RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Святые места Бухары: Мазар ходжа Булгар

19.05.2009 16:51

Мазар ходжа Булгар является одним из интересных святых мест Бухары. Существовали и существуют многочисленные предания о самом святом:  кто он, кем он был, где родился и жил, откуда родом и где находится его могила? Какие здания и постройки имелись на этом мазаре?  

 

По одним сведениям, он беседовал с наследниками Сайфиддина Бохарзи (Сайф ад-Дин Бохарзи, годы жизни 1190-1261 г.г.) - известный суфий шейх ал-олам (шейх мира), из рук которого монгольские ханы принимали ислам и получали благословение. По другим сведениям, Хасан Булгари участвовал в беседах с Хазрати Азизоном - ходжа Ахрором Вали (годы жизни 1404-1490 г.г.). Естественно, что один и тот же человек не мог жить в этом промежутке времени, хотя прожил Хасан Булгари не менее 93 лет (см. ниже). Аналогичные и другие несколько противоречивые сведения о Хасане Булгари встречаются в различных преданиях и письменных источниках.

 

Если предания, письменные, иногда противоречивые, источники относят жизнеописание самого ходжа Булгари к концу Х – началу XV в., то в вакфных документах его имя в виде топонима - названия квартала впервые упоминается не ранее XVIII века и до настоящего времени. В известных вакфных и других документах XIII – XV в.в.[1], документах XIV - XVII в.в. его имя не встречается в географических названиях, топонимах Бухары[2].

 

На основе сохранившихся и имеющихся письменных источников попробуем ответить на интересующие нас вопросы. Начнем с публикаций XIX-XXI вв., в которых имеются упоминания о святом Хасане Булгари, объектах, носящих его имя на одноименном мазаре.

 

Известный русский ученый Н. Ханыков, в 1843 г., описывая кладбища и водоёмы Бухары, упоминает кладбище ходжа Булгар и одноименный водоем (хауз)[3]. На всех картах и планах Бухары конца XIX начала ХХ в.в. упоминается мазар ходжа Булгар. В плане Парфенова – Фенина от  1910 г. указаны хауз, мечеть, пушта ходжа Булгар. Мухаммад Али Бальжувани, в 1927 г., приводит список, составленный Кази Калоном (верховным судьей) Бухары, ученым Садри Зиё, в котором упоминается одноименное медресе из 8 худжр и мечеть.[4] В. А. Шишкин в 1936 году, описывая  древние кладбища Бухары, сообщает о кладбище ходжа Булгар.[5] В этих сообщениях имеется лишь название мазара, кладбища, мечети, медресе.

 

Первые более подробные сведения о квартале и мазаре сообщила О. А. Сухарева. В 1923 году квартал насчитывал 83 дома. Жители этого квартала были, в основном, ремесленниками самых разнообразных специальностей: ткачи, строители, ювелиры, сапожных, кожевенных дел мастера. Кроме того, в квартале жили представители духовенства, включая приезжих из Ташкента и Самарканда. В квартале была старинная купольная(?) мечеть, мактаб, которые помещались в старинных купольных зданиях. Имелась и школа и для девочек на дому, и учительница. По преданию, святой происходил из города (страны) Булгар и был сыном булгарского царя. Поссорившись со своим отцом, он приехал в Бухару и поселился в келье - худжре для отшельников (чиллахона) при квартальной мечети. Там он умер, и его могила сделалась местом посещения. По словам жителей квартала, один бай построил над могилой комнату, сложил надгробие и обновил «туг» (новый шест над могилой) т.к. почитание святого считалось богоугодным делом - саваб.[6]

 

В предыдущих своих работах О. А. Сухарева опубликовала фотографию мазара Хасана Булгари. Высказала предположение, что кладбище существовало ранее, поэтому там и было совершено захоронение святого.[7]

 

В 2001 году Н. Йулдошев, Х. Курбанов в книге об истории святых мест Бухары и её округе, в разделе «Гузар» (квартал) ходжа Булгар и одноименная святыня (зиёратгох), ссылаясь на О.А. Сухареву, книги (китоби Муллазода, Рашахат айн ул хаёт) сообщают о преданиях биографии Хасана Булгари, его наставниках, учениках, о месте его захоронения в городе Табризе. Они приходят к выводу, что «… его могила никоим образом не может находиться в Бухаре. Поэтому его могила и мазар в городе Бухаре - это одно из мест его пребывания. По нашему мнению, его могила в городе Бухаре считается условной могилой»[8].

