RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Две недели в Мишаристане

16.10.2009 15:19

В самом центре России, в Нижегородской области есть удивительное место. На административной карте оно обозначено как Краснооктябрьский район, но местные жители называют свою родину не иначе как Мишаристан. Потому что именно здесь находятся земли татар-мишарей. Земли, в которых чувствуешь себя в другом, отличном от российской действительности, мире.  

 

В июне 2009 года я провел в Мишаристане две недели, делая фотоисторию о жизни татар. Все это время я старался окунуться в различные стороны жизни мишарей: рождение, повседневная жизнь, праздники, молитва, смерть, поминки... И я постоянно ловил себя на мысли о том, что чувствую себя здесь как дома, но и одновременно нахожусь где-то в другом мире, не в привычной для меня России.

 

Мишарские деревни огромны, чисты, с добротными большими домами. Наверно, этот регион один из немногих, где молодежь остается жить, а не уезжает в большие города. По хорошо асфальтированным улицам мимо мечетей проезжают смеющиеся дети на роликовых коньках. В школах полно учеников, работают многочисленные секции. А в одной из них, в селе Большое Рыбушкино, или по-татарски Зур Рыбисще, успешно тренируется и побеждает на многочисленных состязаниях команда ребят, борющихся на поясах-курашах.

 

Если сравнивать деревни мишарей с соседними деревнями, в которых живут русские, то статистика говорит не в пользу последних. К сожалению, русские деревни вымирают, люди в них спиваются, в покосившихся хижинах доживают свои последние дни морщинистые старики. Проезжаю мимо русской деревни и сердце сжимается – такой мощный контраст по сравнению с татарскими селениями. Алкоголь делает свое дело. Смертность побеждает рождаемость, а молодежь уезжает из этих деревень при первой же возможности.

 

Религиозная составляющая тоже достаточно сильна в мишарских деревнях – без религии здесь никто и шага не ступит. Любое дело начинается и заканчивается молитвой, а мечети по пятницам полны людей.

 

Кстати, говоря о мечетях, нельзя не сказать спасибо татарскому народу, сохранившему такие культурно-исторические памятники как двухсотлетние деревянные мечети. Многие из них были уничтожены при советской власти, но все же несколько сохранилось. Заходишь в такие мечети и вдыхаешь старину, чувствуешь, как они хранят в себя дух молитвы предков.

 

Наряду со старыми мечетями, в Мишаристане постоянно возводят новые. А в деревне Медяна, которую местные ласково называют Медина (один из священных городов Ислама), построен самый настоящий религиозный комплекс, с огромной мечетью, гостиницей, музеем, медресе и поликлиникой. Последняя стала огромной помощью для жителей Медяны, так как в ней постоянно работают врачи специалисты, есть современное оборудование. При самой же мечети для детей преподаются не только уроки религии, но и арабского и английских языков.

 

Ислам в этом краю влияет и на внутрисемейные отношения. В мишарских семьях всегда много ребятишек; младшие уважают старших; уже взрослые дети ухаживают за своими престарелыми родителями. Есть среди мишар и долгожители – мне довелось познакомиться с двумя столетними бабушками.

 

Одна из них, жительница деревни Семеновка Юнисова Зайда, 1909 года рождения, не смотря на свой преклонный возраст, постоянно молится, знает наизусть многие суры из Корана. По-русски она почти уже не говорит, но зато свободно общается, читает и пишет по-арабски. Ведь раньше все татары учили арабский язык, да и дореволюционный татарский тоже писался арабскими буквами. И каково же было мое удивление, когда я увидел в российском паспорте Зейды ее роспись на... арабском языке!

 

Вторая бабушка из села Красная Горка Имаметдинова Алимя, в свои сто лет даже успевает помогать людям. Она рассказала, как несколько лет назад она молилась Богу, чтобы Он забрал ее к себе. В ответ на ее молитвы, к ней явился пророк Мухаммад, погладил ее по голове и сказал, что ее час еще не настал, и чтобы она не отчаивалась, а помогала людям, вознося о них молитвы. С тех пор в дом к Алиме приходят мишари, спрашивая ее совета и дуа.

 

Несмотря на заботу о стариках и детях, в Краснооктябрьском районе функционируют и дом престарелых, и детский социальный приют в селе Солганы. Дом милосердия, как его еще называют, в деревне Уразовка, представляет собой печальное зрелище. Старики, среди которых более половины мишарей, содержатся в ужасном состоянии. Местные татары неоднократно просили власти закрыть этот дом престарелых и предлагали разобрать стариков по семьям, но положительного ответа так и не получили. Значит, существование этого заведения кому-то выгодно... Та же самая ситуация и вокруг детского приюта. И тут хочется поставить в пример имама-хатыба мечети села Пошатово Марата Салахетдинова, который в этом году усыновил двух детей из нижегородского детдома.

 

Богат мишарский край и своими известными людьми. Это и футболист португальского «Спортинга» Марат Измайлов, и местный татарский поэт Беюсов Ахмад, и известный исламский деятель и руководитель издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов, и скульптор Рефек Ниазбаев и многие другие.

 

Мишари бережно хранят свои традиции. Это видно во всем, и в разговоре, и в поведении, и в кухне. А готовят татары превосходно. Еще никто не уходил из их домов, не отведав вкусных перемячей или конской колбасы – казы. За этой колбасой даже из Москвы люди приезжают.

 

Но что интереснее всего, татары-мишари, не только чтут свои традиции, но хранят и уважают русские. Те традиции, которые забыты во многих русских деревнях. Во время меджлисов, поминок или других праздников, на татарских столах дымят самовары, а сами мишари пьют чай из блюдец. За мой более чем десятилетний опыт поездок по России, такое я встречал разве что в туристических центрах, рассчитанных на иностранцев. А здесь так живут, здесь это часть традиции татарского народа, одного из самых многочисленных народов Российской Федерации.

 

После двух недель, проведенных в Мишаристане, у меня оказался очень богатый фотоматериал, который я уже неоднократно показывал в Португалии и Испании. И для европейских мусульман было настоящим открытием узнать, что в самом сердце России, существует такая земля, с общей для них верой, о которой мало кто знает. Многие из них смотрели на снимки деревянных мечетей и восхищались увиденным. И уже не один человек изъявил свое желание посетить Нижегородчину.

 

Да и сейчас внимание европейцев приковано к событиям в Нижнем Новгороде вокруг соборной мечети. Здесь искренне не понимают, почему местные власти не могут предоставить место для молитвы мусульманам, а вместо этого собираются построить станцию канатной дороги и автопарковку. «Мы надеемся, - сказал шейх Давид Мунир, представитель исламской общины в Португалии, - что власти и руководство мечети достигнут взаимопонимания в этом вопросе. Португальские мусульмане будут молиться о благополучном разрешении этой проблемы».

 

Покидал я мишарские земли с тяжелым чувством. За проведенные там две недели, многие мишари стали мне словно родными. Мне не хотелось оттуда уезжать. Проведя в путешествиях не один год и посетив около пятидесяти стран мира, мне хочется снова вернуться и пожить некоторое время лишь в трех-четырех регионах нашей необъятной планеты. И, к мой полной неожиданности, Мишаристан стал одним из таких мест. Земли татар-мишар с их гостеприимными жителями частенько приходят ко мне во сне, и манят к себе. Кто знает, может быть, мы еще встретимся!

 

Влад Сохин

Португалия, Лиссабон

 

 

ГАЛЕРЕЯ. Две недели в Мишаристане

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/10302/">ISLAMRF.RU: Две недели в Мишаристане</a>