RSS | PDA | Архив   Пятница 12 Август 2022 | 1433 х.
 

Татарин нового века Садри Максуди­Арсал (1879–1957)

12.11.2007 18:05

Политик, дипломат, ученый, политолог, публицист Максуди воплотил все лучшие качества нашего народа.

Годы учебы

Максуди был великим учеником. И действительно, кто еще из татар может похвастаться такими гениальными Учителями, как Исмагил Гаспринский, Лев Толстой, Ахмад Мидхат, Эмиль Дюркгейм и Анри Бергсон? Максуди не был гением. Он просто впитал все то лучшее, что давали мусульманское общество России, русская культура, европейская наука и политические режимы рубежа веков.

    Казанская татарская учительская школа (КТУШ), чьих шакирдов благословил на службу Родине и Вере великий улем Шигабутдин Марджани, стала кузницей кадров для новой мусульманской элиты. Она готовила учителей для правительственных школ. На рубеже XIX–XX веков трое юношей — Садри Максуди, Гаяз Исхаки и Хусаин — создали первый татарский политический кружок. Молодые люди были сторонниками единства российских мусульман и стремились к тому, чтобы их нация не уступала европейским народам и получила равные со всеми остальными права. Садри уже проучился в Апанаевском медресе Казани, а в 1895–1896 гг. Садри Максуди провел год в Бахчисарае, где в медресе «Зынджырлы» работал его старший брат Хади. За годы учебы в медресе Садри сблизился с Гаспринским.

    Молодые джадидистды в кружке в КТУШ изучали русскую, турецкую, персидскую литературу и, находясь, с одной стороны, под влиянием газеты Гаспринского «Тарджеман», с другой — под влиянием русской литературы, пришли к мысли о создании собственной татарской литературы. Члены кружка ставили своей задачей сближение между общетюркской высокой культурой и культурой средних и низших слоев татарского народа.

    После окончания КТУШ в 1901 году Максуди избрал путь дальнейшего совершенствования знаний. Он первым из татар оканчивает Сорбонну в 1906 году, где получает представление о сущности различных европейских политических режимов. Его идеалом становится Англия. Через несколько лет Садри напишет, что англичане в Австралии, Африке, Канаде создают школы, университеты, театры, банки, фабрики, заводы, плантации. Именно в такой цивилизаторской деятельности и заключается сам смысл существования Империи. Положительный опыт Англии отвращает Максуди от идеалов революции.

На политической арене

    В российскую политику Максуди вошел в августе 1906 года на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде. Он получил не только членство в ЦК партии «Иттифак», но и спустя год кресло в Госдуме и ее президиуме. Он стал рупором мусульманских либералов на общероссийской арене.

    16 ноября 1909 года Максуди сформулировал свое отношение к российской государственности: «В каждом государстве есть, так сказать, политический титул — американец, француз и т. д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я — татарин и защищаю свой быт, но политически я — русский гражданин».

    Но российский патриотизм не отменял верности Исламу: «Мусульманин смотрит на религию совершенно иначе чем вы, интеллигенты различных партий; мусульманин первым условием ставит религию, и нет ничего, чем для нее он бы не пожертвовал — даже просвещением. Так что прежде чем отдать в школу, мы спрашиваем: преподается ли родная религия в школе, и если нет, то детей не отдаем».

    Максуди определял нацию как культурную общность, обладающую правом свободного культурного самоопределения, но являющуюся членом единого государственного организма. Поэтому должны быть защищены права и интересы не только русской нации. Максуди утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало».

    В полемике с «правыми» депутатами Максуди стремился объяснить им, что «до тех пор, пока вы не поймете, что Россия — это государство сложное (голоса справа: «Поняли»), где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы (голоса справа: «Нет»), вы не в состоянии будете управлять государством». Максуди делает вывод: «Управлять государством может только такая партия, которая имеет представление о том, что существует в государстве».

    В ответ на обвинения ряда правых депутатов об ориентации мусульман России на иностранные государства 25 декабря 1909 года Максуди прямо заявил: «Каково же отношение самого мусульманского населения к русскому народу, к русской государственности? Мы жаждем свободной, просвещенной, богатой, блестящей будущности России».