 

Кроме этого, Н. Йулдошев, Х. Курбанов собрали предания о святом. Вот некоторые из них.

 

Бухарские мастера по изготовлению кожаных сапог (махси) и тапочек (кавшдуз) обучились у него (Булгари) технологии варки кожи и почитая эту святую персону, превратили место его пребывания в святыню. По рассказам - риваятам старейших мастеров, шейх Хасан Булгари, бывший сыном правителя Булгарского государства, что находилось на берегах реки Волги, не поладил со своим отцом и прибыл в Бухару. Он жил в одной из келий – чиллахона при мечети этого гузара – квартала. Он был очень аскетичен и никогда не прерывал служения Всевышнему Аллаху. Он считался одним из продвинутых шейхов, ученым и чудотворцем. Он делал очень много добра людям. У него было очень много учеников - муридов. Ходжа Булгари даже считался наставником на суфийском пути шейха Умара Багистани – отца шейха Хованда Тахура (Шейхан таура), могила и святыня которого находятся в Ташкенте. Из-за проявленных в годы учения многих чудес имена шейха Умара Багистани и его сына стали широко известны в среде мусульман Средней Азии, они были подняты до степени святых - авлиё.

 

Суфии и каландары, не оседая в одном городе, странствовали из города в город, поэтому, истиной является то, что ходжа Хасан Булгари бывал в Булгарском государстве на берегах Волги, имел много муридов – последователей и учеников в Ташкенте, Бухаре и других городах. То, что он на протяжении нескольких лет был в Бухаре, где обучил бухарских кожевников технологии выделки булгарских кож, также считается истиной.

 

Что можно сказать по этому поводу. Если внимательно изучить имеющиеся письменные источники, литературу, начиная с X по XVIII в.в., то становится очевидным, что до XVIII века, топонимов «Булгар», «Булгор», связанных с названием кварталов, мечетей, медресе в городе Бухаре не было. Первое упоминание о квартале «Ходжа Булгар», как отмечалось выше, датируется вакфными грамотами эмира Шах Мурада (Масъул ибн Даниял бий аталык - время правления 1785-1800 г.г.). Предположение О.А. Сухаревой, что квартал с этим именем мог существовать в более ранний период, пока не получило подтверждения. В тоже время, упоминание о богословах, поэтах, врачах из страны и города Булгар встречаются в литературе, начиная с Х века.

 

Несколько слов об этимологии тюркского слова «Булгар». Булгар – название народа. Произошло от собственного имени Булгар, в свою очередь произошло от «булгар» - возмущающий, возмутитель.

 

В Х – XI в.в. Волжская Булгария, со столицей г. Булгар стала крупным государством. В 922 году, по просьбе Булгарского царя, Багдадский Халиф, направил посольство со специалистами, которые должны были: «во-первых, людей, которые бы научили его (царя) правилам ислама и построили в его стране мечеть, во-вторых, мастеров для постройки крепости для защиты от врагов».[9] Не проходит и 100 лет, после этого, а богословы из Булгара становятся известными в мусульманском мире.

 

Сведения об ученых богословах, писателях, вышедших из Волжской Булгарии и имеющих нисбу «Булгар», «Булгари» имеются во многих письменных источниках XI-XIV-XVIII-ХХ веков. Они пользовались авторитетом в исламском мире. Назовем наиболее известных среди них:

 

Шейх ходжа Ахмад Булгари - духовный наставник знаменитого султана Махмуда ибн Сабука-тегина (967-1030 гг.). Ходжа Булгари (XI в.) - знаменитый лекарь, умерший в Газне в возрасте 39 лет. До сегодняшнего дня в поселке Рауда недалеко от развалин султанских дворцов находится мазар «Чашма ходжа Булгари» с чистой минеральной водой, имеются бассейны и гостиница, куда приходят паломники из многих мусульманских стран. По мнению исследователей оба они - одна и та же личность.

