RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Исламские вузы постсоветского Дагестана в международных образовательных сетях

05.05.2008 15:13

А.Р. Наврузов,
к.и.н., доцент ДГУ (Махачкала)


В начале 1990-х годов в Дагестане появились десятки конкурирующих местных и зарубежных исламских образовательных институтов. Каждый из них претендует на обучение «истинному исламу», обвиняя своих соперников в искажении норм ислама, а некоторые и в неверии (куфр). Возникли многоуровневые сети исламской школы: начальные мактабы, средние мадраса и вузы (институты, университеты, академии). После 1999 г. все зарубежные образовательные учреждения, были прикрыты, остались только местные исламские вузы. Если мактабы и мадраса существовали в Дагестане до 30-х годов ХХ в., то исламские вузы представляют здесь новое явление. Цель настоящей работы – рассмотреть именно эти новые формы исламского образования, изучить значение для мусульманских общин Дагестана развития образовательных связей между Северным Кавказом и Ближним Востоком. Основное внимание уделяется взаимодействию и соперничеству местной традиции исламского обучения и глобальными культурно-политическими влияниями. При обилии околонаучных спекуляций про постсоветские мадраса как «школы джихада», эта проблематика пока еще плохо изучена.

Источником настоящей работы стали материалы, собранные автором в исламских вузах Дагестана в ходе интенсивной полевой работы при поддержке Фонда Фольксвагена в 2002-2004 гг. Основным методом исследования были анкеты и неструктурированные интервью. При обследовании были охвачены все действующие в республике 16 исламских вузов, а также закрытые после 1999 г. оппозиционные ваххабитские институты. Для целей данного доклада следует ограничиться сравнительным изучением трех важнейших вузов: Северо-Кавказского Исламского Университета им. Мухаммеда ‘Арифа и Исламского Университета им. Имама аш-Шафи‘и в Махачкале, Исламского Университета им. Имама Аш’ари в Хасавюрте. Все они имеют постоянные связи с зарубежными исламскими вузами Сирии, Египта, Иордании, Туниса. В их программах чувствуется наследие постсоветской школы. Все они имеют государственную регистрацию и лицензию на преподавание.

На примере этих трех вузов я попытался показать, что представляет собой сегодня исламские образовательные сети, как в постсоветском вузе сочетаются элементы мадраса и светской высшей школы, советское наследие и влияния из-за рубежа, как менялось исламское образование после 1991 и 1999 гг. В работе будут также охарактеризованы взаимоотношения преподавателей, студентов и выпускников исламской высшей школы, учебные тексты, язык и методика обучения, оборудование, вопросы финансирования и трудоустройства. Важное место в ней занимает борьба между исламскими центрами и их лидерами.

В республике за последние 15 лет сложилась относительно развитая система религиозного образования. Система негосударственного исламского образования, созданная в Дагестане в постсоветское время, в чем-то копирует раннюю советскую, хотя в ней присутствуют и элементы нового. Она включает пять ступеней:

1. Краткосрочные начальные курсы по изучению основ веры и арабского языка. Начальные курсы не регистрируются и подсчитать их количество нельзя.

2. Примечетные или начальные школы (мактабы)[1] по чтению Корана.

Обучение в начальных школах (мактабах) носит непостоянный, сезонный характер, состав учеников часто меняется. Они стихийно возникают и прекращают свою деятельность, поэтому плохо поддаются учету. Основная цель таких школ – обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Программа мактабов включает основы арабской грамматики (сарф), таджвид ( правила чтения Корана), основ религии (усул ад-дин). Всего по сведениям, полученным из городских и районных администраций РД, в 324 примечетских школах обучаются более 4300 человек.

3. Средние мадраса.

Мадраса в основном функционируют при крупных джума (соборных) и квартальных мечетях республики; в которых преподают в большинстве случаев имамы и будуны (муэдзины) мечетей. Здесь, в отличие от начальных школ, дают основы исламских знаний, учат дольше. Всего в 141 мадраса обучаются более 5400 человек в возрасте от 7 до 25 лет.[2]

4.Исламские вузы (институты, университеты). Всего в Дагестане -16 исламских институтов и университетов, где обучается более 3000 студентов.

5.Филиалы вузов: 52 их филиала – около 3000 студентов

Большинство филиалов имеет к головным вузам формальное отношение, не получают от них средств, литературы; в большинстве случаев аттестационные экзамены в вузе не сдаются. По уровню преподавания филиалы вузов республики можно сравнить со средними мадраса. В филиалах, наряду с выпускниками головных вузов, преподают (и даже возглавляют эти филиалы) имамы мечетей, при которых эти филиалы действуют.

Всего преподавателей в филиалах исламских вузов –136, большинство из них выпускники головных вузов в возрасте до 30 лет.

