RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Ислам в Германии: институциональная структура. Мусульманские организации

04.09.2012 13:31

На территории Германии проживает более 3 млн мусульман - приверженцев разного толка и учений: от традиционных шиитов и суннитов до околоисламских течений алевитов и ахмадийцев. Наряду с турецким большинством мусульман представляют иранцы, иракцы, пакистанцы, выходцы с Ближнего Востока и из Северной Африки, а также коренные немцы. Неоднородность исламской общины сказывается и на её институциональной структуре, представляющей собой пёструю мозаику различных сообществ, преследующих одну цель, но разделённых культурными, политическими, социальными или религиозными факторами. Из всего многообразия выделяются наиболее влиятельные организации, к которым обычно относят членов Координационного совета мусульман Германии, а именно: Исламский совет ФРГ (IR); Турецко-исламский союз Президиума по вопросам религии (DITIB); Объединение исламских культурных центров (VIKZ); Центральный совет мусульман Германии (ZMD); а также Движение «Ахмадия» (Ahmadiyya-Muslim-Jamaat Deutschland e.V.) и алевитскую общину Германии (Alevitische Gemeinde Deutschland e.V.). Призванные защищать интересы мусульман эти организации сталкиваются с целым рядом проблем, от решения которых зависит гармония немецкого общества.

 

1. Крупнейшие мусульманские организации Германии

 

Турецко-исламский союз Президиума по вопросам религии был создан в 1984 году как последователь турецкого религиозного сообщества «Диянет». Центральное отделение Союза находится в Кёлне.

Для этой организации характерны особенно тесные связи с Турцией и соответствующая протурецкая ориентация. Союз существует преимущественно на средства турецкого правительства, из Турции присылаются имамы и наставники, дела Союза ведутся на турецком языке. Долгое время организация оставалась закрытой для общества. Первые серьёзные попытки пойти на более тесный контакт с немецкой общественностью были предприняты при председателе Союза Ридване Какире (2003—2007), который одновременно являлся религиозным атташе турецкого посольства. По его инициативе была проведена, акция «Вместе за мир, против террора», участие в которой приняло более 20 тыс. мусульман. Это была первая крупная демонстрация подобного рода в ФРГ. С 2011 года председателем Союза является профессор Али Дере (Ali Dere). Профессор, к.н. Али Дере защитил диссертацию в Университете Гёттинген в 1994 году по специальности востоковедение и с 1999 года преподавал в университете Анкары хадисоведение. Его относят к группе турецких теологов-реформистов, известных под названием «анкарская школа».

Согласно Уставу Союза, его основной целью является забота, просвещение и наставление мусульманских общин, проживающих на территории Германии, предоставление и обеспечение помещений для проведения молитв и религиозных занятий, обучение священнослужителей, проведение языковых курсов, культурных мероприятий, а также программ по поддержке профессиональной подготовки мигрантов.

 

Союз исламских культурных центров – объединение мусульман (суннитов-ханафитов, в основном суфиев), основывающееся на учениях Сулеймана Хилми Тунахана (Süleyman Hilmi Tunahan). Союз был основан в 1973 году и является самым старым турецко-исламским объединением в ФРГ. В центре его деятельности – отправление культа, зикр, культурные и социальные вопросы. Политически активным Союз не является. Президент Союза – Али Атаулла Демирецен (Ali Ataullah Demirezen).

 

Исламский Совет ФРГ – объединение мусульманских организаций Германии, крупнейшим членом которого является развернувшего свою деятельность по всей Европе турецко-исламское сообщество Милли Гёрюс, возникшее на базе основанного в 1976 г. в Кёльне Турецкого Союза Европы, который утратил свою дееспособность из-за внутренних противоречий. Председателем Исламского совета ФРГ с 2002 года является представитель Милли Гёрюс уроженец Турции Али Кизилькайа.

 

 

Центральный Совет мусульман Германии – организация представляет небольшую, но этнически разнообразную часть мусульман. Председатель Совета – Айман А.Мазиек. Он родился в 1969 в Аахене, его отец родом из Сирии, мать – немка. После окончания школы в Германии он изучал арабистику в Каире, а затем философию, экономику и политологию в Аахене. В 1996-1997 годах разработал сайт www.islam.de, который на сегодняшний день является одним из крупнейших немецкоязычных интернет-порталов.


Алевитское объединение Германии - второе по величине после суннитов объединение турецких мусульман, основано в 1992 году. Одним из основных убеждений членов организации является возрождение религиозных идей алевитов и их преподавание в немецких школах. В настоящее время его председателем является Хусейн Мат (Hüseyin Mat).

 

Движение Ахмади по распространению ислама – представляет «реформированный ислам», ведёт активную миссионерскую деятельность, распространяет плакаты и листовки с переводом выдержек из Корана и сунны в крупных городах Германии, стремясь улучшить имидж ислама среди немецкого населения. Исламская миссия Берлина в 1924 году соорудила старейшую мечеть, сохранившуюся в Германии (Вильмерсдорфская мечеть).

 

2. Проблемы мусульман в немецком обществе

 

Мусульмане Германии сталкиваются с целым рядом проблем в немецком обществе. К наиболее обсуждаемым относятся вопросы ношения платка, строительства мечетей, обрезания новорожденных мальчиков, преподавания ислама в немецких школах, интеграции мусульман-мигрантов в немецкое общество, а также исламофобия среди немецкого населения. Даже в правительственных кругах не утихает дискуссия о совместимости ислама и немецкой культуры. Например, в ответ на выход скандальной книги Тило Сарацина «Германия самоликвидируется» и развернувшейся в связи с этим дискуссии об опасности ислама и мигрантов-мусульман для немецкого общества президент ФРГ Кристиан Вульф вступился за ислам и сказал, что ислам является такой же частью Германии, как иудаизм или христианство. Спустя два года после речи Вульфа в 2012 году новый президент ФРГ Гаук выдвигает некий парадокс: мусульмане – часть Германии, а ислам – нет. Так что спор продолжается.

Среди последних событий, связанных с исламом и вызвавших широкий резонанс в Германии, стала стартовавшая в октябре 2011 года в Германии акция немецких салафистов по бесплатному распространению Корана, переведённого на немецкий язык, среди неисламского населения Германии. Кампания вызвала волну возмущения в прессе и в очередной раз разожгла дискуссию о месте ислама в Германии.

Отдельной темой являются также проблемы новообращенных мусульман из среды этнических немцев. Об этих проблемах, связанных с дискриминацией и отсутствием адекватного представительства немцев-мусульман на институциональном уровне, пишут принявшие ислам немецкий дипломат Абдуль Хади Хоффманн и юрист Абу Бакр Ригер.

Тем не менее, стоит также отметить, что немецкое правительство и общество стремится к диалогу и взаимопониманию с мусульманами. Об этом свидетельствует, например, создание организации Исламская конференция в Германии, которая под председательством министра внутренних дел ФРГ Вольфганга Шойбле начала действовать в 2006 году с целью решить вопросы, связанные интеграцией мусульман в немецкое общество.

 

Алсу Мухаматчина (Берлин)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/23767/">ISLAMRF.RU: Ислам в Германии: институциональная структура. Мусульманские организации</a>