RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мусульманская молодёжь Германии

07.05.2013 13:13

Исламские молодёжные организации

 

Старое и новое

«Мусульмане, молоды, активны» - таков  слоган одной из многочисленных мусульманских молодёжных организаций Германии, вполне точно отражающий общий настрой юных немецких мусульман. Количество инициатив, программ, объединений, организаций мусульманской молодёжи в ФРГ так велико, что они сложно поддаются подсчёту или квалификации.

Наиболее влиятельными среди них по-прежнему остаются молодёжные проекты таких  крупных исламских организации как «Турецко-исламский союз президиума по вопросам религии» (DITIB), «Исламское сообщество Milli Görüs» (IGMG) или «Объединение исламских культурных центров» (VIKZ). Их главное преимущество – возможность привлекать молодое поколение через мечети. В рядах этих организаций числятся несколько тысяч юных мусульман. Например, около 15 тыс молодых мусульман по всей Европе (80% в Германии) являются членами молодёжного отделения Milli Görüs – «Milli Görüs Jugend».[1]

Исследователи отмечают, однако, что интерес молодёжи к подобным проектам в последние десятилетия заметно спал. Важную роль сыграл тот факт, что традиционные организации недостаточно знакомы с реалиями молодых мусульман. В результате на их место приходят новые молодёжные инициативы, более точно отражающие интересы молодых мусульман и ориентированы на их проблемы. В качестве примера такой новой инициативы можно назвать основанную в 1995 году организацию «Мусульманская молодёжь Германии». Основной упор эта организация делает не на поддержание связей между молодёжью и родиной их родителей, а на программы, которые могут помочь молодым мусульманам найти своё место в немецком обществе. Её цель – с помощью различных мероприятий укрепить немецко-мусульманское самосознание молодых мусульман, помочь им достичь успеха в школе, профессии, семье и религиозных делах. На сегодняшний день в её мероприятиях  принимают участие более 1.000 молодых людей и её популярность только растёт.[2]

И хотя в сравнении с общим (несколько миллионным) числом мусульман в Германии количество членов мусульманских молодёжных организаций кажется не таким уж большим, тем не менее, даже эта, довольно небольшая группа людей своей деятельностью вносит огромный вклад в развитие немецкого общества и ислама в Германии.[3]

 

 «Поп-ислам»

Характеризуя современную мусульманскую культуру Германии, немецкие исламоведы, вдохновлённые журналистом Юлией Герлах, стали говорить о движении «поп-ислам».  Члены организаций, причисляемых к этому течению, характеризуются с одной стороны, как очень религиозные, но с другой - не чуждые символам современной поп-культуры молодые люди. Исламовед Гётц Нордбух с интернет-портала ufuq.de характеризует представителей поп-ислама как «стремящихся к знаниям, хипповых мусульман, считающих себя исключительно немцами». К представителям этого движения относят он проект «StyleIslam»,  мусульманскую социальную сеть «myumma.de», организацию «Мусульманская молодёжь Германии», форум «muslimaaktiv.de», объединение «Islamische Denkfabrik» и частично интернет-сообщество «waymo.de» Центрального Совета Мусульман Германии.[4]

К движению «поп-ислам» относят также и новое, быстро развивающееся объединение «Lifemakers», созданное по образцу одноимённого движения в Египте. У этого движения нет жёсткой структуры, и в зависимости от местных условий в каждой стране она организована по-разному. Цель объединения проста: изменить мир в лучшую сторону. Его представители в Германии  стараются добиться её, организуя обеды для бездомных, или же, например, организуя компьютерные курсы для безработной молодёжи или посещая престарелых. Популярность этого движения среди молодых мусульман и мусульманок в Германии объясняется тем, что оно даёт им возможность соединить их религиозные убеждения и гражданскую позицию воедино. [5]

Стоит отметить, что мусульмане и мусульманские организации неохотно используют понятие поп-ислам, так как считают, что оно звучит слишком поверхностно и не отражает их характер.[6]