Анализ, проведенный Комитетом Правительства Республики Дагестан по делам религий (далее КДР), дает следующее представление о преподавательском составе исламских высших учебных заведений республики:

 Всего преподавателей в 16-ти вузах – 178 человек, которые окончили исламские учебные заведения республики или обучались за рубежом, либо являются самоучками. В том числе:

- по уровню духовного образования: 78% - с высшим духовным образованием, в том числе 45 выпускников исламских вузов республики, 22% - со средним духовным образованием.

- по уровню светского образования: 7% – с высшим образованием, 93% со средним и неполным средним образованием.

 По возрастным группам: 42% - преподаватели до 30 лет, 41% - 30-45 лет, 14% - 45-60 лет, 3% - старше 60 лет.

Таким образом, подавляющее большинство преподавателей составляют молодые люди до 40-45 лет, со средним и неполным средним светским образованием, с высшим духовным образованием («домашним» и полученным в основном, в дагестанских вузах). Качественный уровень подготовки в вузах неодинаков. Среди наиболее успешных вузов: Исламский Университет им. Имама Шафии г. Махачкалы, Исламский институт имени имама Навави, Исламский Университет им. Сайпулы Кади г. Буйнакска, Исламский Университет им. Имама Ашари г. Хасавъюрта, Северо-Кавказский Исламский Университет им. Мухаммеда Арипа г. Махачкалы.

Обучение во всех исламских вузах в основном бесплатное, учащиеся за счет вузов обеспечиваются жильем и питанием. Во многих мадраса и вузах принята интернатная система обучения. Приехавшие из дальних селений и городов, живут в общежитиях. Финансирование учебных заведений нерегулярное и разнообразное: частные пожертвования (назр), благотворительность (включая садака), отчисления от заката и вакфных сборов, de facto возродившихся в 90-е годы, банковские кредиты, частичная оплата обучения. Большая часть материальных расходов обеспечивается за счет спонсоров. Среди них такие частные предприятия, как Комбанк «Месед», Торговый дом «Киргу», крупные государственные предприятия Дагэнерго, Морской торговый порт, Сулакэнерго, Дагводоканал, Чиркейгэсстрой и другие, районные и местные администрации, частные лица. Часть помощи от государства, крупных предприятий и зарубежных спонсоров проходит через исламские благотворительные фонды им. С.- М. Абубакарова, Саида Афанди, Хасана Хильми и др.

Некоторые вузы фактически имеют вакфную собственность в виде сельскохозяйственных угодий, поголовий скота, подсобных хозяйств.

Основной контингент студентов школ всех пяти ступеней - подростки и молодежь (в основном юноши) от 12 до 23 лет. В вузах и мадраса городов и поселков городского типа девушки часто составляют от 25 до 30% учащихся. В большинстве горных школ (особенно в аварских и даргинских районах) их нет[3].

Всего в 533 исламских учебных заведениях республики учится более 15700 человек.[4] Количество мута‘аллимов (шакирдов) распределено между четырьмя высшими ступенями: соответственно 27,4%, 34,4% , 19,1% и 19,1%. Эта статистика, недавно опубликованная Комитетом Правительства Республики Дагестан по делам религий (КДР)[5] не учитывает учебные программы, поэтому уровень не всех учебных заведений определен верно. Целый ряд вузов, носящих название институтов и университетов, на самом деле соответствуют уровню мадраса, а некоторые - мактабам. Количество исламских учебных заведений в последние два-три года сильно не меняется. Это свидетельствует о стабилизации всей системы в целом.

Исламские учебные заведения есть в 40 из 42 сельских районов, 9 из 10 городов, причем большинство, как и мечетей, действуют в Западном и Северном Дагестане. Вузы и мадраса сосредоточены в городах.

Ниже предлагается подробное описание трех высших исламских учебных заведений, основанное на полевых материалах автора обзора, материалах КДР, учебных планах и другой текущей документации вузов. Все материалы тщательным образом уточнялись и конкретизировались при личных встречах, интервью и беседах с административным персоналом, преподавателями и студентами исламских учебных заведений. Описание дается по единому общему плану: название института (в случае необходимости с этимологией), адрес и местонахождение, время создания, наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности, регистрация в Главном Управлении Министерства Юстиции Республики Дагестан по Российской Федерации (далее ГУ МЮ РФ) (если имеется), устав, ректор, количество преподавателей и студентов, число филиалов и обучающихся в них мута‘аллимов, продолжительность обучения, учебная программа, учебники и учебные пособия (если известны), связи с шейхами и вирдами суфийских братств, которые действуют в постсоветском Дагестане, другими исламскими институтами, источники финансирования.

1 Исламский Университет им. Имама аш-Шафи‘и в Махачкале (проспект Ленина, 14). Первый раз вуз был лицензирован в Министерстве образования РФ в 1994 г на период до 2001 г. Затем получил государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности №24-0392 на период от 14 мая 2001г. до14 мая 2008 года. Устав зарегистрирован в ГУ МЮ РФ по РД 29 октября 1999 года.

