RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Новые акценты старой политики: дипломатия министра иностранных дел Турции Али Бабакана

17.04.2008 12:39

А. А. Корнилов

Убедительная победа Партии справедливости и развития на парламентских выборах 22 июля 2007 г. позволила сформировать новый состав правительства Турции во главе с Р. Т. Эрдоганом. Министром иностранных дел вместо избранного президентом Абдуллы Гюля был назначен видный деятель правящей партии Али Бабакан. Каковы взгляды нового главы внешнеполитического ведомства? С какими намерениями он приступил к планированию дипломатических мероприятий? Какое место в его политике занимают США, Европейский союз, исламский мир, Ближний Восток, великие державы, в том числе Россия? Все эти вопросы занимают мысли наблюдателей и экспертов, тщательно просматривающих речи и выступления турецкого министра.

Али Бабакан является самым молодым министром иностранных дел в истории Турции. Он родился в 1967 году в Анкаре, в 1989 г. получил степень бакалавра (инженер промышленного предприятия) в Ближневосточном техническом университете (Анкара). Университет он окончил первым учеником так же, как и предыдущую ступень образования — техническую школу в Анкаре. В 1990 г. он завоевал стипендию Фулбрайта для обучения в Северо-Западном университете Иванстона, штат Иллинойс. Там, в Школе менеджмента имени Келлога, в 1992 г. он защитил магистерскую диссертацию по бизнес-администрированию. Тема магистерской работы была связана с маркетингом, структурной деятельностью и ведением международного бизнеса. Таким образом, получение высшего образования было связано с американским вузом, что помогло будущему министру устроиться на работу в Чикаго в одну из консультационных компаний, обслуживающих финансовые интересы крупных банков США [1]. Конечно, за период учебы и работы в США будущий турецкий политик хорошо изучил не только комплекс финансовых и экономических отношений в американской экономике, но и сумел завязать полезные связи с представителями крупных банков и промышленных предприятий штата Иллинойс и округи (Средний Запад США). Он также впитал в себя в той или иной степени, вольно или невольно, дух американской политической системы, американского политического процесса, американской демократии и увидел изнутри, каким образом формируется внутренняя и внешняя политика Соединенных Штатов.

В Чикаго Али Бабакан работал два года — с 1992 по 1994-й. Затем он вернулся в Анкару, где открыл собственное дело, семейный бизнес, которым успешно занимался с 1994 по 2002 г. Вестернизированный по своим взглядам на экономику, Али Бабакан тем не менее решил присоединиться к основателям партии умеренных исламистов Турции — Партии справедливости и развития (АКП). В 2001 г. он стал не только основателем, но и членом руководства АКП. На парламентских выборах в ноябре 2002 г. ему удалось стать депутатом Великого народного собрания Турции и получить портфель государственного министра по вопросам экономики. Этот портфель Али Бабакан держал вплоть до 2007 г. Далее в его биографии наступил важный этап. 3 июня 2005 г. он был назначен на пост главного негоцианта правительства Р. Эрдогана на переговорах о вступлении Турции в Европейский союз. На выборах 22 июля Али Бабакан вновь избирается в парламент, а 29 августа назначается министром иностранных дел в новом кабинете Р. Эрдогана (60-е по счету правительство Турецкой Республики) [2].

Первые шаги нового министра свидетельствовали, что его положение и статус в правительстве окажутся значительными, весомыми. После назначения Али Бабакана генеральный секретариат по делам Европейского союза, который ранее находился в структуре аппарата премьер-министра Р. Эрдогана, был перемещен в структуру МИД. Эта структурная реорганизация означала повышение влияния Али Бабакана на процесс формирования внешней политики Анкары. Уже в первом своем заявлении Али Бабакан заявил, что Турция будет проводить активную и эффективную внешнюю политику [3], однако развернутую характеристику стратегия МИД получила в выступлениях министра в США в сентябре 2007 г.

Интересен сам факт, что стратегические приоритеты и задачи внешней политики были озвучены в Соединенных Штатах. Казалось бы, простое совпадение — министр приехал в США для участия в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Однако мы видим в этом политическое знамение, указание на главное место, которое США занимают во внешней политике Анкары.

20 сентября 2007 г. Али Бабакан выступил с докладом на заседании влиятельной экспертной организации — Чикагского совета по глобальным проблемам. В выступлении министра прозвучали следующие важные идеи [4].

1. Турция расположена в эпицентре Евразии. Она выступает одновременно членом трансатлантического сообщества и связующим звеном Запада с регионом Ближнего Востока. При этом выгодном географическом положении Турция представляет собой «островок стабильности» в регионе конфликтов, поскольку она имеет: демократическую, секулярную систему управления и социальной гармонии; успешно развивающуюся экономику; мощные вооруженные силы и динамичную внешнюю политику.