 

Абу-л-Аль Хамид ибн Идрис ал Булгари (был жив в 1105 г.) - шейх имамов. Передавал хадисы от имени ученых Бухары, Нишапура и Насафа. Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф ал Булгари (ум. в 1204 году) - ученый богослов, медик. Несколько его работ сохранились в институте востоковедения  АН Узбекистана.

 

Российский ученый Г. М. Давлетшин составил список 17 ученых и писателей с нисбой «Булгари» (X – XIII в.в.). Среди них и интересующий нас ходжа Хасан ибн ал Булгари (ум. 1299 г.) Аш шейх ал-имам, родом из Нахичевана или Ганджи. Прожил в городе Булгаре 30 лет, потом уехал в Бухару, оттуда в Карман, умер в Тавризе. Был последователем шейха Сагд ад-дина ал-Хамави. Занимался различными науками. Находившись в Булгаре, он был оклеветан и приговорен к смерти, но спасся бегством. Полное его имя – ходжа Хасан ибн Омар ал – Булгари (Хасан сын Омара из Булгара). «В Бухаре функционировало медресе при мечети ходжа Булгари».[10]

 

Кроме этого, имеются сведения об ал-Булгари Абд ар-Рахим бин Усмане (1754-1835), который вместе с семьёй, в 1785 году, прибыл в Бухару, где учился и какое-то время был муллой в мечети Магоки (было две мечети с этим именем -  Магоки Атори и Магоки Курпа). Он был шейхом братства Накшбандия, ханафитский ученый и поэт Волго-Уральского региона.[11] Эти документы и письменные источники свидетельствуют о большом авторитете богословов, ученых из Булгара в Средней Азии, в X-XVIII веках, в том числе Бухаре.

 

Интересные сведения об ученых, теологах их работах с нисбой «Булгари» приводит А.Б. Вильданова. Рукописи созданные Булгарскими учеными на тюркском, узбекском, арабском, персидском, татарском языках ныне хранятся в рукописном фонде Института АН РУз. В общем сложности это 21 рукопись, в которых содержатся несколько десятков сочинений.

 

Самая ранняя рукопись (№115 46) XVI в. «Аджаиб ал-Махлукат ва Макамат ал-Табиин» («Диковинки творения и речи приверженцев [ислама]»), принадлежит Хисамиддину бен Шарафаддину Булгари. Труд космографического характера написан на татарском языке. В первой части (книге) дается описание планет, приводятся разные астрологические сведения, характеризуется животный мир. Вторая часть (книга) посвящена жизнеописанию религиозных деятелей, проживавших в г. Бухаре XVI в.

 

Имена других булгарских ученых чьи рукописи хранятся в Институте Востоковедения: Абдалваххаб Джанки ал-Булгари (XVIII в.), Мухаммад Латиф бен Абдассалам ал-Булгари (XIX в.), Абдалгафур бен Дамулла Абдассатир ал- Булгари (XIX в.), Ал Хаджж Мухаммад – Закир бен Абдаллах ал- Булгари (XIX в.), ещё два выходца из Булгара назвали только свои нисбы, время жизни этих последних авторов неизвестно.

 

Самым известным автором был Абу-ш Шараф Мухаммад Хусайн бен Абу Умар ал Булгари. В фонде Института Востоковедения имеется свыше десятка рукописей переписанных им а также содержащих его труды. О себе он пишет: «несчастный переселенец из города Каргал, относящегося к булгарским городам., в город Бухару прибыл в 1231 (1815) году и живу до сего времени 1261 (1845) г.» В рукописи № 2640, в послесловии было написано, что в период правления бухарского эмира Насраллахана (1826-1860 гг.). Абу-ш-Шараф был вхож ко двору эмира и занимался литературной и научной деятельностью в обществе Хусайна сына эмира Хайдара (1800-1826 гг.) и принадлежал к интеллигенции Бухары, вращался среди писателей и ученых столицы, был большим книголюбом и отличным знатоком литературы.[12] Эти данные могут свидетельствовать о возможном его влиянии в постройке мечети, медресе в квартале Ходжа Хасана Булгари.

 

Интересные сведения о шейхе Хасане Булгари приводятся в книге XV века «Рашахоту айнил-хайёт» (Капли из источника жизни), посвященные известному шейху ходжа Ахрору Вали (годы жизни 1404-1490).