Университет открыт в 1991 г. на базе медресе. Первоначально он носил имя первого дагестанского шейха накшбандийского тариката Мухаммада-Эфенди ал-Яраги, позже был переименован в Институт, а затем Университет им. Имама Шафии – основателя суннитского мазхаба Мухаммада аш-Шафии (ум. в 820).

Ректором является Карачаев Муртузали, проректором – Гаджиев Магомед-Гаджи – оба шейхи накшбандийского тариката (линия Накшбандийа – Халидийа), а Карачаев Муртузали является также ма’зуном шейха Мухаммад Назима Киприотского в Дагестане (с начала 2001 года) Количество преподавателей составляет- 15 человек, 7 из которых – это выпускники данного вуза, а 2 преподавателя закончили медресе в г. Бухаре (Республика Узбекистан). Уровень подготовленности преподавателей в этом вузе на порядок выше, чем в других исламских вузах республики. Все преподаватели являются дагестанцами, хотя до 1998 г. в качестве преподавателей работали и граждане Иордании, Ирака, Сирии, Египта, Алжира.

Количество студентов, обучающихся в вузе, составляет - 240, из которых одна треть - девушки. Университет готовит кадры служителей мусульманского культа, преподавателей гуманитарных дисциплин, имамов мечетей. Преподавание ведется на арабском и русском языках. Имеет 17 филиалов в разных городах и селениях республики, в которых учится 850 студентов.

Университет придерживается линии накшбандийского шейха ‘Абд ар-Рахмана Согратлинского по силсила, идущей через Мухаммада Ярагского (линия Накшбандийа – Халидийа).

Вуз имеет расчетный счет в банке, существует на добровольные пожертвования граждан. Часть доходов поступают в виде арендной платы нескольких помещений, где расположены магазины и кафе. Университет общежития не имеет, но имеет собственное здание, переданное ему решением Правительства РД.

Учебная программа университета разработана Советом алимов и утверждена ректоратом вуза. Студенты изучают следующие дисциплины: Коран, арабский язык, фикх (мусульманская юриспруденция), хадисы (высказывания и поступки пророка Мухаммада), сира ( жанр биографий), акида (основы мусульманской веры), таджвид ( правила чтения Корана), тафсир ( толкование Корана), тасаввуф ( суфизм) и др. Студенты обучаются традиционному суннитскому исламу, на старших курсах их обучают также критике ваххабизма и других экстремистских течений ислама. Светские дисциплины в вузе не изучаются. Как объяснил ректор М.Карачаев, они готовы ввести светские дисциплины в учебную программу, но нет средств для оплаты труда преподавателей. Библиотечный фонд головного вуза в г. Махачкале составляет около 500 книг, в том числе и труды дагестанских суфийских авторов – Джамалутдина ал-Гумуки, Абдурахмана ас-Сугури, Ильяса ал-Цудахари.

Обучение в вузе 7-летнее, бесплатное. Желающие поступать проходят собеседование и могут поступить на 2-годичные подготовительные курсы в медресе. По окончании медресе они поступают на первый курс университета. Занятия в г. Махачкале проходят в двух сменах. На 4-5 курсах студенты проходят практику в качестве помощников имамов в мечетях Дагестана. Кроме этого студенты старших курсов практически применяют свои знания, занимаясь чтением Корана на могилах покойников, участвуя в мавлидах на дому, занимаясь индивидуальным обучением на дому основам ислама, арабского языка. По окончании университета выдается диплом по специальности -- служитель мусульманского культа. Состоялось шесть выпусков университета – всего около 120 человек, которые работают преподавателями в медресе, имамами и их помощниками в разных мечетях республики. По национальному составу студенты представляют все основные народы Дагестана, по территориальному признаку они являются выходцами из различных городов и районов. Подбор студентов не осуществляется исходя из их отношения к тарикату. В вузе обучаются студенты, являющиеся муридами более десяти шейхов таких, как Магомеда-Гаджи Гаджиев, Серажутдин Исрафилов, Магомед-Мухтара Бабатов, Муртузали Карачаев и др. Никто никого не принуждает принимать вирд-здесь это считается делом сугубо индивидуальным, ведь человек берет на себя дополнительные религиозные обязанности . Исходя из того, что выбор суфийского пути должен быть осознанным, в вузе не рекомендуют желающим студентам принимать вирд с первого курса. Они вначале обучаются основам ислама. Если кто твердо решил принимать вирд, то это делает на старших курсах. Кого выберет студент в качестве своего шейха – это его личное дело. Никаких конфликтов между студентами, являющимися мюридами разных шейхов, никогда не происходило

Ректор исламского вуза Муртазали Карачаев особое внимание обращает на то, чтобы не только обучать основам ислама, но воспитать своих студентов на принципах исламских духовных ценностей. Отвергая экстремизм в любой форме, он считает, что в условиях многонационального и многоконфессионального Дагестана особую опасность представляет идеология и деятельность ваххабитов, которые сеют вражду и ненависть между единоверцами.