2. Важнейшим приоритетом внешней политики Анкары по-прежнему остается стратегическое партнерство с США. Али Бабакан считает самым важным в этой сфере не столько количественные показатели сотрудничества, сколько способность двух стран быстро и гибко реагировать на меняющуюся международную обстановку. В сфере турецко-американского сотрудничества министр обозначил такие заметные направления, как урегулирование конфликтов в Афганистане, Косове, Ливане и Ираке; борьба с распространением оружия массового поражения; борьба с терроризмом; проведение демократических реформ в «Большом Ближнем Востоке».

Наряду с восхвалением стратегического партнерства Али Бабакан откровенно, что выглядит некоторой неожиданностью, заявил о проблемах в двусторонних отношениях. Первой проблемой министр назвал существование в Северном Ираке боевиков Рабочей партии Курдистана, которые именуются в Турции «террористическими». Анкара ожидает, что вооруженные силы США и иракское правительство предпримут незамедлительные и конкретные меры по аресту и преданию бойцов («террористов») РПК суду. Как известно, в период войны 2003 г. в Ираке администрация США занимала благожелательную в отношении курдов позицию. Поддержка курдов была крайне необходима американским войскам для того, чтобы одержать победу над режимом С. Хусейна. Американо-курдские отношения до сих пор раздражают Анкару, и Али Бабакан открыто сообщил об этом в Чикаго.

Второй проблемой министр обозначил деятельность армянского лобби в США с целью побудить конгресс занять ясную позицию по вопросу трагедии армянского народа 1915—1923 г. «Армянские обвинения в геноциде до сего дня ни юридически, ни исторически не обоснованы, — заявил А. Бабакан, — и вот почему усилия оклеветать Турцию всегда разыгрываются на политической сцене». Турецкий министр выразил надежду, что конгресс не станет участником «этого болезненного эпизода Оттоманской истории». Министр также подчеркнул, что Армения не ответила на предложение Анкары создать совместную комиссию историков по расследованию событий 1915 г.

3. Вступление Турции в ЕС Али Бабакан назвал «абсолютным приоритетом». Он сообщил, что МИД поставило целью «быть готовыми к приему (в ЕС) к концу срока нынешнего правительства». Такой амбициозной постановки вопроса о приеме Турции в Европейский союз мы не слышали от прежнего министра иностранных дел А. Гюля.

Вступление страны в Союз Али Бабакан рассматривает в контексте известного изречения (и девиза МИД) Кемаля Ататюрка: «Мир дома — мир во всем мире». Он убежден, что вхождение Турции в ЕС будет отвечать не только интересам страны, но и европейских государств. И аргумент министра выглядит здесь достаточно убедительным — прием Турции значительно сузит сферу отношений, которую ныне угрожающе именуют «конфликт цивилизаций». «Не вызывает сомнений, — продолжал убеждать чикагскую аудиторию министр, — ...что наше членство [в ЕС] также придаст ЕС стратегическую глубину, мощь и видение, которые не могут реально быть обретены без Турции. ЕС будет иметь более репрезентативный голос, когда Турция станет его частью». Следовательно, глава МИД Турции считает необходимым территориальное растяжение ЕС, его географическое «удлинение» до границ Ирака и Сирии. Именно это предложение вызывает большую озабоченность у европейцев, не желающих иметь общую границу с конфликтным Ираком и шиитским Ираном.

Важно также заметить, что Али Бабакан связывает стратегическое партнерство Турции с США и процесс вступления в ЕС. Он обозначает эти два направления «фундаментальными опорами нашей (читай: турецкой. — А. К.) внешней политики и политики безопасности». Иными словами, Турция развивает отношения с США не в ущерб своим отношениям с объединенной Европой и наоборот.

4. Традиционное внимание А. Бабакан уделил проблемам Ближнего и Среднего Востока. На первом месте вполне объяснимо стоит Ирак. Подчеркнув, что Анкара и Вашингтон разделяют оценку событиям в Ираке, глава МИД перечислил принципы урегулирования иракской проблемы так, как их видят в Турции. Эти принципы включают: 1) политический диалог различных сил Ирака во имя национального примирения; 2) территориальная целостность и политическое единство страны; 3) развитие турецкой инициативы постоянного форума государств, соседних с Ираком. Как видно, Али Бабакан продолжает линию, проводившуюся еще А. Гюлем на сохранение единого Ирака. Развал Ирака как страны приведет к развалу многих государственных образований на всей политической карте Ближнего Востока.

