RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Декабрь 2021 | 1433 х.
 

В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз

07.12.2007 14:31

История мечетей Омска

Сибирская соборная мечетьВ Омске пять мечетей. Все они появились уже в постсоветскую эпоху. Историческую мечеть, построенную в начале 19 века на казенные средства, сломали в сороковые годы ХХ века. Сейчас на ее фундаменте стоит магазин «Топаз». В «застойные» времена омские мусульмане открывали молитвенный дом на ул. Саженская. Позже под молельный дом купили другое строение, на улице 25-я линия, там сегодня размещается католический приход.

«Хайр-Ихсан»

Мечеть Хайр ИхсанЗнакомство с мусульманскими храмами бывшей столицы адмирала Колчака я начал с мечети «Хайр-Ихсан» на ул. Богдана Хмельницкого, 140, которую порекомендовали мне перед выездом из Тюмени, как самую посещаемую. Глава Омского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) Анарбек Жунусов, чья резиденция размещается здесь, оказался на рабочем месте, в своем просторном кабинете в административном здании во дворе мечети.

Анарбек-хаджи находился под впечатлением своего недавнего разговора с местным корреспондентом, предвзято подавшим в СМИ конфликт между молодыми людьми у ночного клуба «Алладин».

- Они пишут, что криминальная казахская диаспора избила руководителя Омского отделения ДПНИ, - возмущенно стал рассказывать мне глава казыята. – Но, во-первых, мы, казахи в Омске, – не диаспора, мы коренные; во-вторых, что это за ДПНИ? Они говорят, что Движение против нелегальной миграции. Постойте! Мы живем в государстве, где есть Управление миграционной службы, есть муниципальная милиция. Выяснять кто нелегал, а кто гражданин России – должны они. Никто не даст проверять свои документы постороннему, пусть он будет трижды ДПНИ, а в морду ему дадут!

-В-третьих, - продолжил Анарбек-хаджи, - они пишут, что напавшие казахи вышли из клуба «Алладин», где собирается мусульманская молодежь. Но если в «Алладине» собирается мусульманская молодежь, то, как там оказалась «немусульманская». Понятно как: специально пришли туда, чтобы спровоцировать драку. Я выяснял, что там произошло. Обе группы молодежи были подвыпившими. На стороне «казахской  группы» дрались и русские, не было возле «Алладина» межнационального конфликта. Я думаю, что сегодня есть силы, которые перед выборами хотят стравить нас и на этом заработать политические очки, кому-то не нравится, как сегодня развиваются дружеские отношения между Россией и Казахстаном.

Глава Омского казыята ДУМАЧР Анарбек ЖунусовНад креслом Анарбека Жунусова портрет президента Владимира Путина, спереди на дальней стене – Нурсултана Назарбаева. Сбоку на полке – большой портрет казахского мудреца Абая. А первое что бросается в глаза при входе в кабинет – флаг Казахстана, висящий на стене напротив.

«Здесь казахский дух, здесь Степью пахнет», - сказал бы Александр Пушкин, окажись в кабинете Анарбека-хаджи.  Журналы, газеты, книги на полках большей частью изданы в Казахстане.

Мечеть «Хайр Ихсан» размещается в здании бывшего шахматного клуба, еще раньше здесь была школа. Анарбек-хаджи был одним из тех, кто в середине 90-х «выбивал» в мэрии освободившееся в связи с переездом шахматистов здание на Богдана Хмельницкого.

- Сегодня в «Хайр Ихсане» по пятницам не бывает свободного места для намаза, а по праздникам мусульмане заполняют весь двор, - рассказывает Анарбек-хаджи. - Городу еще нужны мечети, у нас есть густонаселенные мусульманами районы, где нет мечетей. Недавно мне одна сотрудница архитектуры говорит: «У вас же есть большая Сибирская соборная мечеть, зачем вам еще?!». Она не понимает, что функции мечети отличаются от церковных. Я ей говорю: « А вы попробуйте повезти ребенка в школу с одного конца почти двухмиллионного города в другой»! Например, при строительстве нового микрорайона всегда в том же районе возводят садик, школу, другие объекты. Нашим семидесятилетним аксакалам очень трудно ездить сюда с окраин, каждый из них хочет, чтобы в своем районе была мечеть, пусть она будет небольшая, но чтобы находилась рядом, и люди имели возможность совершать в ней основные намазы, а их пять за один день.

