RSS | PDA | Архив   Вторник 25 Сентябрь 2018 | 1433 х.
 

Исламское образование в независимой Украине: достижения и перспективы

29.04.2013 15:42

Вопросы исламского образования в Украине уже длительное время волнуют многих представителей как самих исламских организаций, так и широкой общественности. Интерес к этой теме, возникший уже в начале 1990?х годов, проявился в целом ряде проектов, нашедших свое логическое завершение. Однако очень многие вопросы так и остались открытыми, ожидая дальнейших, стратегически продуманных шагов.

Доказательством все растущего интереса мусульманских организаций к этой теме может служить и недавняя международная конференция, прошедшая в Киеве («Исламское религиозное образование в светских обществах», 5 октября 2012), и активизация некоторых образовательных институций, и репрезентация подобной тематики на исламоведческих и педагогических семинарах [1] .

В первую очередь необходимо осознать, какие перспективы открываются перед исламским образованием конкретно в украинских реалиях. В определенном смысле возможности развития исламских образовательных институций зависят и от внешних, и от внутренних факторов. К первым, в частности, следует отнести особенности украинского законодательства и общую позицию власти (как центральной, так и местной). «Внутренними факторами» в этом случае можно считать ресурсы самих мусульманских организаций, их позицию относительно духовно-просветительской работы. Задачи, возникающие сегодня перед системой мусульманского образования в Украине, в целом понятны: это и подготовка имамов разных уровней, и выпуск будущих лидеров общин, и просвещение молодежи, и воспитание ученых, могущих дать надлежащие религиозные ответы на актуальные проблемы исламской общины. Предоставить украинским мусульманам такие возможности может не только начальное или среднее исламское образование, но и высшее, развитие которого является, судя по всему, одним из важнейших вопросов для духовных управлений Украины.

Как и в некоторых других регионах СНГ, история исламского образования в Украине может быть разделена на два периода: до 1920?х годов прошлого века, т. е. до начала государственной «борьбы с религией», и с начала 1990?х годов — периода исламского возрождения. Украинские реалии усугубляются еще и трагическими событиями 1944 года, когда абсолютное большинство мусульман (а именно крымских татар) было вывезено из Крыма. Поэтому полуостров, находящийся с 1954 года в составе УССР, а позднее независимой Украины, в начале 1990?х годов переживал становление религиозных институций практически «с нуля». Не стали исключением и другие регионы Украины — любая исламская активность (в том числе и образовательная) пресекалась в Киеве, Одессе, Харькове и других крупных городах.

Наиболее ранние сведения об исламском образовании на территории Украины (в Крыму) находим еще во времена правления хана Узбека (1313–1341), построившего первое медресе. В тот период образовательными центрами, как и в остальных частях исламского мира, были мечети, где собирали учеников наиболее видные местные ученые, а также гости из других регионов. По свидетельству Ахмада аль-Крыми (ум. 1446), ученика известного правоведа Шараф бин Камаля аль-Крыми (ум. 1441), в XIV веке в Крыму трудилось «более трех сотен» ученых, писавших собственные труды и готовящих учеников. Наконец, в 1550 году возле Бахчисарая появилось известнейшее Зынджырылы медресе («Медресе с цепью»), по праву считающееся первым высшим исламским учебным заведением Восточной Европы. Несколько школ, по свидетельству османского путешественника Эвлия Челеби (1611–1682), находилось и в «крымском Стамбуле» — городе Кафе (совр. Феодосия). Начальные мусульманские школы действовали и в Аккермане (совр. Белгород-Днестровский в Одесской области), находящемся под властью Османской империи с 1484 по 1812 года. Территория Украины дала исламскому миру целую плеяду выдающихся ученых, получавших образование у себя на родине: того же ханафитского правоведа Шарафа аль-Крыми (ум. 1441), написавшего популярный в свое время комментарий к Манар аль-Анвар ан-Насафи, лексикографа Абу ль-Бака аль-Кафауви (1619–1682/1683), автора известнейшего словаря аль-Куллийят , Мухаммада аль-Аккирмани аль-Кафауви (ум. 1761), мыслителя и хадисоведа. Эти традиции продолжались и после присоединения Крыма к России (в 1783 году), в частности благодаря усилиям известного татарского просветителя Исмаила Гаспринского (1851–1914). Однако политика советской власти, завершившаяся депортацией крымскотатарского народа 1944 года, оставила эти достижения в прошлом.

Как отмечалось выше, возрождение исламского образования в регионе происходило уже в условиях независимой Украины. Отметим, что украинское законодательство в целом довольно либерально относится к созданию подобных институтов. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (1991, с дополнениями вплоть до 2009) рассматривает эту возможность так: «Религиозные организации вправе в соответствии со своими внутренними установками создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого помещения, принадлежащие им или предоставляющиеся в пользование. Преподаватели религиозных вероучений и религиозные проповедники обязаны воспитывать своих слушателей в духе терпимости и уважения к гражданам, которые не исповедуют религии, и к верующим других вероисповеданий» [2] . В случае с высшим образованием эта и ряд других норм дают возможность всем зарегистрированным религиозным организациям идти двумя путями: либо создавать учебные заведения, дипломы которых будут признаваться исключительно в их среде, либо получать государственную аккредитацию и выдавать диплом стандартного образца.

Новые возможности появились после 2005 го­?
да, когда Министерство образования и науки Украины специальным постановлением дало возможность выпускать бакалавров, специалистов и магистров по специальности «теология». Уточнения 2011 года (постановление Кабинета министров Украины от 17 марта) обязывают указывать конкретную концессионную направленность теологии. Для того чтобы студент мог получить, например, магистра теологии, ему необходимо иметь базовое филосо