RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Индонезии. Мухаммадия

29.08.2011 15:36

Мухаммадия является второй по численности мусульманской организацией Индонезии и стремится приобрести влияние в международной умме. В качестве доказательства обоснованности своих претензий лидеры этой организации приводят такие её достоинства, как умеренность, сдержанность, способность к взаимопониманию. Чтобы сказать, справедливы ли такие утверждения, важно знать историю создания организации, те идеи и принципы, которые были положены в её основу.

 

История развития

 

Основателем Мухаммадии был Мухаммад Дарвис (1868–1923), мусульманское имя - Ахмад Дахлан. Он занимался торговлей и состоял на службе у султана Джокьякарты (город на юге о. Ява). Однажды Мухаммад пришёл к выводу, что многие его знакомые увлеклись мистическим течением Ислама – суфизмом, отягощённым, к тому же, автохтонными индонезийскими доисламскими верованиями, такими как анимизм и культ предков.  Благочестивый мусульманин не смог с этим смириться и 8 ноября 1912 года в Джокьякарте основал организацию Мухаммадия; название было призвано напоминать верующим об имени Пророка. Гербом для неё было избрано солнце, похожее на то, что изображено на двери Каабы. Оно символизирует единого Бога.

 

Отправной точкой деятельности новой организации стали проповеди Дарвиса. Поначалу семья, друзья и знакомые не понимали его. А в Мухаммадии состояло только несколько тысяч членов. Однако мудрый чиновник-торговец не сдавался. Он не только направил свои проповеди к взрослым мужчинам, но и организовал специальные лекции для женщин и детей. Вообще с самого основания Мухаммадии большое внимание её лидерами уделялось повышению образовательного уровня своих членов. В  период с 1913 по 1918 гг. руководством организации было открыто пять мусульманских школ. А в 1919 г. был даже основан университет, получивший название Высшая школа Мухаммадии.

 

Благодаря торговой деятельности Мухаммада Дарвиса организация росла довольно быстро. Однако до распространения среди народа минангкабау (народ, населяющий Западную и Центральную  Суматру) в 1925 г. количество её членов едва достигало 4 тыс. чел [http://en.wikipedia.org/wiki/Muhammadiyah]. Но, несмотря на это, к тому времени организации уже принадлежали 55 школ и две клиники в Сурабайе (второй по величине город в Индонезии, Восточная Ява) и Джокьякарте. Руководителем Мухаммадии вплоть до его смерти в 1923 г. был её основатель – Мухаммад Дарвис. Он управлял делами совместно с консультативным  органом – Ежегодным совещанием. В 1926 г. оно было заменено Ежегодным конгрессом, а затем Конференцией, которая собиралась каждые три года (сейчас её созывают раз в пять лет).

 

Преемником Дарвиса стал Ибрагим, приходившийся Ахмаду Дахлану дядей по матери. К тому времени, когда бразды правления Мухаммадией перешли ему, Ибрагим был уже известным богословом. Он находился во главе организации  до 1934 г. При нём она стала поистине массовой.

 

В начале своей деятельности Мухаммадия не выдвигала политических целей, из её членов никогда не формировалась партия. Лишь в 1945 г. она  на правах коллективного члена вошла в ведущую в то время исламскую партию Индонезии – Машуми. Возможно, самым активным в политической жизни второй крупнейшей мусульманской организации Индонезии был период государственного переворота 1965 – 66 гг. Тогда руководство партии объявило священную войну -  джихад Коммунистической партии Индонезии. Однако после окончательной легитимации режима генерала Сухарто, второго президента Республики Индонезия, в политической жизни организации вновь наступил период затишья. Деятельность сосредоточилась на образовательной и религиозной сферах.

 

Следующий период нестабильности и смены власти в стране вновь стал причиной активизации политической деятельности Мухаммадии. После отставки Сухарто в 1998 г. многие члены организации выступили за создание политической партии. По инициативе руководителя Амьена Раиса (1995-98 гг., впоследствии стал председателем народного консультативного конгресса -  парламента Индонезии) была организована Партия Национального мандата. Но она, хотя и пользовалась неограниченной поддержкой со стороны членов Мухаммадии, официально не имела с последней никакой связи.

 

Руководство организации пояснило, что её члены могут самостоятельно выбирать, к какой политической партии принадлежать.

 

Современное положение

 

Сейчас в Мухаммадии насчитывается около 35 млн. членов, что делает её второй крупнейшей мусульманской организацией Индонезии после Нахдатул улама [http://m-tsyganov.livejournal.com/77398.html]. Это обусловлено тем, что Мухаммадия пользуется наиболее широкой поддержкой среди городского населения Суматры, тогда как большинство членов Нахдатул улама – жители сельских районов, а ведь Индонезия остаётся в значительной степени аграрной страной.

 

Мухаммадия придерживается суннитского Ислама и осуждает религиозный синкретизм и суфизм. Основной идеей в доктрине организации является проблема улучшения морального облика человека. Поэтому её деятельность в основном носит религиозный и просветительский характер. Кроме того, она является благотворительной организацией. На сегодняшний день ей принадлежит в Индонезии несколько сотен больниц и клиник.

 

Однако новый лидер партии Дин Шамсуддин, возможно, изменит ставшее привычным положение вещей. Ведь ещё во времена членства в ГОЛКАРе (политическая партия Индонезии, созданная в 1964 г. из функциональных групп, таких как молодёжь, женщины, военные) он решил «бороться за дело Ислама изнутри политической системы» [http://imamat-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20132&catid=46:mozaika&Itemid=479].

 

Подготовила Оксана Коткина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/17528/">ISLAMRF.RU: Ислам в Индонезии. Мухаммадия</a>