RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

Форумы российских мусульман: ответ на вызов времени

12.11.2007 17:56

В революционные годы, когда государство терпит кризис, увеличивается роль общества. Именно граждане берут на себя ответственность за судьбы Отечества.

От революции к реформе

Участники съезда в Санкт-Петербурге в 1906 г.В революционные годы, когда государство терпит кризис, увеличивается роль общества. Именно граждане берут на себя ответственность за судьбы Отечества. Современное государство, Левиафан Нового времени, в последние столетия достаточно быстро восстанавливает свои позиции. Но именно от граждан зачастую зависит, сколько людской крови прольется. Вспомним, что в 1990­е годы часто любили сравнивать Чечню и Татарстан, и многим даже казалось, что у волжской республики больше шансов разорвать связи с Россией. Но Чечня заплатила кровавую жатву скорби за свою неудачную попытку вооруженного противостояния с Центром, а Татарстан сохранил гражданский мир, пойдя путем референдума и договоров. В 1990­е годы у многих возник вопрос: откуда у российских мусульман взялась эта европейская политическая и правовая культура? Точно так же были удивлены и россияне­немусульмане в дни революции 1905–1907 гг. Именно Всероссийские мусульманские съезды послужили важнейшими форумами для сплочения сил уммы, наметили пути для ее дальнейшего развития. Напомним о славном пути наших предков.

    Ключевой труд, посвященный политическому движению российских мусульман в начале прошлого века, носит название «Ислахат асаслары» (Основы реформ). Участники съездов действительно хотели мирной эволюции Отечества, а не кровавой революционной каши. Это не нравилось как охранителям­чиновникам, так и экстремистам из числа революционеров. «Ислахат асаслары» был фактически изъят из научного оборота, и только сейчас готовится его переиздание уже на русском языке.

Начало пути

    Всероссийские мусульманские съезды проводились с 1905 по 1918 год по вопросам решения национальных, социально­политических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене. В ходе работы съездов были созданы организации «Иттифак аль­муслимин», Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро), органы религиозной и национально­культурной автономии, приняты программные документы о разрешении основных проблем мусульман России. Путаница с нумерацией съездов происходит из­за того, что в 1917 году в условиях свободной России было принято решение заново начать их отсчет.

    I Всероссийский мусульманский съезд (нелегальный) состоялся 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде на пароходе «Густав Струве» во время ежегодной ярмарки. Участвовало около 120 делегатов. Съезд высказался за равноправие всех граждан России, принял решения об объединении мусульман и создании периодических меджлисов (съездов) на территории всей России для руководства общественной жизнью. Эти отделения должны были заняться в основном образовательной и просветительской, а не политической деятельностью, то есть опираться на школы и благотворительные общества. Съезд подтвердил решимость мусульман добиваться их равноправия с христианским населением. Предполагалось создать общероссийское объединение элиты «Иттифак аль­Муслимин». Поскольку до издания Манифеста 17 октября 1905 года политические партии находились под запретом, «Иттифак» вначале предполагался скорее как общероссийский орган, координирующий борьбу за гражданские и политические права и культурно­просветительную деятельность.

    II Всероссийский мусульманский съезд (нелегальный) проходил 13–23 января 1906 года в Санкт­Петербурге. Участвовало около 100 делегатов. На съезде было официально заявлено о создании политической партии «Иттифак аль­муслимин», приняты ее Устав и программа. Программа предусматривала создание правового конституционного государства при равноправии всех религий и наций. Мусульманам гарантировалась автономия религиозная. На выборах в Госдуму съезд постановил целесообразным создать единый список с кадетами и затем войти в их думскую фракцию.

    III Всероссийский мусульманский съезд проходил 16–21 августа 1906 года в Нижнем Новгороде. Съезд стал пиком мусульманского политического движения в период первой русской революции. Участвовало более 900 делегатов, большинство которых составляли татары Волго­Уральского региона.

    Делегаты приняли окончательный вариант программы «Иттифака», избрали новый состав ЦК из 15 человек (11 — татары). Делегаты постановили добиваться скорейшего созыва 2­й Госдумы и фактического осуществления свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября. Образовательная комиссия приняла решение о введении всеобщего начального образования на родном языке по единой программе (русский язык ввести как предмет). Автономная мусульманская система образования была приравнена в правах к государственной. По программе реформы управления духовными делами в России создавались пять Махкама­и­Исламия (Мусульманских собраний), включая два на Кавказе, Оренбургское, Таврическое и Туркестанское. Им передавались все религиозные дела мусульман. Главой мусульман России избирался Раис­уль­Улама, имеющий ранг имперского министра и право личного доклада Императору. Все духовенство избиралось только мусульманами.

