё начиналось с кабардинцев как представителей адыго-абхазской группы народов. В Кабарду я попала студенткой на 1 курсе ИСАА (Институт стран Азии и Африки при МГУ в Москве), потом сделала доклад о кабардинцах. Позднее история мусульман-кабардинцев стала темой диссертации в Институте востоковедения.  

Потом сотрудник Института этнографии, доктор исторических наук Ирина Бабич на какой-то период стала заместителем директора Института культурологии и пригласила меня работать в этот институт. Там мне предложили командировки на Кавказ - и я выбрала Северную Осетию. Совершенно не зная этот край, я приехала и остановилась в гостинице Северо-осетинского университета. На следующий день самостоятельно села в автобус и поехала в Дигорский район, в ущелье - искать там осетинских мусульман. Но вот по дороге жители посоветовали мне не забираться так далеко и высоко, а ехать до Чекалы, где муфтий живёт. И я туда приехала уже ночью: вокруг горы, декабрь, гостиница с выбитыми окнами, там жили беженцы из Чечни, горел огонь, я ещё подумала: «вот хорошо, вечный огонь горит». Утром выяснила, что это местное кладбище… 

Потом познакомилась с муфтием Дзанхотом-хаджи Хекилаевым, и это стало отправной точкой в написании книги. Передо мной всегда был образ Дзанхота-хаджи как человека, который воссоздавал Ислам в Осетии, удивительно светлого и прекрасного по душевным качествам, и чувство ответственности перед ним, как перед будущим читателем моей книги, мнение которого я хотела бы узнать в первую очередь. Я очень рада, что успела это сделать и передать ему только что изданную книгу (она вышла за два месяца до его ухода из жизни!). Он прочитал её уже на больничной койке, высказал мнение, и я была очень этому рада.

- Есть ли у Вас в этой сфере коллеги и конкуренты, иначе говоря, специалисты, которые профессионально исследуют феномен Ислама в Осетии?

- Когда только начинала работать, отправной точкой были работы московского историка Дамира Хайретдинова.

А дальше я уже смотрела всё сама, и исследовала на месте всё, что делалось в Осетии. В России, к сожалению, мало знали об этой республике и традициях её народа, говорили, что «все осетины – православные». В самой республике об Исламе тоже немного говорилось. Приходилось по крупицам собирать – начиная с ЦГАДА (Центрального государственного архива древних актов в Москве), где хранятся фонды крещения осетин, фонды Ермолова периода Кавказских войн…

Думаю, что сейчас трудно найти что-то новое по Исламу в Осетии, потому что я работала честно и собрала по этой теме буквально всё, что было в открытом доступе. Однако, сейчас журналисты могут писать про современное состояние Ислама в республике, описывая происходящее на наших глазах – со временем это станет основой для будущих страниц истории. 

Был также, если можно так выразиться, «забавный случай»: мы с коллегами приехали как-то в Осетию, ещё до Беслана, и в руки попался журнал, изданный Парламентом республики, где была статья как раз про Ислам в Осетии. Я её открыла и обнаружила… знакомый до буквы текст моей книгу, даже абзацы абсолютно не менялись, а были взяты из книги один в один. Статья была немаленькая, и мне было очень приятно.

 - Ваше имя упоминалось при этом?

 - Нет!

 - А что же тут приятного? Это же научно называется «плагиат», а в просторечии - воровство!

 - Это не важно. Мы отпустили наш труд в вольный полёт. Почему я все свои работы выставляю в Интернете? Потому что люди - при современных тиражах научных книг и статей тиражом в 1.000 или 500 экземпляров - не видят плоды наших усилий! В конце концов, давайте разберёмся, что такое наука. Это ведь не мы делаем, это делается через нас. Там стоит моё имя, потому что я составила книгу, а сделано это всё другими людьми, которые собирали архивы, а я всего лишь проводник. История – это плод труда огромного числа людей.