 

В разделе рашха 3 (стр.58) сообщается, что шейх Бадриддин Майдани был из ближайших последователей шейха Хасана Булгари и был удостоен чести участвовать в беседах с Хазрати Азизон (ходжа Ахрор Вали).

 

В разделе ходжа Гариб (стр. 51) сообщается, что «…в Фатхободе близ Бухары, где находится могила шейха Сайфад-Дина Бахарзи, (ходжа Гариб) был участником словопрений и проводил много бесед, и в это время, прибывший в область Бухары из русской и болгарской стран блаженный шейх Хасан Булгари, да прибудет с ним милость Аллаха, нашел ходжа Гариба в возрасте 90 лет и преисполнился глубочайшей почтительностью к нему. И когда позднее, во время беседы, шейх Сайфутдин спросил его [ходжа Булгари]: «Как вы находите ходжу Гариба?». Он ответил: «Он есть истинно достойный из мужей и его стезя сплетена с джазбой» (экстаз, транс, состояние неудержимого влечения суфия к Богу). Далее сообщается, что шейх Хасан Булгари три года прожил в Бухаре, постоянно вел беседы с ходжа Гарибом. Известный в то время Таджуддин Саттоджиддин, так передает слова шейха Хасана Булгари, да прибудет с ним милость Всевышнего: «На протяжении моей жизни я имел честь служить многим святым и людям близким сердцем к богу, но не встречал человека, стоящего на такой (высочайшей духовной) ступени, как ходжа Гариб. Как известно, в своем трактате (Макомат) шейх Хасан говорит: «Я в своей жизни имел честь исполнить служение двадцати восьми личностям, первым из них был шейх Саъдуддин Хаммуи и последним - ходжа Гариб, да прибудут в святости их души…»

 

И по воспоминаниям шейха Умара Багистани, в первой главе «Максади аввал» (Главная цель) прекрасное состояние (ахваль) шейха Хасана вдохновляли, придавали новые духовные силы хазрату Ишану (Убайдуллаху Ахрору).

 

В разделе шейх Умар Багистани (стр. 270-272) сообщается, что Багистани был преданным последователем блаженного просветленного шейха Хасана Булгари. Сохранилось предание в котором Хазрати Ишан (Ходжа Ахрор Вали) рассказывает как известный Шейх Умар Багистани, родом из селения Багистан, под г. Ташкентом, и которого Ходжа Ахрор Вали ценил в превосходной степени, являлся последователем Бахоуддина Накшбанди, был отцом Хованда Тохура и наставлял последнего: «О Тахур! Не будь муллой, не будь шейхом, не будь суфием, не становись тем, не становись этим, будь мусульманином». Предки Умара Багистану через 16 поколений восходят к праведному халифу Умару (Омару).

 

Шейх Хасан происходил из Нахичевана, известной местности Азербайджана. Отец его, ходжа Умар, был именитым купцом. И ходжа Хасан в возрасте двадцати трех лет попал в руки неверных из Кипчакской степи. Его увели в плен. Он находился среди них семь лет, и к тридцати годам удостоился состояния постоянного джазаба. Совершив покаяние и сосредоточившись (на духовном пути), он, странствуя по миру, повидал многих святых и великих шейхов. 9 лет он провел в Булгаре, 3 года в Бухаре, 27 лет в Кирмане, и год в Мароке и Табризе. Их благословенный возраст, согласно его собственным речам, составил 93 года. Поскольку он говорил: «В 30 лет я удостоился Божественной джазабы и я кутб (Полюс, предводитель святых, волею Аллаха оказывающий влияние на определенный регион), я проявился в сердце Господина Пророка Мухаммада и в этом проявлении нет сомнения. И, поскольку, срок жизни Господина составил 63 года, и моя жизнь от начала джазабы до конца жизни была равна шестидесяти трем, она закончилась». И их кончина произошла 22-го дня месяца раббиул-авваль (в ночь понедельника) года 698 (1298 г.). И их священная могила находится в местности, называемой Сурхоб в Табризе. На протяжении трех лет шейх Хасан жил в Бухаре. Шейх Умар Багистани, будучи в их сухбате – общении и служении, достигли степени совершенства.[13]

 

Как видно из книги Ф. Али Сафий, шейх Хасан Булгари пользовался большим авторитетом среди ученых и богословов Средней Азии, особенно, в г. Бухаре, но в этой книге нет сообщений, сведений, что ходжа Хасан Булгари похоронен в Бухаре, а наоборот сообщается, что его могила находится в г. Табризе в Азербайджане. Если бы Хасан Булгари был похоронен в Бухаре, об этом, автор книги «Капли из источника жизни» обязательно бы сообщил.

