RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Индонезии. Нахдатул улама

29.08.2011 18:05

Зелёный земной шар, обвитый золотым канатом, 99 завитков которого символизируют 99 прекрасных имён Аллаха. Над Землёй большая золотая звезда – напоминание о Пророке Мухаммаде. Рядом четыре звёздочки меньшего размера, символически изображающие четырёх праведных халифов. Снизу такие же представляют собой четыре мусульманские школы права. А все девять звёзд вместе – это девять первых мусульманских святых – вали, по преданию принесших ислам  в Нусантару (Малайский архипелаг). Таков герб самой крупной мусульманской организации Республики Индонезия – Нахдатул улама (НУ), в которой состоит около  45 млн. человек [http://m-tsyganov.livejournal.com/77398.html].

Зарождение НУ и её деятельность от основания организации в 1926 г. до обретения Индонезией независимости в 1945 г.

Название партии можно перевести с арабского языка как Совет улама (мусульманских богословов). Она была основана в 1926 г. в Сурабайе ортодоксальными мусульманами, вышедшими из организации Мухаммадия.  Их идейным вдохновителем был глава мусульманской религиозной школы на Восточной Яве Хашим Ашари (его внук, Абдуррахман Вахид, впоследствии стал четвёртым президентом Индонезии).

Руководство НУ состояло в основном из мелких яванских торговцев, землевладельцев и служителей мечетей – кьяи. Массовую базу партии составили яванские крестьяне и ремесленники. Первоначальной целью организации была борьбу за чистоту ислама в его «классическом» ближневосточном варианте.  Но с 30-х гг. «Совет улама» включился в борьбу за независимость Индонезии, поэтому интерпретация основных догм мусульманской религии стала наполняться националистическим содержанием. Процесс этот, однако, осуществлялся робко и непоследовательно, поэтому НУ заслужила репутацию организации консервативной.

Развитие партии НУ в независимой Индонезии во времена президентства Сукарно (1945 – 1967 гг.)

Первые семь лет со дня обретения Индонезией независимости (1945 – 1952 гг.) характеризовались единением мусульманского движения в стране. Его ядром стала партия Машуми, в состав которой на правах коллективного члена вошла НУ.

С 1952 г. руководство Машуми взяло курс на сотрудничество с иностранным капиталом (преимущественно голландским), что вызвало обвинения этой организации в предательском отношении к национальному суверенитету. Начала складываться антимашумистская коалиция. В 1953 г. она оформилась в Мусульманскую лигу, членами которой стали НУ, ПСИИ (Мусульманский союз Индонезии – Partai Sarekat Islam Indonesia) и ПЕРТИ (Движение за мусульманское воспитание). Большинство избирателей «Совета улама» составляли яванцы (в 1955 г. - 85,6%) [Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии. М.: Наука,  1972. С. 87]. По этой причине блокировка с ПСИИ и ПЕРТИ была выгодна НУ тем, что давала возможность воздействовать на неяванские массы (ПСИИ пользовалась влиянием на Сулавеси, Южной Суматре, ПЕРТИ – в пределах Западной Суматры).

Период противоборства Мусульманской Лиги и Машуми продолжался до 1960 г. Разногласия по проблемам Ислама между НУ и Машуми  заключались лишь в том, что последняя выступала за модернизм (то есть приспособление «классического» Ислама к индонезийским реалиям и задачам национального развития), а лидер Мусульманской Лиги, НУ, за традиционный Ислам.  Так, отдельные активисты этой партии из числа сельских кьяи (богословов) доходили до того, что запрещали крестьянам слушать индонезийскую музыку и осуждали представления народного театра теней (ваянга).  

Основная же борьба в конце 50-х гг. шла вокруг политических и экономических вопросов. Раньше политическая и экономическая концепции разрабатывались только машумистскими лидерами, а основу деятельности НУ составляли религиозные вопросы. Даже в уставе, принятом в 1952 г., говорилось, что целью партии является «построение национального государства Ислама». Поэтому большое внимание уделялось мероприятиям по пропаганде религии Пророка и повышению уровня мусульманского воспитания. Теперь же, после отмежевания от Машуми, руководство НУ вынуждено было определить собственный экономический курс.