 

Студенческие инициативы

Немаловажную роль в жизни современной исламской молодёжи Германии играют объединения мусульман-студентов при университетах. Их цель – защита прав мусульман студентов: борьба с дискриминацией, выделение молебных комнат для студентов-мусульман, внедрение халяльной продукции в  меню университетской столовой. В 2007 году в Бонне был основан Совет мусульманских студентов и академиков, призванный объединить университетские сообщества мусульман разных городов Германии - RAMSA. В настоящий момент Совет включает в себя около 30 студенческих групп и объединений исламских академиков по всей Германии. Основные принципы работы Совета – солидарность, сплочённость и единство студентов-мусульман Германии.[7]  

 

Правительственные инициативы

В то время как обсуждение общих вопросов и проблем мусульман Германии правительством ФРГ была создана «Исламская конференция в Германии», дела исламской молодёжи стали темой специально для этого основанной «Молодой исламской конференции». Эта организация – совместный проект фонда Mercator и Берлинского университета имени Гумбольдта.[8]

В рамках этой организации на федеральном уровне и на уровне отдельных земель регулярно проходят встречи молодых мусульман в возрасте от 17 до 25 лет, семинары, ролевые игры и молодёжные конференции на различные темы, в той или иной мере затрагивающие вопрос, какую роль мусульмане играют в немецком обществе. Участники встреч под опекой политиков стремятся создать идеальную модель плюралистического общества, в котором бы молодые мусульмане заняли бы достойное место. С этой целью они анализируют те проблемы и предрассудки, с которыми мусульмане сталкиваются в повседневной жизни и стараются найти наиболее приемлемые пути разрешения этих проблем.[9]

 

Основные направления деятельности

Среди основных направлений деятельности мусульманских молодёжных организаций можно выделить  культурно-образовательные, развлекательные и социально-политические  проекты, благотворительные проекты, а также инициативы, направленные на развитие межкультурного и межрелигиозного диалога. При мусульманских организациях числится несколько сотен молодёжных спортивных команд (футбольных, баскетбольных, боксёрских, борцовских и проч.), литературных и музыкальных кружков, интернет-сообществ и других объединений по интересам. Молодёжные мусульманские организации организуют многочисленные поездки, встречи, конференции, семинары, игры, дискуссионные клубы. При  этом они стараются посвящать свои мероприятия как можно больше широкому спектру тем: от вопросов развития мусульманского кино до экологических проблем и проблем окружающей среды (этим занимается, например, проект «Эко-мусульмане», цель которого - обратить внимание молодых мусульман на проблемы экологии  и окружающей среды).

 

Организации салафитского толка

Особое место среди молодёжных мусульманских организаций занимают организации салафитского толка, отличающиеся особенно консервативными убеждениями. В последние годы, особенно с 2005 года, активность подобных организаций значительно возросла, они с особым усердием начали кампанию по привлечению новых членов. Свою миссионерскую деятельность они ведут как среди мусульманской, так и не мусульманской молодёжи. Своими пламенными и в то же время доходчивыми речами салафитские деятели (среди которых особенно отмечают Пьера Фогеля и Абу Наги) привлекают молодых людей, переживающих сложные времена становления личности. Для миссионерской деятельности салафиты зачастую используют людей, которые пользуются особым расположением у молодёжи. В последнее время они тесно сотрудничают с репперами, которых удалось привлечь на свою сторону. Превращение этих «плохих парней» в преданных мусульман кажется для многих символом того, что выход  есть из любых, даже самых бесперспективных жизненных ситуаций.[10]

Проводимые салафитами акции до сих пор однако не принесли салафитским организациям особого успеха в поиске новых членов среди молодёжи.  В настоящее время всего несколько тысяч мусульман могут быть отнесены к этому течению. Тем не менее, салафиты достигли хороших результатов на просторах Интернета. По сравнению с другими движениями-представителями альтернативного толкования ислама их интернет-порталы наиболее привлекательны. Молодёжь, ищущая информацию в Интернете с большой долей вероятности может наткнуться на сайты салафитских сообществ.[11]

 

Развитие немецко-исламского самосознания

Юные мусульмане Германии – хоть в большинстве своём и дети мигрантов с Ближнего и Среднего Востока и из Северной Африки, но уже настоящие немцы. Они свободно владеют немецким языком, выросли в Германии и считают её своей родиной. Тем не менее, утверждать, что мусульманская молодёжь ничем не отличается от своих сверстников, не связанных с исламским миром, тоже было бы ошибочно.