 

Ахмад ибн Махмуд в своей книге «Китоби Мулла-заде», рассказывая о могилах святых, богословов и законоведах (факихах) сообщает о двух из них, которые при жизни встречались с Хасаном Булгари, но о его могиле в Бухаре не сообщает.

 

«Так, рассказывая о мазарах Шир’абада, расположенных восточнее мазара Чашма-йи Аййуб, Ахмад ибн Махмуд сообщает, что: «в том месте погребены члены семьи Хаванда Садр аш-Шари'а который был потомком Ибодата сына ас-Самта - известного сподвижника пророка, умершего в 634/655 г.г. Сам он был знаменем (аламат) арабов и неарабов, учителем улемов мира и выдающихся из сынов человеческих, а его сочинения в области всех наук свидетельствуют о его совершенстве». Он удостоился чести встретиться с шейхом праведным, набожным и вдохновенным Хасаном Булгари, - да освятит Аллах его душу. Он [Хаванд] скончался в 747 году (1346-47 г.).

 

Рассказывая о могиле шейха авлийаи Калона, который был халифой Ходжи Абд ал-Холика Гиждувани, Ахмад ибн Махмуд сообщает, что рядом с ним захоронен его сын ходжа Гариб. Говорят, что из людей откровения, вдохновения шейх Хасан Булгари, - да помилует его Аллах, - соизволил сказать, что в своей жизни он служил многим из благочестивых людей и людей разума и не видел никого достоинством равного ходжа Гарибу Бухари. (Ум. в 1311-1312 гг.) Возможно это Абу-ш Шараф приехавший в Бухару в 1815 г., о котором писала А.Б. Вильданова. (См. выше.) Ал – Булгари Абд ар-Рахим бин Усман (1754-1835 гг.)

 

Сделаем выводы нашего исследования -  Мазара ходжа Хасана Булгари.

 

Анализируя сообщения вышеизложенных авторов XIV-XVIII-ХХ веков, современных исследователей, можно считать, что шейх Хасан Булгари, действительно, был историческим лицом, но в Бухаре он жил только 3 года, в Булгаре 9 лет, по другим сведениям 30 лет. (Умер в 628/1298 г.) Кроме того, только в X-XIII в.в. были известны более 20 ходжей из Булгара, имена которых чтятся всеми мусульманами, Поволжья, Средней Азии, Аравийского полуострова и Ближнего Востока за их вклад в богословие, поэзию, медицину, науку. С давних пор, во все века Бухара являлась местом средоточия образованных богословов всех эпох.

 

О.А. Сухарева нисбу «Булгар» относит к этнической принадлежности – «булгарин». На наш взгляд, нисбы «Булгар», «Булгари» относятся к географическому названию самого города Булгар – столицы Волжской Булгарии. Во-первых, потому, что известные ученые, богословы того времени могли получить образование в столичном городе. В конце XII-XIII вв. г. Булгар  становится белокаменным городом. Во-вторых, ходжа Хасан Булгари, как пишет Ф. Али Сафий, был родом из Нахичевана, известной местности Азербайджана.

 

Возможно, имя ходжа Булгари - собирательный образ богословов ученых из Булгари бывавших в г. Бухаре, хотя Ф. Али Сафий, считает его конкретным, историческим лицом. Об этом пишет и Ахмад ибн Махмуд. Можно только предположить, что в XI-XIII вв. был известный шейх, ходжа из г. Булгар или несколько, и он или они пользовались большим авторитетом в Бухаре на протяжении многих столетий. Возможно прав Г.М.Давлетшин считая ходжу Хасана ибн ал Булгари (см.выше) историческим лицом тем более Ф.Алий Сафи считает так же. О том, что богословы из Булгара, часто бывали в Бухаре и их уважали за их знания, об этом свидетельствует и пребывание в годы правления амира Шах Мурада (1785-1800 гг.) Бухары известного теолога из Булгара, работавшего муллой в мечети Магоки. Возможно, при нем сложился мазар ходжа Булгар. Тем более время пребывания Абд ар-Рахим бин Усман ал Булгари в Бухаре с 1785 г. то есть начало правления эмира Шахмурада (см. выше). Об этом же может свидетельствовать тот факт, что в вакфных документах собственное имя Ходжа Булгари упоминается в виде названия квартала не ранее XVIII века. (О.А.Сухарева, ГА, ед.хр. 129 и др.) В письменных источниках, народных преданиях сохранились эпитеты святого: ходжа, шейх, блаженный, пресветлый шейх, шейх праведный, набожный, вдохновенный, из людей откровения.