    В 1912 году свободомыслящего парламентария отстранили от участия в выборах под благовидным предлогом.

Дни революции

    Дни Империи были сочтены, и после нескольких лет отлучения от большой политики звездным часом для Максуди стал 1917­й год. Первым откликом мусульман России на Февральскую революцию 1917 года стала статья Садри Максуди «Наши задачи при современном политическом положении», опубликованная 4 марта 1917 года. Главный тезис ее заключался в следующем: несмотря на политические, социальные и экономические различия двадцати пяти миллионов российских мусульман и партийные различия, необходимо отказаться от партийных распрей и племенных различий во имя национального единства. В заключение Максуди прямо обратился к Богу с просьбой направить мусульман на верный путь.

    В июле 1917 года Садри Максуди добился создания единой автономии тюрко­татар мусульман Внутренней России и Сибири и ее правительства — Милли идарэ. Он возглавил коллегию по осуществлению национально­культурной автономии. Так, выражаясь образно, он стал отцом современной татарской нации. Впервые за три с половиной века наши предки образовали единый политический и культурный организм. Эту автономию признали все татары, за исключением нескольких большевиков.

    20 ноября 1917 года Садри Максуди торжественно открыл заседание Миллет меджлисе — Национального собрания татар. Основная часть его доклада была посвящена отчету коллегии по осуществлению национально­культурной автономии. Максуди отметил, что съезд поручил коллегии осуществление трех основных задач:

1) воплощение автономии в жизнь и руководство ведомствами просвещения и финансов;

2) распространение среди населения идей автономии;

3) Созыв Миллет меджлисе для руководства национальной жизнью.

    Максуди говорил: «Теперь северные тюрко­татары объявляют всему миру о своем существовании». Он напомнил об исторической роли тюркских государств Газневидов, Чингисана и Тамерлана. Оратор вступил в полемику с европейскими философами, утверждавшими, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. Максуди призвал не повторять ошибок предков, которые стремились до предела расширить свои государства, что и привело к их падению. Он утверждал, что необходимо опираться на собственные силы и собственный народ. После провозглашения Идель­Урал Штата, когда многие ораторы заявляли о готовности пойти на противостояние с русскими, Максуди заявил, что татары строят Штат не для вражды с великороссами и не считают их врагами.

    На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства, или, как тогда именовали эту должность, министром­президентом. Закрывая сессию, он заявил, что идея автономии приобрела прочную опору в народе. Максуди отметил, что были заложены прочные начала национальной жизни, первым из которых стало принятие конституции. Максуди прямо заявил, что верит в светлое будущее нации тюрко­татар.

Мусульмане и большевики

    На заседании II Всерос­сийского мусульманского военного съезда 19 февраля 1918 года Садри Максуди призвал: «Нам нужно уничтожить классовую вражду. Нужно не забывать, что мы являемся нацией, и для подъема бедного трудового народа классам нации нужно не забывать великие национальные обязанности».

    После захвата Татарской Слободы в Казани центральное правительство перешло в решительное наступление против национальных органов. В ответ на роспуск Милли идарэ Советской властью 25 апреля 1918 года было опубликовано обращение правительства автономии ко всем его местным отделениям. В обращении указывалось на незаконность роспуска центрального Милли идарэ, бывшего не партийным, а общенациональным органом. Местные отделения правительства теперь должны были обеспечивать функционирование религиозной, национальной и культурной жизни, благотворительности, сбора национального налога, представительство в земских и городских организациях в соответствии с Конституцией автономии. Обращение составил и подписал председатель Милли идарэ Садри Максуди.

    Так закончился великий «год татарской свободы». Впереди был год скитаний по татарским аулам Нижегодчины, а затем долгие годы эмиграции. Максуди был первым мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны. Но вскоре его позвал Ататюрк, и он уехал в Турцию.

    Политик, дипломат, ученый, политолог, публицист Максуди воплотил все лучшие качества нашего народа. Твои вера и знания, Садри, необходимы нам для выживания и для побед.

Айдар Хабутдинов

Казань

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/910/">ISLAMRF.RU: Татарин нового века Садри Максуди­Арсал (1879–1957)</a>