RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ленин и татарский вопрос

15.04.2010 10:55

140-летие Ленина, которое отмечается в апреле этого года, уже не будет сопровождаться праздничными митингами, речами и торжественными собраниями. Все это осталось в недалеком приснопамятном прошлом. Еще лет двадцать тому назад, во время учебы в школе, измученный учительницей истории, которая, перефразируя известный лозунг, говорила "История СССР", подразумевала Ленин, говорила Ленин, подразумевала "История СССР", я зарекся притрагиваться к работам Владимира Ильича. За два выпускных класса мы законспектировали столько работ вождя, что затраченной бумаги с лихвой хватило бы на перевыполнение школьного плана по сдаче макулатуры. Помню, как в армии после ночной смены нас, смертельно уставших солдат, снова заставляли конспектировать труды "великого мыслителя" - на этот раз это был замполит. Все это осталось позади и сейчас вызывает лишь ностальгическую улыбку.  

 

Ленин, несомненно, был крупной исторической фигурой, которой удалось разрушить Российскую империю и создать новую - Советскую. Надо отдать должное интеллекту, организаторским способностям, другим неординарным качествам, которые выдвинули его в ряд выдающихся лидеров всех времен и народов. Стоит еще раз перелистать ленинские работы, например, капитальный труд "Развитие капитализма в России", и станет ясно, что революционер погубил в себе прекрасного ученого-теоретика. Известное выражение Отто Бисмарка "Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы" точно характеризует то, что произошло с Лениным.

 

Меня всегда интересовало, как Ленин относился к татарам, ведь он знал о них не понаслышке: еще в детстве бывал в имении матери селе Кокушкино Казанской губернии, мог встречаться с ними в период учебы в Казанском университете, да и в Симбирске татар было немало. Толстой и Горький оставили ряд высказываний о татарах, ввели образы татар в свои произведения. Имеются ли такие же высказывания у Владимира Ильича? На первый взгляд, вопрос простой - издана масса книг на тему "Ленин и Татария". Но, к сожалению, эти книги не раскрывают интересующую нас тему. Там описывается деятельность татарских большевиков, которые были далеки от национальных проблем и больше обсуждали с Лениным революционные дела.

 

Если уж мы затрагиваем национальный вопрос, необходимо сказать, кем по национальности был сам Ленин и как он относился к национальной проблематике. Как пишут исследователи, вождь мирового пролетариата, хотя и был человеком русской культуры, знавшим жизнь русской провинции, к России, по всей видимости, горячей любви не испытывал, предпочитая западную духовную и бытовую культуру. Ленин преклонялся перед немецким порядком и аккуратностью, уважение к которому привила мать - Мария Александровна. К слову сказать, мать последней, то есть бабушка Ленина, Анна Григорьевна Гросскопф, была немкой со шведскими корнями, а отец - Сруль Мойшевич Бланк - крещеный еврей, по профессии врач. Отец Ленина, Илья Николаевич, имел чувашские корни и, как утверждает известный чувашский писатель Мишши Юхма, якобы даже учил своих детей чувашскому языку.

 

В национальном вопросе (как, впрочем, и в других) вначале Ленин был либералом. Обещал золотые горы узникам бывшей "тюрьмы народов", что было популизмом и волюнтаризмом чистой воды. Уже скоро возведенные наспех декорации рухнули, и нации вновь оказались у разбитого корыта.

 

Из обращения к трудящимся мусульманам России и Востока.

 

20 ноября 1917 года.

 

"Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

 

Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".

 

Вот, оказывается, кто первым сказал "берите суверенитета, сколько проглотите!" Но произнести красивую фразу гораздо легче, чем воплощать ее в жизнь.

 

В 1919 году была создана Башкирская автономная республика, через год - ТАССР. "Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику и ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам и говорим себе: стоя против огромного фронта империалистических держав, мы, борющиеся против империализма, представляем собой союз, требующий тесного военного сплочения, и всякие попытки нарушить это сплочение рассматриваем как совершенно недопустимое явление. Как измену интересам борьбы против международного империализма", - писал Ильич по этому поводу. Оказывается, автономии были необходимы большевикам, чтобы бороться против международного империализма! Вот так, ни больше ни меньше, Ленин понимал, что "жесткая вертикаль власти" непременно возбудит центробежные силы и приведет к напряжению в регионах, грозящему непредсказуемыми последствиями. Лучший вариант избежать этого - возглавить процесс и создать видимость демократии (как сказали бы сейчас - "управляемой демократии").

 

"Федерация является переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Федерация уже на практике обнаружила свою целесообразность как в отношениях РСФСР к другим республикам (венгерской, финской, латвийской в прошлом, азербайджанской, украинской в настоящем), так и внутри РСФСР по отношению к национальностям, не имевшим раньше ни государственного существования, ни автономии (напр., Башкирская и Татарская автономные республики в РСФСР, созданные в 1919 и 1920 годах)". Согласно этому определению Ленина, переходный период в России закончился, и теперь народы России, "трудящиеся разных наций" готовы слиться друг с другом в "полном единстве". Получилось же так, что и федерации нет, и единства нет.