2. Исламский Университет им. имама Аш’ари в г. Хасавюрт (ул. Буйнакского, 115). Государственная лицензия №24-0259 от 21.07.2002г. Зарегистрирован в ГУ МЮ РФ по РД. Ректор –Мухаммад Дибир Исмаилов. Количество преподавателей составляет – 11 , студентов - 190 (одни юноши). Открыто 5 филиалов Университета, где обучаются 145 человек.. Здание Университета собственное, новой постройки. Есть библиотека с фондом на 1000 книг на арабском языке.

Возраст преподавателей с 1939 г.р. по 1975г.р. (от 28 до 64 лет). Преподают шариат, хадисы, догматику, грамматику арабского языка и другие исламские дисциплины. Более половины преподавателей составляют муриды Тажутдина Ашалинского (ум.11.09.2001г.). Университет придерживается линии шейха Накшбандийа - Махмудийа - Тажутдина Ашалинского и не находится под контролем ДУМД. но поддерживает с ним сносные отношения.

Университет создан для обеспечения реальной возможности получить желающим религиозное высшее и светское общее среднее образование.

Образование в университете может быть, согласно решению ученого Совета как бесплатным, так и платным. Прием в Университет с 14 лет (с 7 лет на подготовительное отделение).

Основными источниками финансирования являются:

-материальные и денежные взносы верующих и учредителя;

-средства, полученные в счет частичной или полной оплаты за обучение;

-средства, полученные от осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

-кредиты банков и иных кредиторов

-добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе и зарубежных.

Выпускники получают специальность (по диплому):

1.Имам – хатиб;

2.Преподаватель исламских наук.

Перечень учебных дисциплин, изучаемых согласно учебному плану Университета им. Аш‘ари:

1. Морфология.2. Синтаксис .3. Арабский язык .4. Риторика.5. Логика. 6.Метрика.7. Богословие. 8. Таджвид. 9. Тафсир. 10.Хадисоведение.11.Основы мусульманского права (ысул ал-фикх) .12. Мусульманское право (фикх) и его подразделения: семейное право и др..13.Этика, суфизм.14. Исламская философия. 15. Арифметика и ее разделы.

Учебные дисциплины, книги и учебные пособия, изучаемые согласно учебному плану Университета им. Аш‘ари распределены по трем образовательным ступеням:

Первую ступень составляют науки и сочинения, которым обучали и изучали дагестанские ученые в прошлом (в досоветский период).

 Вторую ступень - те науки и сочинения, которые были апробированы на практике преподавателями Университета и найдены полезными и легкими для начинающих - они представляют собой сочетание старых книг и новых, которые были написаны в последнее время.

Третья ступень также состоит из старых и новых книг. Все они – и старые и новые - состоят из 15 наук и образуют некое единство. Смысл разделения этих наук на 3 ступени заключается в том, что студент должен изучить все эти книги от начала и до конца. Если студент способный, то он изучает науки, посещая два, три и более уроков в день и, соответственно, работает сразу по двум или трем ступеням одновременно. А если он менее способный, то посещает только один урок в день первой ступени, после окончания которой переходит на вторую и только затем на третью ступень. Все три ступени составлены таким образом, чтобы студент занимался на определенной ступени в соответствии со своими способностями.

Обучение в вузе осуществляется на аварском и арабском языках.

 Суфизм в обучении не навязывается. В Университете обучаются муриды разных шейхов. Книги местных шейхов не изучаются.

По направлению хасавюртовской религиозной общины мусульман в Каире обучаются 8 студентов (университет аль-Азхар)

3. Северо-Кавказский Исламский Университет им. Мухаммеда ‘Арифа. Назван в честь накшбандийского и шазилийского шейха Мухаммада ‘Арифа-афанди ал-Кахи, сына известного шейха Хасана Хилми из Кахиба силсила которого переходит к шейху Саиду - афанди Чиркеевскому. Адрес: Махачкала, ул. Дахадаева, 136. Создан в 1999 г. Лицензия на осуществление преподавательской деятельности получена 24 января 2002 года. №24-0669.Устав утвержден ДУМД 20 декабря 1999 г. и 5 января 2000 г. Университет зарегистрирован в ГУ МЮ РФ по РД

 Ректор - Ахмед-хаджи Абдуллаев, по совместительству муфтий и председатель ДУМД.

В Университете работает 17 штатных преподавателей, кроме того, есть преподаватели – почасовики. В вузе обучается на очной форме обучения 450 студентов. Срок учебы в университете составляет 7 лет-- 2 года на подготовительном отделении, 5 лет вузовского. Есть еще послевузовское обучение -3 года. Обучение ведется на русском и аварском языках. Зачисляют в университет по результатам собеседования, причем зачисление производится после двух месяцев обучения – в ноябре месяце. По словам управляющего делами вуза, абитуриенты без полного среднего образования в университет не принимаются. Университет готовит служителей мусульманского культа.

