RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Рукотворный образ: от запрета к ограничению

08.05.2007 16:23

Изображение живых существ всегда было одной из наиболее острых и противоречивых тем в исламском праве. Существует ли полный запрет на создание образов людей и животных?

Изображение живых существ всегда было одной из наиболее острых и противоречивых тем в исламском праве. В то время как традиционной точкой зрения по этому вопросу считался полный запрет на создание образов людей и животных, мусульманское искусство развивалось несколько иным путем, будто бы обходя эти жесткие рамки. Разумеется, это было бы невозможно без соответствующей интерпретации исламских норм. В действительности, все попытки запрещения или дозволения таких изображений в равной степени справедливы и оправданны. Все зависит от того, в какой плоскости воспринимать создание живых образов. В те времена, когда искусство наделялось сакральным смыслом, а процесс художественного творчества понимался язычниками как уподобление богу­демиургу, наиболее адекватным ответом могло быть только запрещение. Но с развитием цивилизации изобразительная деятельность приобретает все более утилитарные функции, и уже сегодня нас окружает бесчисленное множество фото­ и видеоизображений, которые стали необходимой частью нашей обыденной жизни.

РУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ: от запрета к ограничению

Исходным положением в отношении создания изображений любого живого существа, будь то человек или некое животное, является то, что это – харам («строго запрещено»). Данное положение действует вне зависимости от того, являются ли образы трехмерными или нарисованы на бумаге, ткани, стенах, и т.п., или это фотографии, снятые камерой. Запрет обосновывается достоверными хадисами, которые констатируют, что изображение живого существа непозволительно и угрожают болезненным мучением тому, кто делает это. Запрет обосновывается и тем, что подобные изображения могут привести к идолопочитанию (ширк), ибо к ним проявляют, порой, то уважение и почтение, которые приличествуют только Аллаху. Изображения запрещены еще и потому что это своего рода попытка состязаться с Аллахом в творении, а также из-за искушения, которое таится в некоторых изображениях, демонстрирующих обнаженных женщин.
Фетва из сборника «Фатава аль­Ладжна ад-Даима».

Положение Ислама в отношении изображения живых существ таково, что они запрещаются на основании множества преданий, таких, как следующие:

Абдалла ибн Масуд сообщил, что Пророк сказал: «Те, кто будет наиболее строго наказан Аллахом в День Воскрешения, будут создателями изображений». (Аль-Бухари, см. «Фатх аль­Бари», 10/382.)

Абу-Хурайра сообщил, что Пророк сказал: «Аллах, слава Ему и величие, говорит: «Кто поступает более неверно, чем тот, кто пробует создать нечто, подобное Моему творению? Пусть он создаст зерно пшеницы или ядро зерна». (Аль-Бухари, см. «Фатх аль­Бари», 10/385.)

Али ибн Абу-Талиб сказал: «Разве я не буду посылать вас с той же самой миссией, с какой Посланник Аллаха посылал меня? Не оставляйте ни одной возведенной могилы, не сровняв ее, и не оставляйте ни одного изображения ни в одном доме, не стерев его». (Муслим ан-Насаи; здесь – версия, изложенная ан-Насаи.)

Ибн-Аббас сообщил, что Пророк сказал: «Каждый создатель изображения будет в Огне, и для каждого изображения, что он сделал, будет создана душа, для него, который будет наказан в Огне». Ибн-Аббас сказал: «Если Вы должны делать это, создавайте изображения деревьев и других неодушевленных предметов». (Муслим, 3/1871.)

Данные хадисы указывают, что изображения живых существ – харам, являются ли они людьми или другими существами, являются ли они трехмерными или двухмерными, напечатаны ли они, нарисованы ли, выгравированы ли, высечены ли, вырезаны ли, отлиты ли и т.д. Приведенные хадисы охватывают все эти типы изображений.

Мусульманин не должен хранить никакие изображения живых существ в своем доме, потому что они будут препятствовать приходить ангелам. Пророк сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображения». (Аль-Бухари, см. «Фатх аль­Бари», 10/380.)

Существует много плохих вещей, вовлеченных в создание изображений. Помимо элемента подражания творению Аллаха – что является обвинением, отрицаемым многими из тех, кто создает изображения, – действительность в значительной степени свидетельствует о безнравственности и провоцировании желаний, вызванных распространенностью изображений и созданием изображений в наши дни. Мы должны удалять или уничтожать каждое изображение, кроме тех случаев, когда это слишком трудно сделать, как, например, изображения, безгранично распространенные на пищевых упаковках, или изображения, используемые в энциклопедиях и справочниках. Мы должны удалять то, что можем, и быть осторожными в отношении любых провоцирующих изображений, какие могут быть найдены. «Бойтесь же Аллаха, как можете, слушайте, повинуйтесь» (64:16).