Второе место в конфликтной очереди занимает арабо-израильское противостояние. Позиция МИД Турции здесь традиционна и стандартна. Анкара настаивает на реализации формулы «в Палестине должно быть два государства», а все остальное — предмет переговоров. С другой стороны, А. Бабакан впервые открыто заявил о тесных связях Турции с Израилем. Прежний министр иностранных дел по известным причинам заявлять об этом не желал. И вот в Чикаго министр иностранных дел Турции открыто заявил: «Турция неповторимым образом пользуется уважением и доверием всех стран региона. Особенного упоминания заслуживают наши длительные связи с Израилем. Тесные двусторонние отношения Турции и Израиля развиваются и углубляются, основываясь на своей собственной динамике». Подобное заявление, безусловно, новация в публичной дипломатии Турции — мусульманской страны, которая обычно стремится скрывать свои взаимоотношения с еврейским государством.

Нам представляется, что А. Бабакан намеренно обнажил факт тесных связей, чтобы подчеркнуть прагматизм своей дипломатии и произвести впечатление на европейских и главным образом американских партнеров. Слова Али Бабакана сопровождаются конкретными делами. Будто желая укрепить израильское направление, министр иностранных дел отметил свое ближневосточное турне в октябре 2007 г. посещением Израиля. Он провел переговоры с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом, беседовал с президентом Ш. Пересом, а также встретился с главой правой израильской оппозиции, бывшим премьером Б. Нетаниягу. Переговоры, в частности, касались иранской атомной программы, арабо-израильского урегулирования, ливанской проблемы, борьбы с международным терроризмом. Турецкий министр не скрывал, что стремится посредничать в процессе урегулирования отношений Израиля с палестинцами [5].

После арабо-израильского конфликта турецкий министр важными считает вопросы урегулирования в Ливане и Афганистане. Анализ того, что сказал министр о турецком присутствии в этих двух странах, создает впечатление, что Анкара пробует свои возможности страны, регулирующей споры и поддерживающей мир в конфликтных зонах. Али Бабакан прямо заявил: «Мы в Афганистане находимся на долгосрочной основе и надеемся, что международное общество понимает, что Афганистан послужит испытательным полигоном возможности нас как сообщества нести стабильность, безопасность и процветание в несостоявшиеся государства во всем мире» [6]. Эта амбициозная заявка на проведение турецких миротворческих операций во многих регионах мира уже звучала в устах А. Гюля. Али Бабакан развивает этот вектор политики, усиливая его терминами, принятыми в странах Запада, например термином «несостоявшееся государство» (failed state) из неоимпериалистического лексикона Р. Купера.

В рамках иранской темы А. Бабакан рассуждает достаточно осторожно. Турция признает право своего соседа развивать атомную промышленность в мирных целях, однако выступает против появления нового члена «ядерного клуба» в ближневосточном регионе. Министр призвал Тегеран проявить большую транспарентность (вновь заимствованный термин) в своей ядерной программе, но в то же время призвал международное сообщество найти дипломатическое решение нынешней непростой ситуации. Очевидно, что Анкара не желает возникновения на своих границах еще одного очага войны после иракского.

Кипрская проблема трактуется А. Бабаканом столь же традиционно. Он возлагает на греков-киприотов ответственность за тупик, возникший в кипрском вопросе. Статус-кво неприемлем для Турции, поскольку утверждает полное членство греческого Кипра в ЕС, а турецкую часть острова оставляет непризнанным государством. Фактически на острове укрепились два государства, считает А. Бабакан, и следует зафиксировать ситуацию де-юре.

Глава МИД имеет четкое представление о роли Турции в современных международных отношениях. В речи 21 сентября 2007 г., произнесенной в университете Чикаго, А. Бабакан заявил: «В качестве активного члена современного глобализирующегося мира Турция проводит многовекторную внешнюю политику, которая примиряет Запад и Восток, Север и Юг и остается активной во всех регионах мира. Посредством своего географического положения, тесных исторических и культурных связей на огромном пространстве она служит важным мостом диалога и взаимодействия культур в сердце Евразии. Другими словами, Турция сегодня — заметная региональная держава и ключевая сила безопасности и стабильности в целом ряде узловых точек планеты, обладающая средствами и волей оказать позитивное влияние на очень широком географическом пространстве» [7]. Акцентирование особой роли Анкары в диалоге цивилизации — также продолжение традиции. Новым видится использование темы диалога в контексте европейских усилий Турции. А. Бабакан убеждает европейских партнеров в том, что прием Турции в Европейский союз укрепит потенциал «мягкой силы» ЕС и усилит возможности союза распространять сферу прав человека и гражданских прав в исламском мире [8].

А. Бабакан представляет новое поколение министров турецкого правительства, которые сочетают принадлежность к исламской партии, исламской традиции и откровенный, не религиозный прагматизм в политике. Этот прагматизм вырастает из профессионального образования, приобретенного в США или ведущих странах Европы, из пристального изучения западной политической системы и западной экономики. Жизнь молодого мусульманина в странах Запада неизбежно оказывает влияние на формирование его мировоззрения. Министр иностранных дел Турции, получивший подготовку инженера и практику финансового консультанта в США, показывает себя политиком, хорошо понимающим язык западной дипломатии, ее методы и инструменты влияния. А. Бабакан не только понимает, но и активно использует стандарты западного поведения. Как и его предшественники, А. Бабакан стремится обыграть евразийское географическое положение Турции, предложить и западному сообществу и исламскому миру одновременно миротворческий потенциал страны.