При вузе функционирует женское отделение (в поселке Сепараторов) -70 человек - программа обучения которого несколько отличается от общей программы вуза.

При университете также имеется медресе (около 150 учащихся) и вечернее отделение (около100 человек). Общее количество обучающихся составляет 770человек.

Занятия на дневном отделении проводятся с 8 часов до 12 часов 30 минут. После обеда со студентами проводится спортивно-воспитательная работа. Занятия на вечернем отделении проводятся с 18 часов. В вузе обучаются студенты практически со всех регионов республики. Есть также студенты из Чеченской республики, Закатальского района Республики Азербайджан и Республики Татарстан. (В Башкирию, Татарстан и др.регионы специально направляются определенные неофициальные люди, чтобы агитировать поступать в дагестанские исламские вузы ).

 С 2004 учебного года руководство университета ввело преподавание светских дисциплин: русского язык, социология, политология, правоведение, социальная педагогика, английский язык, информатика, география арабских стран, психология, история Дагестана и др. для чего привлечены преподаватели Дагестанского государственного Университета и других светских вузов республики - для этого специально создана кафедра гуманитарных дисциплин.

Учебный процесс организован в помещениях общей площадью 4320 кв.м. В составе используемых помещений имеются лекционные аудитории для практических занятий, читальный зал, актовый зал, спортзал, компьютерный класс. Университет своего сайта не имеет, но активно пользуется сайтом ДУМД. Религиозная организация обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями. Общий фонд библиотеки религиозной организации составляет 870 экземпляров, в том числе -40 экземпляров учебно-методической литературы, фонетики и видеотеки-25 единиц.

Учебная программа составлена Духовным Управлением Мусульман Дагестана (далее ДУМД) и утверждена Советом Алимов ДУМД. В соответствии с программой абитуриенты на подготовительном отделении изучают следующие предметы:

Подготовительный курс (2 года):

1.Основы ислама.2.Арабский язык (морфология) 3. Арабский язык (синтаксис). 4.Этика. 5.Жизнеописание Пророка.6.Правила чтения Корана.7.Каллиграфия. 8.Заучивание Корана.9.Русский язык.

Предметы, изучаемые с 1-по 5 курсы университета:

1.Синтаксис. 2.Морфология. 3.Мусульманское право. 4.Этика. (Суфизм). 6. Сира. 7. Заучивание Корана.8.Русский язык. 9.Информатика.10. Догматика (акида) 11. Суфизм.12Логика.13.Ораторское искусство 14.Наука определения времени по лунному календарю. 15. Русский язык и культура речи.17.Английский язык.16.История Дагестана.18.Хадисы.19.Коранические науки.20.География арабских стран.21.Правоведение.22.Социальная педагогика. 23.Тафсир.24.Основы мусульманского права (фикх).25.Риторика. 26.Социология.27. Астрономия.28.История исламского законодательства. 29.Суфизм в Дагестане.30.Политология.31.Методика преподавания арабского языка в школе.

Университет придерживается линии шейха накшбандийского и шазилийского тарикатов Саида-афанди Чиркеевского.

Источниками финансирования деятельности университета являются: - материальные и денежные взносы верующих (т.е. садака - А.Н.) в виде частичной оплаты за учебу; - средства, полученные от осуществления различных видов деятельности; - кредиты банков и иные кредиты; - добровольные пожертвования (т.е. назр -- А.Н.) и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе и зарубежных; - другие источники, не запрещенные законодательством”.

 В исламских учебных заведениях особое внимание уделяется морально-нравственному воспитанию студентов. В исламских вузах культивируется уважительное отношение студентов друг к другу, отсутствуют проблемы наркомании, алкоголизма, сквернословия, курения, преступности. В этом отношении исламские учебные заведения на порядок выше светских вузов республики. В тоже время, даже по прошествии столь короткого периода времени достаточно четко выявились основные проблемы, испытываемые дагестанскими исламскими учебными заведениями.

Большая часть исламских вузов, нарушая существующее законодательство, ведет образовательную деятельность без лицензии --только 8 из них на сегодняшний день лицензированы. У двух вузов закончился срок действия. В лицензированных вузах не соблюдаются требования устава и лицензии.

В исламских учебных заведениях нет необходимой материально-технической, учебной базы. Большинству мадраса и вузов не хватает учебного инвентаря и учебной литературы. Ни в одном из учебных заведений всех четырех уровней: пока почти не используются современные технические средства обучения (Интернет, компьютеры, учебное телевидение, лингафонные кабинеты). Из всех исламских вузов наиболее оснащенным технически является Северо-Кавказский Исламский Университет им. Мухаммеда ‘Арифа.

 Сроки обучения твердо не установлены. Обучение в вузах - до 4-6 лет[6], но может затягиваться и на более долгие сроки.

