RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мечеть, плывущая в завтра

27.07.2012 12:46

Малайзия - это страна, не похожая ни на одну другую: многообещающая и очень хрупкая. Ее история, культурное и религиозное разнообразие делают ее богатой, привлекательной и удивительной землей. Китайская, индийская, малайская и, в более широком смысле, индонезийская культуры существуют тут бок о бок; буддизм, христианство и ислам составляют ее многослойное наследие. Кроме того, Малайзия обладает первоклассным экономическим и геостратегическим потенциалом. Можно ожидать, что в ближайшие годы она будет приобретать все большее региональное и международное значение, наряду со своим соседом, Индонезией - две новые страны, которыми часто пренебрегают в пользу Китая и Индии, которые, как нам говорят, являются двумя единственными великими азиатскими державами.

 

Сегодня, когда центр тяжести нового мирового экономического порядка сдвигается на восток, обе страны будут играть важную и решающую роль. Малайзия будет силой, с которой придется считаться.

 

Но для этого еще предстоит преодолеть существенные трудности и препятствия. И это будет вовсе не просто.  С каждым днем Малайзия раскрывает множественные грани стоящих перед ней проблем и своих сомнений. Шестьдесят процентов населения составляют мусульмане, ислам стал постоянно упоминаться в политических дебатах. Противоборствующие лозунги, символы и разногласия, возникающие при апеллировании к исламу, стали неотъемлемой чертой отношений  между правящей партией (Объединённая малайская национальная организация, ОМНО), которая находится у власти уже  более 50 лет, и коалицией оппозиционных партий. Ведутся разговоры об  исламском государстве, о шариате, исламском уголовном кодексе, реформах, переменах. Арабские восстания и  победы исламистов уже осветили  путь. Малазийцы внимательно наблюдают,  анализируют и надеются на лучшее будущее с меньшей коррупцией, истинной свободой, демократической прозрачностью и свободными СМИ. Дорога впереди длинна и чревата препятствиями.

 

Индуистские, буддистские, христианские или атеистические  граждане  страны часто чувствуют, что оказались  в плену  дискуссий, которые их маргинализируют или эксплуатируют.  Как зеркальное отражение многих мусульманских граждан на Западе, они могут вполне  уважительно относиться к  конституции, законам и прерогативам гражданского государства, но при этом как будто  немного исключены из общей темы, на которой основывается государство  Малайзия. Им оказалось трудно достичь того полностью равноправного статуса, который бы дал им чувство принадлежности к плюралистическому обществу. Поразительно обнаружить ту же самую  динамику социальной, культурной и религиозной раздробленности, которую мы находим в плюралистических обществах Запада (но только здесь – у немусульманских религиозных меньшинств). Кроме того, существует и похожая проблема иммиграции, в первую очередь выходцев из  Индонезии, которая способствует политической напряженности (в том числе часто враждебной политике в отношении тех самых иммигрантов, которые нужны стране). Появилась популистская риторика, пытающаяся  использовать эту напряженность (в религиозной,  культурной сфере, иммиграции и т.д.): политика эмоций и самобытности угрожает социальной сплоченности Малайзии. Линии разлома особенно заметны  в преддверии приближающихся  выборов.

 

Экономическое развитие не обошлось без издержек. Уже более поколения страна пытается примирить модернизм в американском стиле с уважением к традициям. Контраст между столицей Куала-Лумпуром и другими  городами разителен. Небоскребы разрослись тут вокруг знаменитых башен-близнецов, бросающих вызов  высочайшим зданиям Америки. Политическая стратегия часто заключалась в «исламизации» модернизма, капитализма, даже потребительства – вот уж, действительно, странная смесь. И тут же, совсем рядом, в штате Перлис, внезапный проблеск творческого духа, который стремится объединить традиции, эстетику и этику как  основы современного мира.  Замечательное  здание, построенное на сваях, известное как «плавающая мечеть», отражает там изумительный морской пейзаж. Пятьдесят процентов потребляемой  электроэнергии вырабатывается ветряными турбинами,  и солнечные батареи,  после их установки, будут удовлетворять  остающиеся потребности в энергии «зеленой» мечети, под куполом которой написаны изречения из  исламского священного писания на пяти национальных языках, демонстрируя, что ислам не является собственностью одного языка и одной культуры.

 

Эта мечеть, в конечном счете, гораздо более «современна», чем все слепые подражания американской модели. Наша задача, в конце концов, заключается в том, чтобы рассмотреть этические принципы и технические возможности, доступные в наше время, в то же время ни на мгновение не  забывая этические принципы, которые лежат в основе разнообразия и самой окружающей среды.  Наша задача заключается в том, чтобы придать душу современности, вдохнуть жизнь в духовную и гуманистическую креативность. Какое удовольствие молиться в такой мечети: чувствуется сплав интеллекта и творческого воображения. В Перлисе, вдали от небоскребов Куала-Лумпура, приходит понимание, что «плавающая мечеть» вполне может быть символом наибольшего вклада мусульман в эпоху поисков смысла: выразить своеобразие  в универсальных понятиях, при  полном уважении к плюрализму, и ответить совершенно сознательно и с необходимым умением на вызовы нашего времени.

 

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета,
президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть».

 

Английский вариант статьи опубликован на сайте Gulfnews.com

Источник: "Слово без границ"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/23170/">ISLAMRF.RU: Мечеть, плывущая в завтра</a>