С одной стороны, молодые мусульмане, как и все другие члены немецкого общества, высоко ценят принципы демократии. Они не могут представить свою жизнь без свободы слова, собраний, СМИ и др. Им важно чувствовать себя частью гражданского общества. С другой стороны, им также важно ощущать себя частью мусульманской сообщества – частью мусульманской уммы - и следовать принципам ислама. И хотя до сих пор кто-то спорит о совместимости ислама и демократии, молодые мусульмане Германии своим существованием доказывают, что исламские и демократические принципы не исключают, а напротив - дополняют друг друга.

Так как ислам и исламская культура по-прежнему остаётся непонятной для многих граждан Германии, молодым мусульманам приходится активно работать над тем, чтобы изменить представление остального населения о себе и об исламе. С этой целью мусульмане Германии проводят различные акции и кампании, призванные распространить правдивую информацию об исламе и мусульманах. Их целевая аудитория, однако, – это не только граждане-немусульмане, но и сами мусульмане, и остальная мусульманская молодёжь, которая зачастую сама пребывает в неведение об основах соей религии.

 

StyleIslam - «Стильный ислам»

Одной из наиболее успешных (в том числе и коммерческих) инициатив по улучшению подпорченного СМИ имиджа ислама стал запущенный в Германии проект «Стильный ислам». Автор этого проекта Мелих Кесме основал собственную фирму, выпускающую продукцию (футболки, кофты, платки, ручки, кружки, украшения и др.) с такими слоганами как «Я люблю своего Пророка», «Читай Коран – заряжай свой иман», «Улыбайся – это сунна», «Молитва объединяет». Его целью было донести смысл ислама до молодёжи на простом и понятном ей языке, дать ей ориентир и уверенность в том, что исламский облик стильный, модный, современный и позитивный. [12] Основатель компании называет свой проект креативным ответом на провокационные акции против ислама и в одном из интервью заявил, что важным импульсом для развития его идеи стал карикатурный скандал 2005 года.[13]

Основанная в 2008 году фирма за четыре года сумела увеличить свой оборот в десять раз, благодаря интернет-магазину, приобрела популярность далеко за пределами Германии и даже открыла свои филиалы в Саудовской Аравии.[14]

 

Обучение

Развитие исламского самосознания у молодёжи кажется невозможным без исламской просветительской деятельности. Именно поэтому образовательные программы – важные составляющие молодёжных инициатив большинства немецких молодёжных объединений. Интересно отметить, что в рамках многих образовательных курсов, предлагаемых молодёжными исламскими организациями, ребята не только знакомятся со своей религией и занимательно проводят время вместе с другими мусульманами, но и обсуждают актуальные социальные и политические проблемы с точки зрения ислама и демократических основ, учатся быть активными и смелыми членами гражданского общества. При этом они приобретают знания и навыки, которые важны не только для их религии, но и для школы, и для университета, и для работы в дальнейшем. В этом симбиозе отражается стремление молодёжных организаций не только укрепить в юных мусульманах их религиозное самосознание, но и воспитать их как активных граждан ФРГ.[15]

 

Межкультурный и межрелигиозный диалог

Межрелигиозный и межкультурный диалог – одно из наиболее важных направлений деятельности молодёжных мусульманских организаций Германии. Мусульманская молодёжь старается проводить как можно больше встреч с христианскими объединениями, представителями светских властей и неисламскими общественными организациями.[16] Причина в том, что межкультурные и межрелигиозные контакты помогают лучше понять себя и собственную религию. Подобные контакты также активно поддерживаются правительством ФРГ, так как они отвечают интересам страны, способствуя формированию крепкого плюралистического общества. Среди приоритетных - проекты развития диалога между молодыми мусульманами и иудеями. Их основная цель разделить в восприятии молодых людей политическую и религиозную составляющие, которые так часто сплетаются в их сознании в связи с Ближневосточным конфликтом.