У ряда исламских вузов уже состоялось несколько выпусков. Выпускники устраиваются на работу в сами вузы, их филиалы, преподают в мадраса. Однако у всех вузов есть проблемы с трудоустройством выпускников. Многие выпускники, не имея возможности устроиться на работу, вынуждены вновь поступать на учебу, но уже в светские вузы, чтобы получить еще и светскую специальность

Подготовка кадров имамов мечетей, кади и мударрисов осуществляется в мадраса и вузах. Выпускники одних и тех же мадраса и исламских вузов, в зависимости от прослушанных ими курсов и ступени обучения, на которой они остановились, получают одну из трех специализаций:1)чтец Корана (кари’);2) имам - хатиб, умеющий читать и переводить на родной язык исламскую литературу; 3) алим - “специалист в арабо-мусульманских науках”.

Новым в обучении является активное применение методов джадидийа (джадидов) в обучении арабского языка - использование звукового метода. Если раньше арабский язык изучался по мере изучения тех или иных наук, то теперь вводятся специальные предметы, посвященные изучению фонетического и грамматического строя арабского языка, такие как «Мабда` ал-кира`а», «Ал-арабиййа ли ан-наши`ин», »Талим ал-`арабиййа ли гайри-натикин биха», «Дурус аш-шифахиййа» и др.

В исламских учебных заведениях нет единых общеобразовательных программ. Программы практически всех дагестанских исламских вузов ограничены традиционным кругом исламских гуманитарных дициплин[7], включающий в себя нахве (синтаксис) и сарыф (морфология), таджвид (рецитация Корана), таухид (единобожие), тафсир (толкование Корана), хадисоведение, усул – ал– фикх(основы мусульманского права). Кроме того, в некоторых мадраса и большинстве вузов изучается ряд предметов категории манкулат–фикх шафиитского толка(мусульманское право), калам(догматика), тасаввуф(суфизм). Фикх преподается строго в соответствии с нормами одной правовой школы (мазхаба) Мухаммад ибн Идриса аш-Шафии -- по сочинениям средневековых авторов, в которых не учтены изменения и реалии современной жизни.

Особенностью постсоветских исламских вузов является соединение в их учебных программах традиционных исламских рациональных дисциплин (ма‘кулат) со светскими гуманитарными предметами (история, международные отношения, экономика, страноведение и др.). В некоторых вузах учебные программы включают точные и естественные науки (математику, информатику, основы вычислительной техники).

Обучение в исламских учебных заведениях, как правило, на национальных языках, за исключением четырех вузов, где преподавание ведется и на русском языке: Исламский Университет им. Имама Шафии г. Махачкалы, Исламский Университет им. Сайпулы Кади г. Буйнакска, Северо -Кавказский Исламский Университет им. Мухаммеда Арипа г. Махачкалы, Духовно-гуманитарный институт имени Саидбека Даитова.

Учебные программы исламских учебных заведений, точнее их выполнение, подвергаются критике, как со стороны самих преподавателей, так и со стороны студентов этих вузов[8].

К большому сожалению, светские предметы, включенные в учебные программы большинства дагестанских исламских учебных заведений, на деле являются попросту декларацией, так как преподавание их, как заявлено при получении лицензии, не ведется. Происходит это в силу различных причин - как объективных (отсутствия финансирования), так и субъективных (неприятия или игнорирование так называемых светских наук -- ильм ад-дунья). В сознании исламского студента формируется негативный образ светских наук как синонима никчемных знаний. И, наоборот, в представлении же большинства дагестанцев исламское образование стало увязываться исключительно с зубрежкой арабской грамматики, распеванием мавлидов и чтением Корана наизусть.

Хотя в последнее время наметился положительный сдвиг в этом направлении и предпринимаются решительные шаги, чтобы светские дисциплины (такие как психология, педагогика, экономика, история Дагестана, история России, история Востока, русский язык и литература, иностранные языки, религиоведение и др.) были не только включенными в программы исламских вузов Дагестана, но и на практике там преподавались на достаточно высоком уровне. Для этого для преподавания в исламских вузах приглашаются преподаватели, имеющие большой стаж работы в государственных учебных заведениях. Также налаживается тесное сотрудничество с академическими научно–исследовательскими институтами и соответствующими кафедрами светских государственных учебных заведений по преподаванию данных дисциплин. Например, в Северо-Кавказском исламском Университете (Ректор - Ахмед-хаджи Абдуллаев, по совместительству муфтий и председатель ДУМД) с 2004 года уже функционирует кафедра гуманитарных дисциплин (возглавляет кафедру ХанмагомедовЯ.М., кандидат философских наук, доцент факультета востоковедения Дагестанского государственного университета).