Фотографии, которые являются обязательными, разрешаются – такие, которые требуются для идентичности документов, или для того, чтобы идентифицировать или преследовать преступников, или в образовательных целях, которые нельзя достичь по-другому. Принцип шариата таков, что мы не должны придерживаться крайностей в том, что является необходимым.
Шейх Мухаммад Салих аль­Мунаджид.

Некоторые дифференцируют изображения, нарисованные рукой, и фотографические изображения, утверждая, что последние – не продукты человеческого усилия и что это включает не больше, чем просто поймать изображение. Так они утверждают. Огромная энергия, затраченная тем, кто изобрел эту машину, способную сделать за несколько секунд то, что не могло бы быть иначе сделано за часы, не считается человеческим усилием, согласно этим людям! Наведение камеры, ее фокусирование и съемка, которой предшествуют заряжение пленки и которая сопровождается проявлением и чем бы то ни было, о чем я, возможно, не знаю... согласно им, ничто из этого не является результатом человеческого усилия! Некоторые из них объясняют, как делается эта фотография, и суммируют, что не меньше, чем 11 различных действий вовлечены в создание фото. Несмотря на все это, они говорят, что это изображение – не результат человеческого действия!

Те, кто говорят, что фотография разрешается, «заморозили» значение слова «тасвир», ограничив его только значением, известным во времена Пророка, и не добавив к нему значения фотографии, которая также является «тасвиром» или «созданием изображения» во всех отношениях – лингвистическом, богословском и с точки зрения его вредных эффектов. Годы назад я сказал одному из них: «Лишнее доказательство того, что Вы могли разрешить идолы, которые не были вырезаны, но были сделаны нажатием кнопки на некоторой машине, производящей идолов дюжиной. Что Вы скажете на это?»
Шейх ал-Албани. Из книги «Адаб аз-Зифаф».

Необходимость снимает запрет

Что касается изображения неживых предметов, в этом нет ничего плохого, в независимости от того, делается это ради обучения или с другими целями. Что касается изображений живых существ и ваяния скульптур, – возникает проблема. Изначальное повеление относительно таких изображений – запрещение, так как имеются ясные доводы из Сунны о запрещении и осуждении таких действий.

Все же этот запрет может быть ослаблен разве что только ради обучения. Например, изображение человеческого тела ради обучения может рассматриваться как необходимость, что ослабляет запрет. Также если изготовление статуй используется ради учебы и учащиеся вынуждены это делать, оно рассматривается как дозволенное.

Все же учащимся не дозволяется использовать эти навыки после окончания учебы и вести такую деятельность с коммерческими целями. Это не дозволяется в Исламе и не может быть дозволено, кроме как в случае необходимости, в том числе и ради учебы.
Из фетвы Шейха Мухаммада Икбала Надви (г. Калгари, Канада).

Фото – лишь отражение

Предыдущий муфтий Египта, шейх Мухаммад Бухейт, который входил в число крупнейших ученых и считался муфтием своего времени, издал фетву о разрешении фотографирования. Согласно его точке зрения, фотографирование, в своей сущности, является не «актом творения», запрещенного в хадисе, а всего лишь отражением, зеркальным изображением реальности. Именно поэтому арабы Персидского залива называют фотографии «отражением». Таким образом, процесс фотографирования, отнесенный к акту зеркального изображения, не подпадает под категорию работ, выполняемых скульпторами и художниками. С фетвой Мухаммада Бухейта выразило согласие большое количество ученых. Это же мнение я отразил в своей книге «Запретное и дозволенное в Исламе».

Фотографирование разрешается с главным условием: «отражать» дозволенные картины. Строго запрещается фотографировать обнаженных женщин и иные картины, возбраняемые шариатом. Если же речь идет о фотографировании детей, друзей, пейзажей природы, то здесь нет какого-либо запрета. Существуют обстоятельства, при которых фотографирование допускается даже со стороны приверженцев самой строгой линии. К примеру, фотография лиц, находящихся в розыске, фотография на паспорт. Что касается фотографий певцов, певиц, актеров, актрис и им подобных, то не подобает человеку, любящему свою религию, держать их у себя дома. Какое отношение мусульманин может иметь к подобным фотографиям? Относительно журналов с изображением женщин, к сожалению, приходится констатировать: в наш век образ женщины стал средством рекламы. Ее используют в качестве сети, на которую ловят потребителя. На страницах газет и журналов, в рекламных целях можно было использовать фотографии юношей, мужчин. Однако этого не происходит. Как бы там ни было, если журнал содержит в себе ценную, необходимую информацию, а просмотр подобных фотографий не был целью его приобретения, то ничего в этом страшного нет. Надо постараться каким­нибудь образом устранить на нем фотографии, выходящие за рамки морали и культуры. Если же это невозможно сделать, то необходимо хранить его в недоступном месте и избавиться от него сразу же после получения интересующей информации.
Из книги Юсуфа аль-Карадави «Современные фетвы».