 

Вышеизложенное свидетельствует, что гораздо позднее смерти святого, почти через 400-500 лет в г. Бухаре образовался мазар Хасана Ходжи Булгари со всеми необходимыми атрибутами: кладбище, мечеть медресе, хауз, колодец, мактаб для девочек, прилегающий квартал с одноименным названием, мнимой могилой. Таким образом, с конца XVIII века, как видно из документов и письменных источников, в г. Бухаре появился мазар ходжа Хасана Булгари со всеми атрибутами, появляется условная могила на старом кладбище, которая стала называться - мазар Ходжа Булгари, который функционирует в настоящее время. Дата постройки или ремонта мечети Ходжа Булгари зафиксирована в известняковом блоке фундамента в её северной части айвана мечети (1858-1859 гг.), так же свидетельствует об этом.

 

Рассмотрим отдельно вопрос о том, как следует относиться к мазарам, где нет погребений исторических личностей, но они, несмотря на это, и сегодня являются местами паломничества - зийаратгох. Одной из святынь Бухары считается мазар Чашма – Айуб. Там имеется и гурхона, саганы (надгробия), но как показали археологические исследования, захоронений не имеется. Нет там захоронения и самого святого, но поклонение этому мавзолею осуществляется более десяти веков. Традиция поклонения святым местам, куда ступала нога пророка или Вали -  «кадамгох», «кадамжой» в исламе берет свое начало уже в VIII веке. К XI веку поклонения святым местам приняли массовый характер и в Средней Азии. Уже в XII-XV веках, стало традицией совершать паломничество к мазарам, появляются путеводители по святым местам, где подробно освещаются вопросы паломничества в городах Самарканде, Бухаре, в том числе, как надо относиться к мазарам, где нет захоронений святых.

 

В своей книге «Китоби муллазаде», написанной в конце XIV – начале XV веков, которая являлась путеводителем по святым местам Бухары и округи[14], Ахмад ибн Махмуд сообщает, что хотя завоевание [арабами] Бухары произошло во времена сподвижников и преемников [пророка], однако [подлинность] ни одной священной усыпальницы их в Бухаре не установлено, и достоверным преданием не подтверждена.

 

Несмотря на это, некоторые из людей откровения и почтенных лиц соизволили сказать, что каждый, кто придет с намерением поклониться какой-нибудь могиле, и у него будет уверенность в том, что тот великий похоронен [именно] здесь, хотя, в действительности, это не так, все же милость того великого выпадает ему на долю без ущерба полностью, потому что в мире духовная близость и отдаленность равны. Далее ссылаясь на одобрение этого поступка со стороны: «Его святейшества полюса времени, последователя людей веры, солнца на небосклоне, теологии и знания совершеннейшего из людей Аллаха, всевеликого и всеславного, высокоуважаемого господина, совершеннейшего из Вали мааб (высшая точка валийства), сайид аш, Маулана[15] ходжа, иными словами, ходжа Мухаммад Парса ибн Мухаммад ал Хафиз ал Бухори, да осветит всевышний Аллах его душу и сделает святой его могилу, и для вас его дорогая могила священна, соизволил одобрить эти слова». Таким образом, необходимо, чтобы «каждую могилу, получившую широкую известность благодаря имени какого-нибудь великого [мужа], хотя, в действительности, это не так, поклоняющийся почитал и уважал для того, чтобы он получил свою долю от благословенных [даров] духовной сущности этого великого [мужа]».

