RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

220 лет миссии оренбургского муфтия Мухаммеджана Хусаина (1790 г.)

12.08.2010 21:54

В восемнадцатом столетии Приуралье и прилегающие казахские степи периодически охватывали восстания. Имперский центр требовал все больше земель и ресурсов, все больше увеличивал объем своих полномочий, прокладывались пути в Среднюю Азию. Это вызывало протест у кочевого башкирского и казахского населения.  

 

В качестве посредников как имперские власти, так и сами мусульмане использовали вначале ахунов. Тогда ахун (от перс. ахунд — наставник) — старший духовный сан у мусульман, глава духовенства региона. До создания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС) в 1788 г. ахуны были главами духовенства городов и башкирских даруг (областей) Приуралья. Здесь власть была движущейся, почти кочевой, передвигающейся по мере строительства крепостей. Так при полковнике К.-М. Тевкелеве при строительстве Оренбурга в 1730-е гг. находился ахун Ибрагим б. Мухаммед-Туляк. При казахском Абулхаир-хане в качестве посредника для контактов с начальником Оренбургской комиссии В.Н. Татищевым использовался Мансур-ахун. В 1737 г. через него шла информация о мерах Абулхаир-хана по проправительственной агитации среди восставших башкир. В рапорте начальника Оренбургской экспедиции И.К. Кириллова и начальника Комиссии башкирских дел А.И. Румянцева от 16 декабря 1735 г. утверждалось, что все 10 ахунов Приуралья являются выходцами из казанских татар.

 

Наместник (генерал-губернатор) Симбирский и Уфимский губерний барон О.А. Игельстром разработал Положение об ОМДС в 1789г., где подчинил его контролю всю Россию, кроме Крыма. Первый муфтий Мухаммеджан Хусаин ОМДС стремится  выстроить прямые отношения с верховной властью и создать общероссийскую структуру с центром в имперской столице. Вначале в качестве связующего звена он использует О.А. Игельстрома, но тот покидает край в 1790г. Тем не менее, М. Хусаин стремится закрепить легитимность своей власти как на религиозном, так и на светском уровне, получив замуж дочь одного  из  ханов. Он делает первую попытку в 1790г., вторую в 1798г. и, наконец, третью, и успешную в 1800г, когда женится на дочери бывшего хивинского хана Карая-султана – Каракуз, происходящей из рода Чингисхана.

 

В 1785 г. тогда еще ахун Каргалы Мухаммеджан Хусаин ведет переговоры с Меньшой Орды (Малого жуза)  главным старшиной и тарханом Сырымом Датовым о признании коллегиальных советов, подчиненных Пограничному суду в Оренбурге. И добивается успеха… В 1790 г. правитель Уфимского наместничества барон А.А. Пеутлинг посылает уже муфтия ОМДС Мухаммеджана Хусаина для переговоров со Сырымом Датовым. От этой поездки сохранился уникальный дневник. Муфтий на основании информации от татарских купцов и имамов, живущих в степях, сообщает о насилии со стороны уральских казаков в отношении казахов. Он предлагает меры по организации ярмарки в степи, освобождению казахов из тюрем, прекращению захвата кочевий. Но А.А. Пеутлинг предпочитает не применять меры, и казахи не идут на компромисс: следуют новые столкновения в степи, набеги, захват заложников.  Увы, религиозная власть может выступать честным посредником только, если ее функции арбитра признают обе стороны. Но если посредничество не принято, то льется кровь. И здесь  между восемнадцатым и двадцать первым веком нет особой разницы…

 

А. Хабутдинов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/13303/">ISLAMRF.RU: 220 лет миссии оренбургского муфтия Мухаммеджана Хусаина (1790 г.)</a>