Практически деятельности всех исламских учебных заведений присуща закрытость, в них ощущается атмосфера неприятия чужой, новой и потому непривычной для них системы образования. Дагестанские исламские учебные заведения принципиально не приемлют никаких нововведений в учебных программах и дисциплинах, содержание и методы преподавания которых остаются традиционными. Это связано с тем, что у большинства преподавателей выработалось устойчивое представление о том, что учебные программы дагестанских исламских учебных заведений являются образцовыми и качественно превосходят учебные программы зарубежных исламских вузов. И, поэтому, по их мнению, исламское высшее образование, полученное в Дагестане, ничуть не уступает, а порой даже превосходит уровень образования зарубежных исламских вузов. Такое представление основывается на распространенном в дагестанских религиозных кругах мнении о том ,что в Дагестане ислам сохранился в самой «чистой» форме.

Другой серьезной проблемой сегодняшних дагестанских исламских учебных заведений является отсутствие профессионально подготовленных, квалифицированных кадров. По словам одного из ученых-богословов Ильяса - хаджи Ильясова, «…ни один из ректоров исламских институтов и университетов не имеют высшего или, хотя бы, среднего богословского образования»[9] Абсолютное большинство преподавателей дагестанских исламских учебных заведений, в основном, являются выпускниками тех же дагестанских вузов или медресе или же получили свое образование, обучаясь индивидуально. Более чем, очевидно, что такой уровень явно недостаточен для ведения преподавательской деятельности в вузе.

Несмотря на широкие возможности получения религиозного образования внутри республики, часть дагестанской молодежи по разным причинам предпочитает получение религиозного образования за рубежом. Необходимо отметить, что в 1990-е годы, когда возрождение Ислама в Дагестане достигло своего пика, несколько сотен дагестанских юношей и девушек выехали для обучения в исламских университетах арабских стран (Египет, Судан, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Ирак, Катар, Иордания, Сирия, Тунис), а также в Турцию, Иран, Малайзию и Пакистан. Одной из причин отъезда тогда было неовладевание студентами навыками разговорной арабской речи. В какой-то мере эта проблема находила свое разрешение, когда в исламских вузах преподавали преподаватели-арабы. В таком случае студенты имели высокий уровень лексического запаса, неплохо владели разговорной речью. Однако при этом имело место снижение уровня овладения студентами знаний по базовым предметам – по грамматике, мусульманскому праву и др. Количество выехавших резко сократилось после известных событий в республике 1999 года, тем не менее, и сегодня за рубежом обучается много наших граждан.

Согласно Закону РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» выезд на учебу возможен по направлению ДУМД и согласованию с Комитетом Правительства РД по делам религий. Однако в современных условиях люди все равно имели возможности и выезжали без уведомления (пограничники, руководствуясь соответствующим законодательством РФ, обязаны пропускать через границу людей, имеющих загранпаспорт с проставленной визой – учебной, туристической, гостевой и т.п.). В настоящее время в списке находящихся на обучении граждан -913 фамилий, в списке предположительно вернувшихся – около 400 человек.

Сегодня, по прошествии 15 лет, очевидно, что учеба за рубежом не принесла ожидаемых результатов. Это произошло в силу того, что оставленные без контроля и материальной поддержки большинство из студентов либо вернулись домой, либо занялись бизнесом. Известно, что многие дагестанцы намеренно сдают экзамены неудовлетворительно, оставаясь на одном курсе по нескольку лет, искусственно продлевая таким образом время пребывания в стране для ведения бизнеса.

Выехавшие за границу дагестанцы не имели предварительной договоренности с арабскими вузами, вследствие чего были вынуждены проходить, независимо от уровня знания арабского языка и образования, 4-х годичные подготовительные курсы. Таким образом, чтобы закончить вуз требовалось, как минимум, 9 лет. И, поэтому, многие дагестанцы остались только выпускниками подготовительных курсов.

Дагестанские студенты: особенно выпускники университетов Саудовской Аравии (Мекки и Медины) опасаются или не имеют желания возвращаться на родину в силу того, что в кругу сельчан и знакомых их негласно и необоснованно объявили носителями идей «ваххабизма» и экстремизма. Или они не возвращаются оттуда в силу мрачной перспективы остаться безработными, так как двери как дагестанских государственных вузов, не признающих дипломы арабских вузов, так и исламских учебных заведений, страдающих ксенофобией, для них закрыты[10].

Отличительной особенностью большинства исламских вузов является то, что они находятся под патронажем современных шейхов. Многие из них носят имена известных суфиев. Часть вузов (в г. Буйнакске, с. Комсомольское, п. Чиркей, с. Гергебиль, Исламский институт им. Юсуфхаджи г. Хасавъюрта, Исламский институт им. Саид-Мухаммада Абубакарова г.Хасавъюрта) полностью находится под влиянием тарикатских устазов (учителей). Студенты этих вузов на определенном этапе в обязательном порядке становятся муридами шейха Саида Ацаева Чиркеевского. В Исламском университете им. Сайпулла Кади в сел. Комсомольское имеются также муриды Бадрудина Ботлихского.[11] В Буйнакском Исламском университете около 70% студентов - муриды Арсланали Гамзатова и 30% - Саида Ацаева Чиркеевского. В Исламском институте в сел. Дылым есть незначительная часть муридов других шейхов. В Исламском институте им. Махмуда Афанди сел. Нижний Батлух преподаватели и студенты -- муриды шейхов шазилийского тариката Саида Афанди, Арсланали Афанди, Абдалвахида Афанди, Бадрудина Афанди. В Северо-Кавказском Исламском университете им. Мухаммада Арифа почти все преподаватели и студенты -- муриды Саида Афанди.