- Как вы сами пришли в ислам?

- Я родился в ауле Карангы Арал в Называевском районе Омской области, где было одиннадцать мулл.  Поэтому с детства я знал основные аяты, был фундамент, на который затем с возрастом наложились знания.

- Ваши прогнозы по развитию ислама в регионе?

- Будущее известно только Всевышнему Аллаху, но скажу вам, что ислам в Омске развивался бы лучше, если бы мусульмане сами себя не дискредитировали. Я говорю об одном человеке, руководителе мусульманской организации, который часто пишет кляузы, и это через СМИ становится известно общественности. Заявления его всерьез не воспринимают ни в мэрии, ни в правоохранительных органах, но вынуждены реагировать. Например, год назад, в период войны Израиля с Ливаном, он «донес», что в мечети «Хайр Ихсан» собирают оружия для ливанцев. Об этом мне со смехом рассказали в администрации. Ну, допустим мы, переживая за единоверцев, собрали в мечети оружие, но как бы мы его переправили через два моря в Ливан, когда даже наше государство, обладающее колоссальными возможностями, с трудом вывозило оттуда своих граждан-беженцев через Кипр?!

В «Хайр Ихсане» пять имамов – Токсанбай Шарипов (старший), Жаксылык Оспанов, Шамиль Махамбетов, Нигматжан Каримов, Бахытжан Ауталипов. Занятия по основам ислама в мечети ведет Закир Шарипов, получивший религиозное образование в Тунисе.

здание молитвенного дома мусульман, проданное впоследствии католикам- Как молитвенный дом мусульман на 25-й линии оказался у католиков? – поинтересовался я у Анарбека-хаджи.

- Зулкарнай продал, - сказал Омский казый, - муфтий Шакирзянов. В городе тогда только собирались строить Сибирскую соборную мечеть. Зулкарнай заявил, что денег на строительство не хватает, нужно продать молельный дом, и продал.

Сибирская соборная мечеть

К муфтию Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС) Зулкарнаю Шакирзянову в Сибирскую соборную мечеть на улице 20-я Линия, 102  меня повез на своей белоснежной иномарке Анарбек Жунусов. По пути мы завернули к бывшему мусульманскому молельному дому, проданному католикам. На стук в зеленые ворота никто не отозвался. Поблагодарив Анарбека-хаджи, корреспондент «ИсламРФ.Ру» еще с полчаса ждал, что кто-нибудь из прихожан да появится у сложенного из плит перекрытия здания с крестом на крыше, но никто так и не пришел.

В Сибирской соборной мечети муфтия Зулкарная Шакирзянова тоже не оказалось. Краткую историю ДУМС и мечети рассказал его сын Фанис Зулкарнаевич:

управляющий делами Духовного управления мусульман Сибири Фанис Зулькарнаевич Шакирзянов- Зулкарнай-хазрат, мой отец, родом из Кировской области, учился в медресе «Мир-Араб» в Бухаре. На стажировку его на последних курсах направили в Омск. В то время здесь действовал молельный дом (на ул.  Саженская. - Авт) под руководством Жакыпа-муллы. Там раньше конюшня одного бая была, ее переоборудовали под молельный дом. Стажировка отца закончилась и он уехал. Тогда омские мусульмане написали коллективное письмо муфтию Бабаханову с просьбой направить после окончания медресе моего отца в Омск, муфтий удовлетворил их просьбу. По приезду сюда Зулкарнай-хазрат задался целью построить большую соборную мечеть.

В то время был другой советский строй, иное мышление, не было должной поддержки. С трудом отец получил землю и с 1990 года строительство началось. Подняли мечеть до нулевого цикла и на этом остановились. Почти на семь лет. С 1997 года нам стал помогать меценат Рашид Баязитов из Москвы. С его помощью, при поддержке администрации области и мусульман Омска строительство мечети было доведено до конца. Имамом сегодня является Даулет-хазрат Балтабаев, я – управляющий делами Духовного управления. Вы сами видите, в каком отличном состоянии находится мечеть, недавно нам подарили плазменный телевизор, Духовное управление работает, проводятся занятия, в школьные каникулы проходят детские лагеря.

