RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Братство Cестер

11.04.2013 16:47

В большой политической игре и попытках отделить агнцев от козлищ мировые лидеры забывают о простых человеческих ценностях. Кто-то делит мир на Юг и Север, Восток и Запад, диктаторов и либералов-демократов, при этом разного рода меньшинства на обоих полушариях отстаивают свои законные права. В этой гонке все забыли о молчаливом женском «меньшинстве», которое имеет равные права лишь на словах. А тем временем политический феминизм набирает обороты.

27 марта в прямом эфире телеканал Аль-Джазира транслировал 24 Саммит Лиги Арабских Государств в г. Дохе. Я с вниманием и огромным интересом смотрела вступительные речи эмира Катара Хамада бен Халифа Аль Тани, нынешнего президента Египта Мохаммада Морси, лидера Организации Освобождения Палестины Махмуда Аббаса и других участников.

На этом саммите, как и ожидалось, место Сирии в Лиге Арабских Государств было предоставлено Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции, и кроме того было принято решение, позволяющее  странами-членами Лиги оказывать военную помощь повстанцам, воюющим против армии Башара Асада.

Мысленно я соглашалась с ними (об этом речь пойдет ниже) относительно того, что сирийской войне пора положить конец, форсировав этот процесс.

Не заставив себя долго ждать, последовал вполне логичный ответ Министерства иностранных дел России. Официальный представитель МИД РФ осудил принятые решения следующим образом.

 «В международно-правовом плане принятые Лигой решения по Сирии противоправны и несостоятельны, поскольку Правительство Сирийской Арабской Республики было и остается законным представителем государства-члена ООН. Они полностью противоречат тем общим пониманиям о необходимости мирного политического урегулирования в Сирии и путях его достижения, которые были зафиксированы, прежде всего, в Женевском коммюнике по итогам заседания «Группы действий» по Сирии 30 июня 2012 года с участием Генсекретаря ЛАГ и ряда членов Лиги, включая Катар. В Коммюнике, как известно, говорится о содействии достижению договоренностей между сирийским правительством и всеми оппозиционными группами, а не о том, чтобы противопоставить законному Правительству Сирии иную структуру, легитимность которой утверждалась бы внешними сторонами», – говорится в заявлении. [1]

Эти слова, в моем личном представлении, также звучат абсолютно убедительно и справедливо. Таким образом, в мире сформировались лагеря «своих» и «чужих», каждый из которых отстаивает приоритет быть правым. Мое сознание и человеческая позиция безуспешно разрывались между теми и другими, что и подтолкнуло к написанию этих строк. Предлагаю ниже рассмотреть положение каждого из ключевых игроков ближневосточной схватки и выводы относительно того, кто же «прав».

С одной стороны, Россия совершенно обосновано опасается распространения Арабской Весны на Центральную Азию, а вслед за этим и на саму Россию. Такое будущее сулило бы нашей стране огромные проблемы, и для этого есть логические предпосылки. Во-первых, россияне страдают от неравного распределения доходов от нефтедобычи и отсутствия реально функционирующих институтов гражданского общества. Во-вторых, в стране растет этнический национализм и противоречия между представителями разных конфессий. Беспрецедентный рост числа иммигрантов-мусульман из Центральной Азии с одной стороны обостряет напряженность, а с другой наблюдается полная зависимость экономики страны от этого потока рабочей силы. Словом, доберись до России Арабская Весна, это будет полный экономический и гуманитарный коллапс.

Справедливости ради стоит задаться следующим вопросом. Вместо того чтобы пытаться остановить распространение нестабильности таким способом, не стоит заняться нашим Служителям Государства проведением социальных реформ, равномерным распределением благ и интеграцией и адаптацией иммигрантов? Если страна будет пребывать в состоянии экономической стабильности и социальной справедливости, неужели наши люди захотят с оружием в руках воевать против властей?

С другой стороны, политическое руководство России страдает от глубокого психологического кризиса, вызванного действиями США в регионе, непосредственно соседствующем с Россией. Принято считать, что именно США стояли за т.н. цветными революциями, грузинской войной и усилением движения Талибан в Афганистане. Также не стоит забывать о войне в Ираке и распространении НАТО на Восток. При этом сами Соединенные Штаты территориально находятся на другом континенте! И вся их плодовитая деятельность по распространению демократии в конечном итоге становится заботой России. Вот и на Ближнем Востоке Россия автоматически противопоставляет себя западным силам. Хотя автор этих строк уверен, что за политическим пробуждением в арабском мире стоят широкие массы, которые устали терпеть свое правительство, а вовсе не коварные силы Запада. Просто США вовремя среагировали и пошли на сотрудничество.