Проблему решать разумно

Нет ничего запретного в рисовании, если на картинах не изображаются обнаженные люди или что­либо выходящее за рамки приличия. Кроме того, запрещено возвеличивать картины и изображения и поклоняться им. Если эти ограничения соблюдены, то рисовать людей, животных, природу и т.п. разрешено. Ислам запрещает также ваяние статуй или скульптур живых существ.

Рисовать картины с людьми, животными и т.д. разрешено, если не изображать на них то, что противоречит исламским принципам. Важно понимать, что мусульмане не воспроизводят «образы» («изображения») из веры в то, что в Судный День их попросят одухотворить те «образы» («изображения»), которые они создали, состязаясь в творении с Аллахом. Они не изображают живых существ еще и потому, что верят, что к ним в дом не зайдут ангелы. Это мнение основано на нескольких достоверных хадисах Пророка.

Однако в арабском языке слово «сура», обычно переводимое как «образ» («изображение»), имеет несколько значений, и применительно к запрету оно означает такую статую или скульптуру живого существа, которая имеет пространственное (трехмерное) измерение и не является фотографическим изображением. При этом «есть некоторые виды трехмерных фигурок, – отмечает в своей фетве Юсуф аль­Кардави, – которые не предназначены для поклонения или выставления напоказ ради демонстрации богатства их владельцев. Ислам о них знает, но не видит в них вреда. Детские игрушки (к примеру, куклы в виде людей и животных) как раз попадают в эту категорию».

Следовательно, хотя в Исламе и запрещены статуи, однако разрешены картинки в журналах, газетах, на телевидении, в книгах, компьютерах, а также картины. Они могут быть запрещены только в том случае, если на них изображена нагота или другие непристойности. Но хотя они [т.е. картины и изображения] и разрешены, их не следует рисовать без необходимости и с целью пустого времяпрепровождения.
Европейский Совет по фетвам.

А КАК У НИХ? ИУДАИЗМ

Отношение к изобразительному искусству в иудаизме определяется Второй заповедью Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...» (Исход, 20:4­5). В первую очередь, этот запрет касается изображения высших сил. Согласно археологическим данным, в искусстве Израиля до III века нашей эры не встречается изображений птиц, животных и людей. Такая строгость иногда объясняется соседством с римским язычеством, служившим для иудеев классическим образцом идолопоклонства. Когда на смену римскому пантеону приходит христианство, многие запреты относительно убранства домов и синагог снимаются. Однако с началом расцвета христианской иконографии в V­VI веках, дабы отмежеваться от христианства, иудейское священство вновь вводит жесткие ограничения, что даже приводит к массовой порче синагогальных украшений. Исключение для средневекового еврейского искусства составляет книжная миниатюра, в которой встречались изображения людей (чаще всего с птичьими или звериными головами). По иудейским законам допустимыми признаны плоские (не скульптурные) изображения человека, при условии, что некоторые части его тела деформированы или вообще отсутствуют.

А КАК У НИХ? ХРИСТИАНСТВО

Христианство, как и иудаизм, признает ветхозаветную заповедь «не сотвори себе кумира…». Однако именно в рамках христианства произошел наибольший отход от этого фундаментального принципа единобожия, что связано с церковным каноном иконопочитания. Церковь считает, что первая икона появилась уже во время земной жизни Иисуса

Христа и известна как Нерукотворный Спас. Икона в христианстве – не просто украшение храма, а священное изображение, имеющее молитвенную функцию. Канонизировано иконопочитание было лишь на VII Вселенском Соборе, состоявшемся в 786 году, чему предшествовало так называемое иконоборческое движение.

Иконоборческое движение (иконоклазм) ­ религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон, которое они считали идолопоклонством. Иконоборчество было официально признано на Константинопольском Соборе в 754 году, то есть фактически стало канонической нормой. Но в конце концов «иконофилия» взяла верх. Иконоборческая тенденция связана в значительной степени с распространением Ислама на границе с Византией. Инициатор иконоборчества, император Лев III Исавр, боровшийся с возраставшей мощью Халифата, стремился представить христианство в как можно более выгодном свете перед мусульманскими народами Ближнего Востока, еще недавно исповедовавшими христианство, и поэтому активно вмешивался в церковные дела.

(статья опубликована в журнале «Минарет», № 11)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/103/">ISLAMRF.RU: Рукотворный образ: от запрета к ограничению</a>