RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Малайзия: Махатхир Мухаммад и исламское экономическое чудо

28.05.2009 16:47

Известно такое расхожее понятие — восточноазиатские страны — «тигры». Так их именуют за динамично развивающуюся экономику. И одна из них — страна с мусульманским большинством населения — Малайзия.  

 

Та Малайзия, которую мы знаем сегодня, страна с динамично развивающейся и при этом многообразной экономикой, связана с именем бывшего премьер-министра этой страны Махатхира Мухаммада — личности, которая, возможно, войдет в историю как образец политика, сочетающего мусульманские религиозные принципы жизни с современным технократическим подходом.

 

Махатхир Мухаммад родился в 1925 году в семье индуса и малайки. Получив медицинское образование, он некоторое время работал в государственной системе здравоохранения. В 1945 году началась политическая карьера будущего премьера — он вступил в Объединенную Малайскую национальную организацию (UMNO), идеологией которой было сочетание принципов умеренного малайского национализма и умеренного Ислама. В 1964 году Махатхир был избран в федеральный парламент Малайзии.

 

13 мая 1969 года в Малайзии произошли жесткие межэтнические столкновения, напрямую повлиявшие на будущее политика. По следам этих событий Махатхир написал книгу «Малайская дилемма», основная идея которой состоит в том, что для поддержания мира в многонациональном малайском обществе малайцам-мусульманам следует сделать ставку прежде всего и почти исключительно на конструктивные экономические преобразования в обществе, в том числе и на основе принципов, заложенных в Исламе. Характерно, что уже в 70-е годы многие принципы, изложенные в этой книге, стали руководством к действию тогдашнего правительства. Стимулом для этого стало также избрание Махатхира Мухаммада премьер-министром. Это произошло 16 июля 1981 года. На этом посту он пробыл до 31 октября 2003 года, став, таким образом, одним из азиатских политических долгожителей.

 

Небывалый экономический прорыв, осуществленный Малайзией в эти годы, превративший ее из страны — источника топливного и сельскохозяйственного сырья в высокоразвитое индустриальное государство, основывалось на разработанном Махатхиром «малазийском плане». В основе его лежат принципы так называемой экономики «корпоративного национализма», суть которой в создании корпораций в прорывных высокотехнологичных отраслях экономики. Приоритетом для таких корпораций на данном этапе должна быть не прибыль, а работа на благо и процветание всего общества. Государство же со своей стороны должно по отношению к такой корпорации быть не палкой в колесе и не хозяином, а равноправным партнером. За десятилетия правления Махатхира такой подход дал видимые результаты. Были созданы национальные компании нового современного типа, причем не только в нефтяной сфере (как, например, «Петронас»), но и в автостроительной (компания «Протон»), телевизионной (сервис спутникового телевидения «Астра») и во многих других. Экономический рост в стране за десятилетие с 1988 по 1997 год составил 10% (что явилось самым динамичным показателем по Азии), уровень жизни вырос в 20 раз. По сути дела была побеждена бедность, весьма присущая развивающимся странам. Именно Махатхир Мухаммад, на основе, в том числе, и собственного опыта в собственной стране предложил интеграцию мусульманских стран, создание их «общего рынка» на основе т.н. «золотого динара» — условной валюты, имеющей реальное ценностное содержание, а не определяемое виртуальной биржевой игрой. Во время поразившего Азию финансового кризиса 1997 года Махатхир однозначно отклонил пакет мер помощи, предложенный Международным валютным фондом, заявив, что его страна собственными силами выйдет из кризиса, причем достаточно быстро. Очень скоро МВФ и всемирный банк публично признали правоту малазийского премьера.

 

Как современного мусульманского политика международного значения Махатхира Мухаммада отличают следующие черты. Во-первых, это интегральный комплексный подход к проблемам; несмотря на то что приоритетом в его деятельности была экономика, серьезные реформы за время правления Махатхира произошли и в других сферах. Во-вторых, была упорядочена правовая система страны и в условиях, когда 60% населения составляют мусульмане-малайцы, но остальные 40% приходятся на представителей народов, чьи религии далеки от Ислама и авраамической традиции вообще, было принято решение о введении на общенациональном уровне достаточно гибкого законодательства при допущении введения норм шариата на местном уровне для регулирования отношений, прежде всего, в области семейного права. Большое внимание также уделялось совершенствованию образования в стране (с 1974 года Махатхир также занимал пост министра образования). Премьер выдвинул лозунг «образование — в массы» с особым акцентом на точные и естественные науки. Были реформированы имеющиеся университеты, созданы новые по современным стандартам. Так же развитие получила система школ для немалайских национальных групп.

 

Второй момент — четкость и определенность во внешней политике. Развивая ровные отношения с США, Западной Европой и Японией, обусловленные экономическими интересами собственной страны, он в то же время не допускал в международных отношениях идеологических компромиссов. Однажды Махатхир критически отозвался о «Всеобщей декларации прав человека», заявив, что в нынешнем контексте народам развивающихся стран нужны, прежде всего, не декларативные права, а реальный прогресс в экономике. Также знаковым событием стала речь Махатхира на саммите ОИК в Путрайе 16 октября 2003 года. Тогда она была воспринята некоторыми кругами как диффамационная и антисемитская, хотя ничего подобного там и не было, а речь была впоследствии поддержана и некоторыми европейскими политиками. Вообще, внешнеполитическим декларациям и действиям Махатхира Мухаммада всегда была свойственна ясность и аргументированность, что исключало возможность их провокационного восприятия и провоцирования самого малазийского премьера на политически неадекватные ходы.

 

В настоящее время Махатхир Мухаммад практически ушел из политики, но по-прежнему пользуется большим влиянием и авторитетом в своей стране. И это объяснимо, поскольку продолжающееся и ныне динамичное развитие Малайзии сегодня — в определяющей мере заслуга этого политика.

 

Малайзия — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на Малаккском полуострове и близлежащих островах. Площадь — 329 758 кв. км, население около 27 млн человек. Около 60% населения исповедует Ислам, 19% — Буддизм, 9% — Христианство, 6% — Индуизм и еще 3% (преимущественно этнические китайцы) — Конфуцианство, Даосизм и другие традиционные для Китая религии. Этнические малайцы по рождению автоматически считаются мусульманами, и об их религиозной принадлежности делается запись в удостоверениях личности.

 

Исмаил Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ

 

Материал опубликован во всероссийской газете российских мусульман «Медина аль-Ислам», №66, 2008

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/8852/">ISLAMRF.RU: Малайзия: Махатхир Мухаммад и исламское экономическое чудо</a>