 

Религиозность

И хотя религиозность – это такое понятие, которое сложно подаётся измерению, многочисленные социологические опросы и статистические базы дают возможность составить нам некоторое представление о степени приверженности молодых мусульман к своей религии.

Проведённые в последние годы опросы показывают, что ислам играет особенную роль в жизни молодых мусульман, которые зачастую оказываются даже ещё более религиозными, чем их родители. Согласно проведённым в 2008 году исследованиям фонда Бертельсмана, к возрастной группе от 18 до 29 лет относится наибольшее количество «особенно религиозных мусульман».  К такому же итогу пришли и исследователи Центра Тюркологии, которые в 2008 году проводили социологический опрос мусульман с турецкими корнями.  Около 75% 18-29 летних участников опроса назвали себя «скорее религиозными» или «очень религиозными». В то же время в возрастной группе от 45 до 59 лет подобные заявления были отмечены только у 60% респондентов.[17]

В зависимости от возраста различается так же образ жизни и мировоззрение мусульман. Молодые мусульмане, которые выросли, например, в Берлине или Штутгарте, не всегда разделяют традиции и взгляды своих родителей, бабушек и дедушек, выросших в Турции или Ливане. В отличие от старшего поколения, для которого принадлежность к исламскому сообществу была само собой разумеющимся, обусловленным самим фактом проживания в исламской стране, молодые мусульмане воспринимают это иначе. Для них, живущих в неисламском немецком обществе, их религиозная принадлежность в первую очередь определяется соблюдением определённых религиозных ритуалов и ношением исламской символики, а не страной проживания. Пост, молитва, платок, отказ от недозволенной в исламе пищи, поведения и от алкоголя особенно ценятся молодым поколением в Германии как элементы исламского самосознания.[18]

Проведённое в 2009 году в трёх европейских странах исследование пришло к выводу, что значимость религии в повседневной жизни для мусульман в Германии выше, чем у их единоверцев в Великобритании и Франции. Для 82% немецких мусульман, согласно опросу, ислам – образ жизни. Ислам играет такую же важную роль в повседневной жизни только для 70% мусульман в Великобритании и во Франции.[19]

 

Самоопределение

Однозначного ответа, что важнее для молодых мусульман Германии: их религиозная община или государство, не существует. Согласно одному опросу, 59% мусульман говорят, что чувствуют «сильную связь» со своей религиозной общиной. Подобное чувство связи с Германией, напротив, испытывают только 40% опрошенных. Тем не менее, по сравнению с остальным населением это довольно высокий процент. Лишь 32% всех немцев так же чётко идентифицируют себя с Германией. Это значит, что чувство принадлежности к Германии у мусульман выражено сильнее, чем в населении в целом. Это отражается также и в доверии, которое мусульмане испытывают к государственным институтам.  В то время как 73% немецких мусульман доверяют немецкому суду, хотя в среднем, лишь 49% немецкого населения считают, что на немецкий суд можно полностью положиться. В 2009 году 61% мусульман выразили поддержку немецкому правительству, которое в то время поддерживали только 36 % всего населения.[20]   