    IV Всероссийский мусульманский съезд проходил 15–25 июня 1914 года в Санкт­Петербурге. Участвовало около 30 делегатов. Основной акцент съезд сделал на реформе Духовных собраний. Здесь было принято «Положение об управлении духовными делами мусульман Российской империи», содержавшее пункты о выборности духовенства, создании светских и религиозных учебных заведений для мусульман, передаче контроля над всеми школами, их программой и составом преподавателей в руки Духовного собрания, отмене ограничений, касающихся мусульманских учебных заведений и их преподавательского состава.

Съезды в дни распада государства

    I Всероссийский мусульманский съезд проходил с 1 по 11 мая 1917 года в Москве. Участвовало около 900 делегатов.

Участники I Всероссийского мусульманского съезда на параходе «Густав Струве». Нижний Новгород, 1905 г.Основную дискуссию вызвал вопрос о форме автономии мусульман России. По предложению азербайджанца М. Расул­заде большинство представителей Кавказа, Туркестана и Казахстана высказались за федерацию на основе национальных территориальных автономий, большинство представителей татар — за национально­культурную автономию в составе унитарного государства. В итоге была принята резолюция, в которой отмечалось, что интересам мусульман России более всего отвечает форма государственного устройства в виде федеративной республики, основанной на территориальных автономиях; народы, не закрепленные за определенной территорией, должны пользоваться национально­культурной автономией. В резолюции указывалось, что «для ведения духовными и культурными делами мусульманских народов России и обеспечения единства их действий будет образован центральный орган российских мусульман с законодательными функциями в пределах своей компетенции» — Милли Шуро. На этом съезде фактически был положен конец концепции политического, административного и экономического единства мусульман России, разработанной И. Гаспринским. Победила идея не единой нации мусульман России, а создания отдельных наций из основных этнических групп.

    По религиозному вопросу съезд решил реорганизовать ОМДС и избрал Временное Духовное управление во главе с муфтием Г. Баруди. Резолюция по культурно­просветительным делам во многом дублировала решения III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года. По женскому вопросу съезд постановил, что мусульманки во всех правах (включая сферы, регулируемые шариатским правом) должны быть уравнены с мужчинами; многоженство должно быть отменено; женщина имеет право на развод с мужем; вступление в брак только с 16 лет.

    II Всероссийский мусульманский съезд проходил с 21 июля по 2 августа 1917 года в Казани. В нем участвовали только 188 представителей татар. 22 июля 1917 года на объединенном заседании съездов с I Всероссийским мусульманским военным съездом и Всероссийским съездом духовенства (участвовало свыше 1000 человек) была принята Декларация о национально­культурной автономии мусульман тюрко­татар Внутренней России и Сибири и было объявлено о ее немедленном осуществлении. Вопросы религии, просвещения и языка в соответствии с ней должны были быть переданы в ведение органов автономии; были определены три министерства автономии, образовавшие Вакытлы Милли Идарэ (Временное национальное управление); высшим законодательным органом автономии является Миллет Меджлисе; территория Внутренней России, населенная мусульманами, должна делиться на национальные губернии, где высшим органом будет губернское Национальное собрание (Милли Шуро); образована Комиссия по выработке основ культурно­национальной автономии мусульман Внутренней России и Сибири.

    Съезд счел необходимым претворить в жизнь постановления I Всероссийского Мусульманского съезда 1917 года по женскому вопросу, кроме равенства в вопросах о наследственном праве (мирас) и праве свидетельского показания (шахадат).

    От единства всех российских мусульман к единству уммы Волго­Уральского региона — такой путь был пройден на съездах начала прошлого века. Сегодня нашей целью вновь является единство всех российских мусульман. Мы живем не в 1917­м году, не в дни распада Империи. И поэтому единство российских мусульман должно стать одним из гарантов единства нашей общей Родины.

Ринат Набиев, Айдар Хабутдинов

Казань

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/909/">ISLAMRF.RU: Форумы российских мусульман: ответ на вызов времени</a>