В своих предложениях министр очень напорист, наступает своими предложениями, порой предельно обнажает свой прагматизм и свои внешнеполитические амбиции. А. Бабакан открыто заявил о необходимости добиться приема Турции в Европейский союз к концу каденции нынешнего правительства Р. Эрдогана, то есть через 4—5 лет. Насколько эта цель реалистична? Однако она поставлена, и Турция будет наращивать свои усилия по демократизации своей политической системы и внутреннего законодательства. На пути в Европу, однако, сохраняются препятствия: позиция отдельных членов ЕС, армянское лобби и греко-кипрская проблема. По-прежнему остается вопрос: будет ли Европа Европой после вступления туда мусульманской Турции? Ведь это один из важнейших вопросов европейской идентичности. Столь же открыто А. Бабакан заявил о многолетних связях Анкары с Тель-Авивом. Такое заявление следует оценивать как активизацию усилий турецкой дипломатии по урегулированию отношений Израиля с палестинской стороной и арабскими государствами, прежде всего Сирией и Ливаном. Однако и в этой сфере возникают вопросы. Главный из них, какова будет реакция турецких избирателей-мусульман, отдавших большинство голосов Партии справедливости и развития, на открытые контакты Турции с Израилем. Новый акцент виден и в прямом признании министром того факта, что турецкие войска и гражданский персонал остаются в Афганистане надолго. Это может означать, что Турция апробирует и продвигает свой потенциал миротворца в мусульманской стране. Миротворческие услуги становятся товаром в современной дипломатии или этот вектор политики задан не в Анкаре? Нас также волнует вопрос, какие акценты новый министр расставит на российском направлении. В скором времени ожидается оглашение позиции главы МИД и в отношении перспектив развития исламского мира.

Независимо от ответов на поставленные вопросы, А. Бабакан разрабатывает свой дипломатический «почерк» и предлагает международному сообществу ряд инициатив и проектов, которые будут реализованы в ближайшем будущем. Они, без сомнений, окажут влияние на международные отношения в регионе Ближнего Востока, в бассейнах Средиземного и Черного морей и на южных флангах СНГ.

Примечания:

1. CV of Minister of Foreign Affairs Ali Babacan/ Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs // www.mfa.gov.tr

2. Ibid.

3. Babacan starts work faced with a heavy schedule / Turkish Daily News September 01, 2007 // www.turkishdailynews.com.tr/

4. Speech Delivered by H.E. Ali Babacan, Minister of Foreign Affairs of Turkey, at the Chicago Council on Global Affairs, 20 September 2007. “Turkey, EU and US: What does the Future hold?” / Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs // www.mfa.gov.tr/mfa/

5. PM Olmert meets Turkish Foreign Minister Babacan. 8 October 2007/ Israel Ministry of Foreign Affairs // www.mfa.gov.il/MFA/Government/Communiques/2007/PM+Olmert+meets+T... ; Babacan expects answer for the Israeli operation over Syria / Turkish Daily News. October 9, 2007 // www.turkishdailynews.com.tr/article.php?enewsid=85561 ; Рош а-мэмшала нифгаш им сар а-хуц а-турки Бабакан. 08/10/2007 / Мисрад рош а-мэмшала // www.pmo.gov.il/PMO/Communication/EventsDiary/eventturk081007.htm?Dis...

6. О политике Турции в Афганистане А. Бабакан подробно говорил в стенах ООН 23 сентября 2007 г. в Нью-Йорке. В частности, он подчеркнул: «Мы все должны быть готовы к долгосрочному вовлечению в Афганистане. Мы обязаны приготовить парламенты и общественное мнение к такому повороту событий. Стратегия хирургического вмешательства слишком проста». — Speech of Ali Babacan, Minister of Foreign Affairs at the Meeting About Afghanistan with the Co-Chairmanship of the UN Secretary General Ban ki-Moon and President of Afghanistan Hamid Karzai, 23 Eylul 2007, New York/ Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs // www.mfa.gov.tr/mfa/

7. Speech Delievered by H.E. Ali Babacan, Minister of Foreign Affairs of Turkey, at the University of Chicago, 21 September 2007. “Turkish Foreign Policy: Orientations, Priorities and Issues” / Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs // www.mfa.gov.tr/mfa/

8. Ibid.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2503/">ISLAMRF.RU: Новые акценты старой политики: дипломатия министра иностранных дел Турции Али Бабакана</a>