Существование таких объединений, как «Мусульманская молодёжь Германии» или инициатив, как рабочая группа «Зелёные мусульмане» партии «Союз90/Зелёные» в Северном Рейн-Вестфалии, указывает на то, что мусульмане хотят активно участвовать в политической жизни страны. Это также становится очевидным, например, и в преддверии выборов, когда исламские объединения стараются принять участие в политическом процессе. Например, на сайте молодёжного движения JUMA можно найти раздел, посвящённый участию представителей движения в проведении выборов 2011 года. В этом разделе опубликованы информация о ходе выборов, о работе молодых мусульман на избирательных участках, а также материалы интервью, проведённых участниками движения с представителями различных политических партий. В ходе интервью участники JUMA беседовали с партийными деятелями об отношении их партии к темам, непосредственно затрагивающие интересы молодого мусульманского населения, как то: роль ислама в государстве, исламофобия, исламофобия в Интернете, высшее образование, обучение религиозных наставников, платок, молельные помещения в учебных заведениях. Ответы партийных представителей были записаны и упорядочены, так что каждый посетитель сайта перед выборами мог зайти на страничку сообщества, сравнить ответы политиков и выбрать партию, наиболее близкую к его или её позиции.[21]

 

Заключение

Молодые мусульмане так же, как и их сверстники-немусульмане, находятся в поисках себя, путей самовыражения, единомышленников, поддержки и жизненных ориентиров. Их социальная и политическая активность выходит при этом на первый план, в то время как прошлое их родителей играет зачастую лишь второстепенную роль. Молодые мусульмане ощущают и свою принадлежность к исламу, и к немецкому обществу и не видят в этом противоречия. Напротив, пользуясь своими правами как члены немецкого общества, они стараются защитить свои интересы, в том числе и как мусульман.

Та непосредственность, с которой мусульманская молодёжь Германии совмещают свою религию с жизнью в современном обществе, - ясный пример тому, что ислам становится всё более нормальным явлением для немецкого общества. Пусть даже «нормальное» не всегда означает отсутствие противоречий и споров. В политических и социальных дебатах  молодые мусульмане уже стали равноправными участниками. Их прорыв в общественную жизнь предоставил им возможность защищать свои позиции, открыто высказывать своё мнение, критически оценивать себя и других.

 

Мухаматчина Алсу (Берлин)



[1] Dantschke, Claudia. Die muslimische Jugendszene. http://www.bpb.de/politik/extremismus/islamismus/36402/jugendorganisationen?p=all

[2] Ibid.

[3] Nordbruch, Götz. Religiosität und Zugehörigkeit: Junge religiöse Muslime in Deutschland. http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/jugendkultur-islam-und-demokratie/65117/religiositaet-und-zugehoerigkeit-junger-muslime?p=all

[4] Schädler, Karin (2009). Neue Identitäten: Islam ist pop. http://www.taz.de/!46116/

[5] Fritzsche, Kerstin. Der “Pop-Islam“ kommt. http://www.fluter.de/de/gleichheit/buecher/5619/

[6] Nordbruch, Götz. Islamische Jugendkultur in Deutschland. https://www.goethe.de/ins/cz/prj/jug/the/gla/de6880048.htm

[7] RAMSA. http://www.ramsa-deutschland.org/RAMSA

[8] Junge Islamkonferenz. http://www.junge-islamkonferenz.de/

[9] Ibid.

[10] Nordbruch, Götz. Islamische Jugendkultur in Deutschland.

[11] Ibid.

[12] Kesmen, Melih. StyleIslam. http://de.styleislam.com/

[13] Ein Interview mit Melo, dem Macher von StyleIslam.com (2008). http://www.islam.ch/joomla/index.php?option=com_content&view=article&id=21:ein-interview-mit-melo-dem-macher-von-styleislamcom&catid=21:zusammenleben&Itemid=17

[14] Ibid.

[15] «Организация «Мусульманская молодёжь Германии». http://www.muslimische-jugend.de/

[16] Ibid.

[17] Nordbruch, Götz. Religiosität und Zugehörigkeit: Junge religiöse Muslime in Deutschland.

[18] Ibid.

[19] Ibid.

[20] Ibid.

[21] JUMA. http://www.juma-projekt.de/juma-fragtparteien-antworten/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/27377/">ISLAMRF.RU: Мусульманская молодёжь Германии</a>