И последнее, но не менее важное замечание. В сирийском конфликте Россия защищает верховенство международного права. Современная система управления международными процессами была сформирована странами-победителями Второй мировой войны. Она зиждется на паритете нескольких «законных» обладателей ядерного оружия, на неприкосновенности государственных границ, начерченных в результате окончания Второй мировой войны, а также на механизмах ООН – в первую очередь на решениях Совета Безопасности, постоянными представителями которого являются те самые пять законных обладателей ядерного оружия. Эти механизмы международного регулирования эффективно выполняли свою роль. На протяжении 60 лет после 1945 года в мире были лишь локальные конфликты, которые в свою очередь разрешались в рамках противостояния СССР и США. В частности «арабский мир» выступал вассалом Советского Союза, куда из страны Советов сливались огромные ресурсы.

Амбиции КНР обусловлены экономическими интересами. По большому счету для Коммунистической Партии Китая все равно, кто придет к власти – Китаю мало угрожает сепаратизм уйгуров-мусульман. Прячась за широкой спиной России и соглашаясь со всеми ее решениями, Китай выжидает, когда закончится конфликт, чтобы распространить свое экономическое присутствие. Но в целом позиция КНР пассивна и объясняется стратегическим союзом с Россией. Тем не менее, КНР обладает правом вето в Совете Безопасности ООН, который все еще остается действующим органом.

Но существующий порядок вещей уходит в прошлое! Мир меняется, появляются новые центры силы. Один из них – ближневосточный. Сейчас Катар и Саудовская Аравия претендуют на то, чтобы стать игроками, определяющими будущее региона. Почему, собственно, нет? Почему какие-то третьи страны определяют правила, по которым должен жить регион и настаивать на «невмешательстве во внутренние дела государства»? В конечном счете, государственные границы между странами были проведены случайным образом в результате развала колониального мироустройства, т.е. они были навязаны извне, а не являлись итогом консенсуса между местными правителями. Наиболее взрывоопасными в этом плане как раз таки являются государственные границы в Леванте: Израиль, Иордания, Ливан, Палестина, Сирия. Их просто не существовало до Первой мировой войны. Намного древнее, логически обоснованней  и легитимней выглядит идея панарабизма, существовавшая еще со времен Пророка. 

Являясь потомками Пророка, монархи Персидского залива обладают, по их мнению, достаточными материальными и идеологическими ресурсами, чтобы заявить свое право на доминирование в регионе и оспорить идею верховенства международного права, которое можно назвать справедливым лишь относительно. К тому же в отличие от них, Башар Асад не унаследовал власть как монарх и не был избран народом. К власти его привел отец и предыдущий президент, Хафез Асад, который в свою очередь стал правителем в результате военного переворота. Поэтому то, что ООН и Россия признают руководство Сирии в качестве законного правительства, еще ни о чем не говорит. Башар Асад утратил свою легитимность в лице арабского сообщества.  Теперь это сообщество хочет решать само, кто уйдет, а кто останется; и ни у России, ни у США нет права брать на себя ответственность говорить за арабские страны. С этим сложно поспорить.

Иран, в принципе соглашаясь с тезисом о несправедливости современного мира, по-своему рассматривает сирийское руководство. Со времен Персидской монархии Иран ощущает угрозу от соседей в связи с тем, что Иранцы – шииты и говорят на другом языке, нежели арабы. Эти националистические настроения подталкивают Иран к поддержке алавитов в Сирии. Но это только одна сторона медали.

Международное сообщество наложило на Иран экономические санкции, не позволяющие стране достойно развиваться, не смотря на очень высокий технологический потенциал и наличие колоссальных нефтегазовых ресурсов. В случае, если ситуация в Сирии будет развивать по сценарию персидских монархий, Иран окажется в еще более жесткой международной изоляции. Считаю важным отметить, что 16 разведывательных агентств США, среди которых ЦРУ, заявили, что Иран НЕ предпринимает попыток к разработке ядерного оружия[2], в чем его обвиняют. Но если бы даже предпринимал? Во-первых, ядерным оружием «незаконно» владеют Израиль, Индия, Пакистан и КНДР. Международное сообщество не думает накладывать экономические санкции на первые три из этих стран, включая Израиль, который позиционируется как враг номер один для Ирана. Во-вторых, опять-таки на каких основаниях Россия, США, Китай, Великобритания и Франция приняли решение, что обладают эксклюзивным правом на владение ядерным оружием? Налицо лицемерие мирового сообщества и набившие оскомину двойные стандарты. Именно политика сильных мира сего повинна в радикализации Ирана, которому приходится отбиваться. Поэтому Иран, несмотря на протесты США в адрес Ирака, продолжает через территорию последнего снабжать режим Асада боевиками и оружием.