В 1960 г. вышел указ президента Индонезии Сукарно о роспуске партии Машуми в связи с участием ряда её лидеров в сепаратистских мятежах. НУ вышла победителем в споре за лидерство в мусульманском движении Индонезии.

Теперь «Совету улама» нужно было найти общий язык с сильными националистическими неисламскими партиям. Это были КПИ (Коммунистической партии Индонезии) и НПИ (Национальной партии Индонезии).  Руководство партии постаралось создать исламистскую трактовку мархаэнизма (от  «мархаэн» - простой человек – разработанная Сукарно идеология индонезийского национализма) и Панча силы (пять принципов, лежащих в основе индонезийской модели построения общества «справедливости и процветания»).  Кроме того, НУ внесла в свои устав такие экономические требования как: повышение жизненного уровня индонезийского народа, обязательная индустриализация страны, установление справедливой системы землепользования. Эти меры помогли формированию нового блока из НПИ и НУ. Кроме того, в ходе этого процесса была окончательно сформирована собственная идейная платформа «Совета улама».

Одновременно с усилиями по установлению контактов с неисламскими партиями Индонезии НУ предприняла энергичные действия, чтобы утвердить свою гегемонию в мусульманском движении. В 1961 г. под  её эгидой было создано Всеиндонезийское бюро мусульманских миссий. Так под контролем партии оказалась миссионерская деятельность по распространению ислама в масштабах всей страны. В августе 1963 г. руководители НУ выступили с инициативой созыва в Джакарте Всемусульманской конференции стран Азии и Африки. Эта конференция была использована с целью максимального укрепления позиций партии не только в индонезийском, но и в мировом мусульманском движении. К середине 1965 г. НУ удалось стать одной из наиболее многочисленных и политически влиятельных партий страны. По данным официального органа партии газеты «Дута машаракат», в мае 1965 г. количество членов НУ достигло 6 млн. чел. [Ионова А.И., ук. соч., с. 96].

Политическая судьба партии во время президентства Сухарто (1967 – 1998 гг.)

30 сентября 1965 г. в Индонезии произошёл военный переворот. Правые исламистские группировки, в т. ч. «Совет улама», способствовали его успеху, но армейским кругам не нужны были соперники в борьбе за власть. Поэтому в качестве противовеса влиянию НУ из членов бывшей Машуми в 1967 г. генералитетом была создана ПАРМУСИ (Мусульманская партия Индонезии – Partai Muslimin Indonesia).

Расчёт военных оказался верным. На парламентских выборах 1971 г. победу одержала проправительственная организация ГОЛКАР, а за НУ и ПАРМУСИ  проголосовало 18,7% и 5,4% соответственно [Ефимова Л.М. Мусульманские партии и выборы  1971 г. в Индонезии. Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1971].

В 1973 г. правительство волевым решением обязало партии НУ и ПАРМУСИ войти во вновь созданную Партию единства и развития (ПЕР), выйти из которой оказалось возможным лишь в 1984 г. Однако после этого отделения влияние НУ на политические процессы в Республике Индонезия значительно ослабло, и она сосредоточилась на религиозной и общественной деятельности.

НУ в современном мире

Высшим руководящим органом партии является Высший совет. Его председателем на съезде НУ в Макассаре (крупнейший город на юго-западном берегу о. Сулавеси) в 2010 г.  был избран Сахал Махфудз. Тогда же членам организации было запрещено занимать политические посты. По этой причине сейчас основой деятельности организации является религиозное обучение и воспитание мусульман. Тем не менее, руководители «Совета улама» высказываются за повышение его роли в международной политике.

 

Подготовила Оксана Коткина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/17538/">ISLAMRF.RU: Ислам в Индонезии. Нахдатул улама </a>