 - Духовное управление мусульман Сибири входит в состав ЦДУМ?

- Мы являемся самостоятельным Духовным управлением. В состав ДУМС входят Духовные управления мусульман Новосибирска, Томска, Читы, Красноярска...

- Но в этих городах есть и региональные отделения ДУМАЧР, в Томске, например.

- Да, Белая мечеть Томска входит в нашу юрисдикцию, Красная мечеть – в ДУМАЧР…

Беседу с управделами ДУМС прерывает отец Фаниса Зулкарневича, который звонит на мобильный телефон сыну и просит срочно приехать. С 20-й линии мой путь лежит в центр Омска, на ул. Жукова, 97, к двухэтажному зданию автономной мечети Азкена-хаджи.

Мечеть им. Кожа АхметаМечеть им. Кожа Ахмета

Азкена-хаджи Омарова, 85-летнего аксакала, я застал сидящим в кресле в прохладе молитвенного зала, перебирая четки. Первым делом он поинтересовался, как и всякий казах почтенного возраста, моим родом-племенем.

- Я - кипчак, подрод кулатай-каракипчак, - отвечал я. - А вы?

- А я – керей, подрод сырым…

- Эту мечеть я полностью поднял сам, ради довольства Аллаха Тагаля,- рассказал пенсионер. – Тут одни стены стояли полуразрушенные. Я ходил в администрацию, просил отдать место под мечеть, ходил долго, встречался с депутатами. Сейчас, вот пристрой кирпичный строю. Никто мне не помогает, ни государство, ни организации. С помощью Аллаха Тагаля нахожу средства, вкладываю свою пенсию, дети выручают. Строю по своему проекту, хочу, чтобы пристрой был благоустроенным, чтобы и туалет тут теплый был, и душевая. Уроки в нашей мечети не проводятся, некому проводить, только жума-намазы.

Имам Мечети им. Кожа Ахмета Азкен хаджи ОмаровАзкен-хаджи родом из аула Сандыбай Щербакульского района Омской области. В областном центре живет с юных лет, до пенсии работал на шинном заводе (снабженцем, заместителем директора), вся мусульманская жизнь города прошла перед его глазами. Он помнит, как ломали в сороковые годы историческую мечеть. Стены ее не поддавались, тогда их тросами подцепили к танкам. Имам мечети «Кожа Ахмет» - один из тех омских аксакалов, кто ходил вместе Зулкарнай-хазратом по кабинетам чиновников и депутатов, сначала выпрашивая участок для Сибирской соборной мечети, а позже в поисках средств для ее строительства.

Азкен-хаджи хорошо помнит молодого Зулкарная Шакирзянова, но в отличие от его сына, говорит, что в Омск нынешний глава ДУМС был направлен по указу уфимского муфтия, который приходился Зулкарнай-хазрату дядей, а не муфтием Средней Азии Бабахановым.

- Правда ли, что в советское время мусульманский молельный дом располагался в помещении бывшей конюшни? – спрашиваю аксакала.

- Конюшня находилась рядом. Но так как территория молельного дома была небольшой, богатый сосед безвозмездно отдал часть своей земли, на которой прежде располагалась конюшня, в пользу мусульманской общины. 

- Мечеть «Кожа Ахмет» названа в честь Ахмеда Яссави, мавзолей которого находится в городе Туркестане?

- Нет, в память о другом человеке из наших мест, из Омска, которого звали Кожа Ахмет.

- К какому Духовному управлению относится мечеть?

- Ни к какому, мы сами по себе.

Мечеть «Сейтказы»

Мечеть «Сейтказы»С другим почтенным омичом, ныне покойным, оказалось связано название следующей мечети, куда я попал уже к аср-намазу – мечети имени Сейтказы в Ленинском районе города. Народное название местности - Порт-Артур.

