RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Улем и просветитель - Хамидулла Альмушев. 155 лет со дня рождения

10.09.2010 09:52

Альмушев, Хамидулла б. Фатхулла б. Тянгребирде б. Асян б. Тимербулат б. Морзай б. Файзулла б. Фаизхан б. Жомгакол б. Юнес б. Якуб (1855–1929) – улем и просветитель, глубокий знаток исламской культуры, имам-хатыб 4-й соборной мечети (постр. в 1887 г.) с. Петряксы / Петрякс (ныне Пильнинского р-на Нижегородской обл.), основатель и преподаватель местного медресе, известного среди мусульман как «медресе Хамидуллы».

 

Родился в религиозной крестьянской семье. С 6 лет учился грамоте и основам веры в мектебе при мечети. В возрасте 8 лет отец отправил способного к наукам сына учиться в Бухару, где в одной из мечетей служил имамом старший брат А.Тахир. А. проучился в медресе Бухары и Самарканда 10 лет, изучая там богословские науки, араб., тюрки, перс. яз, историю, философию, астрономию, географию, математику, медицину, эстетику.

 

За это время А. стал хафизом, написал несколько очерков по истории Ислама, жизни мусульманских народов Востока. Зарабатывал на жизнь переводами богословских и научных трудов, приобрел в ученых кругах Бухары и Самарканда репутацию любознательного и талантливого молодого богослова. Во второй пол. 70-х гг., получив от своих наставников соответствующие рекомендательные письма, переехал
в Петербург, где прошли следующие 20 лет становления его личности от молодого учителя детей мусульманской знати до зрелого служителя веры, имама столичной мечети, удостоенного чести вести религиозную службу в Петергофе, в мусульманских частях императорской гвардии. Здесь же он прошел срочную воинскую службу.

 

Столичная жизнь обогатила А. не только знаниями, но и знакомством с видными представителями татарской интеллигенции, мусульманскими богословами и просветителями того времени. Здесь он познакомился с покровительствовавшим ему в дальнейшем татарским предпринимателем и общественным деятелем Г.  Максудовым и с выдающимся просветителем, востоковедом Р.  Фахретдиновым. В эти годы во время одной из поездок на родину женился на старшей дочери Аллямова Садретдина-ишана Гильмикамал-абыстай (1869–1942), хорошо знавшей арабский язык и помогавшей матери Хуббальнисе в обучении девушек основам Ислама.

 

В 1892 г., после смерти имама-хатыба 4-й соборной мечети с. Петряксы С. Абдрахимова, односельчане обратились к А. с приглашением занять эту должность. Через год он дал согласие и в 1894г. был утвержден на этом посту указом муфтия ОМДС М. Султанова. А. отлично владел русским языком, глубоко знал шариат и государственные законы. Его знания были востребованы уездными и губернскими властями, с чем были связаны его частые поездки по татарским селам Нижегородчины, во время которых он защищал интересы мусульман при решении спорных вопросов. А. был грамотным преподавателем; не случайно Г.  Максудов доверил ему обучение своих сыновей. А. был образцовым имамом, подлинным духовным наставником; учил детей не только в школе, но и у себя дома; наставляя на путь истинный прихожан, своей жизнью подавая им пример мусульманина, беззаветно исполняющего моральные требования своей религии.

 

В 1899–1901 гг. А. совершил хадж, по пути в Аравию проехав через территорию современных Польши, Венгрии, Турции, Греции, Ливана, Сирии, Палестины и Египта. В ходе этой поездки А. посещал достопримечательности, описывая быт и традиции местных жителей; встречался с известными учеными тех лет, брал у них уроки. От этой поездки остался дневник, написанный на поволжском тюрки (старотатарском языке), богатом арабизмами и фарсизмами. Путевые заметки легли в основу книги «Хадж-наме». (Путевые заметки. – Н.Новгород, 2006). Кроме того, А. собрал большую коллекцию ценных рукописей, книг, наглядных пособий, которые он использовал впоследствии в своей преподавательской деятельности. В 1907г. А.  основал школу для девочек, где преподавали (устные предметы) его дочери Магсума и Сафия, окончившие Касимовское медресе. В период советской власти с его благословения в селе открылась первая светская школа колхозной молодежи, в которой долгие годы преподавали его дочери.

 

С ужесточением политики властей по отношению к служителям веры А. не оставил преподавательской деятельности и подготовил немало молодых людей, посвятивших себя служению Исламу. В их числе был учившийся у него в 1926–1928гг. выпускник медресе «Мухаммадия», в 1956–1986гг. – имам-хатыб Московской Соборной мечети А.  Мустафин, его брат Яхия и шурин Абу-Бекр (с. Шубино), Осман Асфандияров (с.Кочко-Пожарки), Сафиулла (с.Ст. Мочалеи) и др.

 

В 1928 г. в доме А. был произведен обыск, но представители власти не решились арестовать 73-летнего имама, опасаясь вызвать этим волнения среди жителей села.

 

А. скончался 7 июля 1929г. в возрасте 74 лет. «Медресе Хамидуллы» было закрыто, а 4-я соборная мечеть, службе в которой А. отдал 35 лет своей жизни, была разобрана последней из петряксинских мечетей, пережив их почти на 10 лет.

 

В 1934 г. «за контрреволюционную деятельность» был арестован единственный сын А. – Альмушев Мунир (1900–1952). Он был осужден сначала на три, а в 1937г. – на 10 лет исправительно-трудовых работ на Колыме; вернулся в 1952 г. слепым и прожил всего два месяца после возвращения.

 

Новая мечеть в Петряксах, построенная в 2002г. на месте 4-й соборной мечети, в память об этом выдающемся человеке, имаме, духовном наставнике, названа мечетью Хамидуллы.

 

 

 

Йолдыз Алимова

Дамир Мухетдинов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/13546/">ISLAMRF.RU: Улем и просветитель - Хамидулла Альмушев. 155 лет со дня рождения</a>