 

Во второй половине ХХ века, на месте старого кладбища были построены административные здания (ныне медицинский институт), жилые дома. Не осталось и квартала с именем святого, имеется лишь улица, носящая имя ходжа Булгари. Сохранились мечеть, медресе, условная могила святого, перенесенная на новое место в 40-50 метрах от мечети и медресе, к которому и сегодня приходят паломники. Сохранился также мактаб ходжа Булгар (конец XIX века) - небольшое кирпичное купольное здание через дорогу от сохранившегося входа в мечеть. Мечеть ходжа Булгар не купольная мечеть (О.А. Сухарева), а каркасное здание с плоским балочным перекрытием, опирающимся в интерьере на две колонны. У северного и восточного фасадов мечети ранее имелся айван. На известняковом камне северной суфы айвана мечети выбита дата 1275 г. хиджры (1858-1859 гг.) Прочитал востоковед Курбанов Г.Н. и сделал выверку по И. Орбели М.-Л. 1961 г. Стр. 261. Это свидетельствует о дате постройки мечети или ее ремонта. Мечеть ходжа Булгари и прилегающее одноименное медресе нуждаются в срочной реставрации или консервации. Реставрация мечети началась в 2008 г.

 

В Бухарской области уделяется особое внимание благоустройству священных мест поклонения, почитанию памяти наших великих предков, изучению их духовного наследия, воспитанию молодежи в духе национальных ценностей. Восстановление мазара ходжа Хасана Булгари, которое началось, несомненно, будет этому способствовать.

 

 

 

Генеральный директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, кандидат исторических наук Р.В.Альмеев



[1] Бухарский вакф XIII в. Факсимиле. Издательство «Наука». Москва. 1979 г. О.А. Чехович. Бухарские  документы XIV в. Издательство «Наука» Узбекская ССР. Ташкент 1965 г.

[2] П.П. Иванов. Хозяйство джуйбарских шейхов. Издательство Академии наук СССР.

Москва - Ленинград 1954 г.

[3] Н. Ханыков. Описание Бухарского ханства. Санкт-Петербургъ. 1843 г. стр. 81,82.

[4] Мухаммад Али Бальжувани. Тарихи нофеи. Академия нашриёти. Тошкент - 2001. Стр.94.

[5] В.А. Шишкин. Архитектурные памятники Бухары. Издание комитета наук Узбекской ССР. Ташкент,

  1963 г. Стр. 18-19.

[6] О.А. Сухарева.Квартальная община позднефеодального города Бухары.Изд.«Наука».Москва 1976 г.

   Стр.73-74.

[7] О.А. Сухарева. К истории городов Бухарского ханства. Ташкент, 1958 г. стр. 16,41,42. О.А. Сухарева. Бухара XIX  - начало XX вв. Москва, 1966 г. Стр. 28, 72, 84.

[8] Н. Йулдошев, Х. Курбанов. Бухоро шахри ва унинг атрофидаги зиёратгохлар тарихи. «Бухоро» нашриёти 2001 йил. Б.10-11.

[9] В.В. Бартольд. Сочинения т.II ч.1. Изд. Восточный литературы. Москва 1963 г. стр. 832-833.

[10] Давлетшин. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, Х – начало XIII в.в. Казань, 1990. стр. 172-175

[11] Michael-Kemper. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь № 2. Москва. Изд. «Восточная литература» РАН 1999 г. стр.18-19.

[12] А.Б.Вильданова. Ценные источники по истории культурных связей Средней Азии с Волжской Булгарией. ОНУ №1-2. Издательство «ФАН» АНРУз. г.Ташкент, 1997 г., стр. 56-59.

[13] Фахруддин Али Сафий (годы жизни 1463-1503) Рашахату айнил-хаёт. Обихаёт томчилари. «Абу Али Ибн Сино». Тошкент – 2004. Б. 51,58, 270-272.

[14] Р.Л. Гафурова. Китоби Мулла-заде. Ташкент, издательство «ФАН» Республики Узбекистан, 1992 г. Стр. 57, 58.

[15] Титул «Маулана» (букв. Владыка наш) носили преимущественным ученые богословы и законоведы, казии и другие представители духовенства, а также шейхи суфийских орденов. 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/8694/">ISLAMRF.RU: Святые места Бухары: Мазар ходжа Булгар</a>