- В нашем районе проживает двадцать две тысячи казахов, - рассказал председатель мусульманской организации Рашид Сейтхазеевич Кунакбаев, сын человека, в честь которого названа мечеть. – До открытия этой мечети мы собирались в специально купленном для намазов доме по улице 1-я Трамвайная, 79. Можно сказать, что там была наша порт-артуровская мечеть. В 2005-м году губернатор Омской области Леонид Полежаев совершал объезд организаций. Во время пребывания у нас на 1-й Трамвайной он сказал, что мечеть слишком мала для района с компактным проживанием мусульман, и предложил нам выбрать подходящее здание, которое администрация купит для нас на бюджетные деньги…

председатель мусульманской организации «Мечеть «Сейтказы»  Рашид КунакбаевМусульманам Порт-Артура приглянулся краснокирпичный особняк цыганского барона Саши, Александра Антонова, которого местные зовут Будулаем. В Омске мне попались на глаза несколько подобных зданий, видимо, строили их по одному проекту. От сестер-близняшек бывшую виллу Будулая теперь отличает только купол с полумесяцем на шпиле.   

Для мечети «Сейтказы» больше подошел бы статус исламского культурного центра. Молитвенного зала с минбаром здесь не имеется. Зато много просторных комнат. Отдельные учебные классы для мужской и женской групп. Занятия по основам ислама ведет имам Бота-хазрат Бакулин. Актив мечети «Сейтказы» поддерживает тесные отношения с Омским казыятом ДУМАЧР.      

Мечеть «Иман»

Пятая по счету мечеть, также независимая, но близкая к ДУМАЧР, находится на окраине Омска, в Кировском районе, населенном казахами.

- Шамшуалинов Кабиден-хаджи Айткали улы, - представился ее имам.

Имам мечети «Иман» Кабиден-хаджи Шамшуалинов Хазрат рассказал, что мечеть функционирует с 1996 года. Местные жители сложились и купили дом, переоборудовали его, спустя время прикупили соседнее строение. Со дня основания имамом служит он, Кабиден-хаджи. Учился в медресе города Бугуруслан, уже перешагнув 50-летний порог.

Имам мечети «Иман» Кабиден-хаджи Шамшуалинов Во время разговора в мечеть зашла супружеская чета – Сергали и Гульбагда Толеубаевы с двумя дочерями-двойняшками. Кабиден-хаджи прочитал аяты и долго произносил слова дуа за упокой душ их родственников, ушедших в мир иной. Глава семьи, капитан Толеубаев опустил было руку за деньгами, но имам остановил его со словами: «Не надо, не надо… А саадаку можете положить в ящик у входа».

Кабиден-хаджи продемонстрировал мне учебный класс. Поразило обилие компьютеров. В мечети «Иман» издаются справочники по правилам совершения намаза на русском и казахском языках, различные буклеты. С авторами их мне не удалось познакомиться, поскольку поджимало время. На город Омск опускались сумерки. До отхода поезда на Новосибирск, где утром я планировал быть в исторической мечети, оставалось времени не больше одного часа, и нужно было спешить на вокзал.

Всего в Омской области насчитываются 44 мечети. 20 из них входит в структуру ДУМАЧР, 19 – в состав ДУМС, 5 – являются автономными.

Ибрагим Бекдаир,

Тюмень

фото автора

На снимках:

Мечеть Хайр Ихсан

Глава Омского казыята ДУМАЧР Анарбек Жунусов

Сибирская соборная мечеть

управляющий делами Духовного управления мусульман Сибири Фанис Зулькарнаевич Шакирзянов

Мечеть им. Кожа Ахмета

Имам Мечети им. Кожа Ахмета Азкен хаджи Омаров

Мечеть «Сейтказы»

председатель мусульманской организации «Мечеть «Сейтказы»  Рашид Кунакбаев

Мечеть «Иман»

Имам мечети «Иман» Кабиден-хаджи Шамшуалинов

     Другие статьи по исламу в Сибири:

Старинные мечети Тюменской области

Репрессии против тюменских имамов

Как мусульмане мечеть отстояли. «Магометанскому храму» Новосибирска вернут ее дореволюционный облик

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/1034/">ISLAMRF.RU: В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз</a>