На сегодняшний день самыми влиятельными шейхами являются Саид Афанди Ацаев из сел. Чиркей, Мухаммад-Мухтар Бабатов из пос .Кяхулай, Серажудин Исрафилов из сел. Хурик, Мансурил Мухаммад (Кадыров) из села Инхело Ботлихского района, Арсланали Гамзатов из Буйнакска. Только один из существующих исламских вузов-Исламский института им. имама Навави: с. Новосеребряковка Кизлярского района РД не находится под духовным покровительством того или иного шейха. Проблема состоит в том, что некоторые суфийские общины считают истинными шейхами только шейхов своей линии, а другие, согласно их точке зрения, являются «лжешейхами» (муташаййихун) или самозванцами. Вследствие этого, исламские вузы становятся учебными заведениями, конкурирующими между собой на религиозно-идеологическом уровне, что не допустимо.

 В результате проведенного исследования было установлено, что исламские вузы постсоветского Дагестана вписываются в общероссийские и международные образовательные сети через:

1. Акторов-людей: студентов (мута‘аллимы), преподавателей (му‘аллимы), выпускников школ (имамы мечетей, муэдзины, чтецы Корана, ‘алимы), некоторые из которых также учились в российских вузах и за рубежом, куда попадали через участие в хадже, по направлениям дагестанских исламских вузов и по туристическим путевкам.

2. Учебные тексты (включая учебные программы и методики обучения), которые заимствуются исламскими образовательными институтами из российских светских и зарубежных вузов. Сюда входят также виртуальные контакты по Интернету (исламские сайты, чаты и прочее).

3. Институционально. Через отношения с мусульманскими общинами, суфийскими вирдами, местными властями (по линии Комитета по делам религий в дагестанском правительстве), оппозиционными и проправительственными политическими движениями внутри и за пределами России, СМИ.

4. Финансовые и торговые потоки внутри Дагестана, России и из-за рубежа. Особого внимания заслуживают традиционные и новые источники финансирования исламского высшего образования через неофициально возродившиеся вакфы, частные и общественные пожертвования (закят и садака), исламские фонды и банки.

Примечания:

[1]Как известно система легальных мактабов и мадраса в советское время была уничтожена. Нынешние мактабы и мадраса – это сохранившиеся в названии элементы старой системы образования с несколько иным, чем ранее содержанием

[2] Архив Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий

[3] К.М. Ханбабаев (сост.), Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник.Махачкала.2001.С. 101-107.

[4] Архив Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий (далее КДР), папка »Исламские учебные заведения». Автор статьи выражает благодарность зам.председателя КДР К.М.Ханбабаеву, начальнику отдела КДР по связям с администрациями И.Р.Шихзадаевой и главному специалисту КДР Якубову Муртузали за любезно предоставленные материалы.

[5] К.М. Ханбабаев. Религиозное образование в Дагестане // Проблемы поликультурного образования в Дагестане. Махачкала.2002 .С. 117.

[6] Полевые материалы автора; К.М. Ханбабаев, “Религиозное образование в Дагестане”, с. 118.

[7] См. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний .Махачкала, 1997. С. 85. (90а, 90б). Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990. С. 80. См. также А.Р.Шихсаидов, Н.А.Тагирова, Д.Х.Гаджиева. Арабская рукописная книга в Дагестане.Махачкала,2001.М.А.Мусаев.Дагестанское духовенство 60-70-х годов Х1Х века и востание1877 года. Авт. дис. на соискание учен.степ.к.ист.н.Махачкала.2003.

[8] Полевой материал автора.

[9]Цит. по А.Саватеев. «Ваххабит» « ваххабиту» рознь. // «Азия и Африка сегодня».№2,2002.С.6.

[10] Я.Расулов. Проблемы и перспективы исламского образования в Дагестане. // Новое дело.--2003.--№19--.С.12.

[11] Бадрудин (Кадыров_Ботлихский (1919-2002), аварец, проживал в с. Ботлих Ботлихского района. Иджазу накшбандийского тариката получил от Месеясул Мухаммеда Хучадинского, а шазилийского - от Хажиясул Мухаммеда. Имел около 3 тысяч муридов в Нагорном Дагестане, которые после его смерти перешли к Мансурил Мухаммаду из села Инхело Ботлихского района. 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2731/">ISLAMRF.RU: Исламские вузы постсоветского Дагестана в международных образовательных сетях</a>