 

Важное место Ленин уделял продовольственному вопросу. В одной из своих телеграмм он давал указания: "Безусловно, хлеб и мясо в Москву в первую голову. Для этого и вообще "новая экономическая политика", и ряд уступок, и премии купцам. В то же время систематическая и максимальная забота о мусульманской бедноте, ее организации и просвещении". Интересная ситуация: одной рукой власти забирают продукты и увозят их в Москву, а другой организуют просвещение мусульманской бедноты.

 

Сохранились воспоминания бывшего председателя Казанского губисполкома Иосифа Ходорковского, который дискутировал с Лениным относительно льгот для крестьян-татар: "Обращаясь к продовольственному вопросу, Владимир Ильич довольно определенно высказался в том смысле, что было бы целесообразно установить ряд льгот при взимании продразверстки для крестьян-татар. На наши указания, что нельзя давать льгот крестьянам-татарам, не давая их и русским крестьянам, Владимир Ильич ответил, что он видит эти затруднения, но надо найти подходящую форму и все-таки эти льготы дать надо, чтобы татарское крестьянство почувствовало реально (пусть и в недостаточной степени) образование Татарской республики". Доброта "дедушки Ленина" была основана на жестком прагматизме. Русские крестьяне, мол, и так никуда не денутся, а вот татарские - кто знает, могут и взбунтоваться да потребовать полной независимости.

 

Ленин понимал, что с татарами, как с наиболее образованной частью "инородцев", необходимо считаться. В советское время любили повторять, что до революции 80% татар были неграмотны. При этом забывали уточнить, что эти 80% были неграмотны по русской грамоте. Как известно, татарская школа охватывала обучением почти сто процентов татарского населения (в том числе женщин). Этот факт приводит в одной из своих работ и Ленин: "У казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района (Казанская губерния. - Б.С.) 1 священник приходится на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; у православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар еще более высокое".

 

Ленин полагал, что отношение к татарам и другим инородцам должно измениться и на бытовом уровне. "...Третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как "полячишкой", как татарина не высмеивают иначе, как "князь", украинца, иначе как "хохол", грузина и других кавказских инородцев - как "капказский человек", -писал Ильич. Что касается татар, то прозвище "князь" (видимо, по отношению к татарам-официантам из касимовских татар) было, наверное, самым безобидным. Например, простолюдины в России называли татарина не иначе, как "собака", Если татарин нанимался батраком в дом русского крестьянина, то приходил со своей посудой, поскольку все, к чему прикасался татарин, считалось "поганым".

 

Интересные воспоминания о Ленине и его отношении к татарской литературе и татарскому языку оставил журналист Владимир Бахметьев, который в марте 1921 года на X съезде РКП (б) с группой делегатов от ТАССР, входивших в состав комиссии по национальному вопросу, принимал участие во встрече с вождем в Москве:

 

"- Вот! - подтвердил Ильич. - Кстати, как у нас с литературой татарской? Имеются достойные преемники этого... как его! - сын муллы, поэт, перевел на свой язык Пушкина, Лермонтова ... Абдулла, Абдулла...

 

-  Тукаев! - выронил я и, пряча в карман записную книжку с карандашом, назвал несколько имен из молодых татарских писателей.

 

- Значит, не перевелся порох в пороховницах! - заметил, улыбаясь, Ильич. - Ну, а как обстоит у вас дело с журналистикой, газетами?

 

Владимир Ильич задал мне несколько вопросов. В том числе о тираже газеты ("Известия ТатЦИКа". -Б.С), об участии в ней национальной интеллигенции и даже полиграфической базе. И вдруг:

 

- А вы татарским языком владеете?

 

Предупредив мой ответ, один из товарищей, работавший у нас одно время председателем губпрофсовета, затем наркомом труда, сообщил: -  Видите ли, Владимир Ильич, еще в прошлом году казанцами было решено издавать одну газету на татарском и русском языках под общей редакцией его, - указал он в мою сторону, - на русском языке и местного молодого журналиста...

- Шафигуллина, - подсказал я.

 

-Да, Шафигуллина, - на татарском языке.

 

Владимир Ильич одобрительно кивнул нам, но все же сказал, что и редактору русского издания неплохо бы знать татарский язык, однако, уловив мое смущение, внушительно, без намека на улыбку, заметил, что у всех народов, говорящих на своих родных языках, имеется единый, общий и обязательный язык - язык нашей партии, и что владение вот этим языком - святой долг любого, любой национальности, редактора".

 

Азат Ахунов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/12382/">ISLAMRF.RU: Ленин и татарский вопрос</a>