 - Верно ли, что грузинские националисты пытаются стереть осетинский след в истории Кавказа, уничтожая архивы и преследуя людей, которые профессионально занимаются историей осетин?

 - Я попытаюсь в ближайшие дни оказаться в Осетии и узнать про архив в Цхинвале, потому что ко мне поступила информация, будто архив во время последних событий сожжён. Увы, у нас уже имеется наглядный пример – это Абхазия, где Центральный архив был просто превращён в руины. Также был уничтожен и архив Абхазского институт истории, языка и литературы. 

В прошлом году к нам в московский институт обратилось руководство из Сухуми: они хотят восстанавливать архив. Мы помогали, писали письма в бывший архив ЦК КПСС, наш институт помогал в пересъёмке документов, в определении архивных фондов, и буквально несколько месяцев назад абхазы издали книгу, где они описали фонды и упомянули о сотрудничестве с Институтом востоковедения в области восстановления архивных фондов Абхазии. 

Если с Осетией произошло то же самое, это очень печально, потому что там была целая коллекция документов, описей, и теперь искать и восстанавливать всё это по архивам России и Северной Осетии очень сложно. К тому же, в региональных архивах могут быть документы, которые не передавались в Центральный архив и таким образом мы можем утратить уникальные пласты нашей исторической памяти. 

 - Хотелось бы услышать Ваш комментарий о событиях в Южной Осетии, но не как гражданина и сочувствующего человека - а историка. Есть ли какие-то исторические предпосылки, корни того, что произошло в августе 2008 года в Южной Осетии? Согласитесь, что такая вспышка агрессивности не собирается за один час и даже за один год… 

 - Горные регионы по своей природе очень сложны – это некое пересечение точек, расположение кристаллов, залегание горных пород, которые моделируют совершенно по-иному поведение человека. Человек здесь начинает себя вести по-другому. 

Грузинские феодалы, уже будучи в составе России, желали расширить свои владения и манипулировали российскими властями, натравливая их на осетин. С другой стороны, между грузинами и осетинами всегда было много династийных браков, знаменитые Давид и Тамара, например. Это проблема не грузинского народа, а проблема манипулирования особенностями психики кавказских народов - на Кавказе уже несколько лет идёт расширение плацдарма интересов США.
 
До меня, как для историка, который занимается Осетией, доходили сведения о том, что на Военно-грузинской дороге выставлены американские посты, и так далее - осетины давно об этом говорят. Грузинские солдаты были явно под воздействием транквилизаторов, когда атаковали Осетию. Конечно, и во время Второй мировой войны были свои «100 грамм водки», без которых трудно было поднять бойцов на смертный бой. Но здесь налицо какое-то совершенно искажённое сознание тех, кто этим занимается. 

Поэтому повторю: на Кавказе проблема не этих малых народов, а тех, кто пытается ими манипулировать. Опять-таки, к Кавказу всегда был огромный интерес, потому что рядом Турция, Иран. А Российское государство было ослаблено после распада СССР и упустило из-под контроля процессы, происходящие на Кавказе. 

Может быть, теперь эти события станут, наконец, для нас некой исторической точкой отсчёта, когда мы уже обратим внимание на происходящее на Кавказе и в частности, в Осетии и Абхазии, и осознаем, что есть временное, преходящее, а есть вечное. Что сейчас мы и так уже очень многое потеряли. И если мы уступим и там - то можем терять до бесконечности. 

Отвечая на Вашу постановку вопроса, всё же скажу, что и как историк и как человек, я не могу быть оторвана от тех процессов, которые происходят в государстве. Поэтому абхазы и осетины, которые ждали нашей поддержки многие годы, наконец-то получили её! 

Текст и фото – Джаннат Сергей Маркус

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/4318/l/">ISLAMRF.RU: Надежда Емельянова: Наконец-то Осетия и Абхазия получили нашу поддержку!</a>