Кстати, чтобы могло сейчас случиться с Ираком, если бы США не устроили там войну за демократию? Возможно, Саддам Хуссейн в итоге бы кончил также плохо, как Моаммар Каддафи.

Турция географически, экономически и политически находится в таком положении, что от нее многое зависит. Во-первых, эта страна как территориально, так и культурно соединяет Запад и Восток, апеллируя к временам Блистательной Порты, султаны которой были наиболее терпимыми в религиозных и национальных вопросах. Во-вторых, Турция – это вторая по численности и вооружению армия НАТО. В третьих, непрерывно растущий экономический потенциал (особенно на фоне экономического и системного кризиса ЕС) также позволяет Турции усомниться в справедливости мирового порядка.

В последнее время на счету Турции много внешнеполитических побед. Несмотря на то, что Асад был давним союзником Анкары, ставка была сделана на требующие справедливости массы. Турция приняла на своей территории 150 тыс. сирийских беженцев, и это число продолжает расти. Не углубляясь в прошлое отношений правительства Турции с курдами, стоит отметить, что сегодня ведется политика по нормализации отношений не только с турецкими, но и иракскими курдами. Это объясняется тем, что после завершения конфликта в Сирии, сирийские вооруженные курды направили бы все свои силы на «освобождение своих братьев от тюркского гнета».  

Другим важным партнером Анкары был, и по сути остается, Тель-Авив. В отношениях с Израилем турецкое правительство проявило несгибаемую жесткость, вынудив  Беньямина Нетаньяху извиняться за инцидент 2010 года с турецким судном «Мави Мармара» (не важно, чья это была вина). Знал бы Нетаньяху, где упадет, соломки бы подостлал. Но никто не предрекал Арабской Весны в мае 2010 года, всего за полгода до ее наступления. Возвращаясь к извинениям Биби, это – большая политическая победа для Реджепа Таййипа Эрдогана, и унизительный провал для Нетаньяху. Никогда еще в истории не приходилось сионистскому Израилю извиняться за свои гораздо более масштабные преступления. И удивительно, что извинения были принесены при политическом давлении Вашингтона, который до прихода Барака Обамы всегда покрывал любую эксцентричную выходку Израиля. Это доказывает, что США на данном этапе стараются вести себя максимально сбалансировано и аккуратно.

Израиль как ни пытался, в этот раз не смог дистанцироваться от вовлечения в конфликт. Привычным было бы для него сыграть на противоречиях соседей и позволить им перебить друг друга, выйдя победителем. Но слишком много турбулентных нелинейных событий. Гордый Тель-Авив признал свою зависимость от Анкары, потому что после окончания вооруженного противостояния в Сирии боевики отправились бы (или отправятся) освобождать Аль-Кудс Аль-Шариф – Иерусалим. Турция сегодня – единственная потенциальная точка опоры для Израиля. В любом случае, с учетом сегодняшних тенденций, Израиль уже никогда не будет пользоваться той вседозволенностью, как делал это раньше. Автор этих строк выражает искреннюю надежду, что последний день правления сионистов в Израиле станет и последним днем Палестинской Национальной Администрации и власти Махмуда Аббаса. Последний не побеждал на выборах, не является наследником монарха, так почему же мир признает его законным лидером? Я считаю, что он такой же недопрезидент, как и сегодняшняя Палестина – недогосударство. При всем моем искреннем отношении и любви к Палестинцам и их родине, Аббас не сделал ничего, чтобы Палестинцам стало легче жить. Сегодня это понимают абсолютно все палестинцы, и сам Абу Мазен в первую очередь. Именно поэтому он пытается заручиться поддержкой международного сообщества, продолжая выбивать деньги из доноров на Западе и на Востоке, что хоть как-то позволит продлить его пребывание во власти.

Из государств, переживших острейшую стадию своей Арабской Весны, выделяется Египет. Его внешняя политика не была самостоятельной со времен смерти Гамаля Абдель Насера и подписания Кэмп-Дэвидских соглашений. Сегодня Мохаммад Морси продемонстрировал, что обладает самостоятельностью и политической волей. Он не попал в зависимость Катара, Саудовской Аравии, Ирана, США или России. Также Египет оградил себя от прямой открытой поддержки движения Хамас и вовлечения Египта в конфликт с Израилем. Браво!

Государственный канал Россия-24 в специальном репортаже 30 марта сравнил Египет с «Германией 30-х годов»[3], демонстрируя как египетские христиане, спасаясь бегством, просят убежища от кровожадных мусульман у российского правительства. Сравнивать чьи-либо действия с «Германией 30-х годов» – это дешевый и тривиальный популизм, есть и более свежие примеры. Но во-первых, в отличие от Германии, нацизм – это не провозглашенная политическим руководством Египта доктрина. Напротив, новые власти неоднократно заявляли, что не поощряют подобного – в соответствии с традициями Ислама. Во-вторых, из страны бегут не только христиане. В Египте 90% мусульман и 10% христиан[4]. В пропорциональном соотношении число покинувших Египет христиан и мусульман с начала революции примерно равно, что вполне нормально: революция – это та же война, только внутри государства, и военные преступления – это цена которую приходится платить. Будем надеяться, что со временем все придет в норму.

Что касается самой России, подобные репортажи делаются для внутреннего потребления, чтобы показать гражданам, какая Россия толерантная и мирная. Но эффект будет обратный: сравнивая Братьев Мусульман в Египте с фашистами, они только усиливают внутрироссийские конфессиональные противоречия и ксенофобию. С другой стороны весь Ближний Восток сейчас обращает взоры на действия нашей страны, и такого рода заявления в эру информационных технологий разлетаются по миру в секунды. Подобная бездарная информационная тактика и желание заработать политических очков на чьей-то трагедии неимоверно вредят имиджу государства. Пример: идеолог Братьев Мусульман Шейх Кардави назвал Россию врагом Ислама номер один.

 

Выводы

Получается, что в Сирийском конфликте все стороны по-своему правы. Эту войну можно назвать как угодно, но только не гражданской. Из внутреннего конфликта она превратилась в площадку, где друг другу противостоят множество политических государственных и негосударственных сил. Эти силы снабжают противоборствующие стороны в конфликте оружием и наемниками. Не менее ожесточенная борьба ведется в информационной сфере. Все они спорят о том, кого Господь Бог наделил эксклюзивным правом быть мировым полицейским и решать, по каким законам жить в этом мире. Каждый тянет одеяло на себя.

Никто не позаботился спросить, что думают по этому поводу женщины. Но ведь женщины не меньшинство, они – половина населения Сирии и планеты! Женщины не борются за абстрактную справедливость, не швыряют гранаты за мир во всем мире, не делят сферы стратегических интересов. Но они рожают солдат – матери приносят в этот мир детей, чтобы тех потом убили на войне по распоряжению нескольких десятков кровавых тиранов. За что?

Я призываю всех женщин (и некоторых мужчин), которые читают эти строки, к идеологической солидарности в любом конфликте с женщинами, к женскому братству и к настоящему миру! Несомненно, революции нужны. Они восстанавливают баланс и справедливость, как в стране, так и в МИРЕ. Но этот мир такой многомерный. Кто-то делит его на своих и чужих, мусульман и немусульман, черных и белых, бедных и богатых, порабощенных и поработителей. Кто-то всегда оказывается в меньшинстве и борется за свои права. Но равные права – это не только возможность ходить на выборы. Это и право отстаивать свое мировоззрение. Для женщины – это в первую очередь право на безопасность, право на уют и кров семейного очага, а также гарантия жизни для будущего потомства. Бог создал женщину равной мужчине, так почему женщинам приходится поставлять пушечное мясо для конфликтов, в которых они не заинтересованы? Количество погибших в Сирии по разным данным составляет 70-100 тыс. человек. И каждый из них был выношен и вскормлен женщиной не для того, чтобы быть убитым из-за чьих-то амбиций. Пожалуйста, давайте иногда смотреть на мир глазами женщины. Пусть очередная политическая Весна будет Женской Весной.  

 

Автор: Карина Файзуллина, Университет Эксетера (Великобритания)



[1] Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича о решениях саммита ЛАГ по Сирии, 27 марта 2013 года, сайт МИД РФ http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/716995BF2773B52544257B3B00400371

[2] ‘U.S. Agencies See No Move by Iran to Build a Bomb’, by James Risen and Mark Mazzetti,

published: February 24, 2012, New York Times http://www.nytimes.com/2012/02/25/world/middleeast/us-agencies-see-no-move-by-iran-to-build-a-bomb.html?_r=1&

[4] Согласно данных ЦРУ. Egypt, The World Factbook, Central Intellegence Agency, https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/26996/">ISLAMRF.RU: Братство Cестер</a>