RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

К 135-летию со дня рождения лидера татарского национального движения Мусы Бигиева

29.10.2010 13:14

Бигиев (Бигеев, Биги) Муса Яруллович (1874–1949) – теолог, общественный деятель, один из лидеров татарского национального движения, сыграл важную роль в становлении и возрождении духовной культуры татарского народа нового и новейшего времени.

 

Родился в селе Кикино Пензенской губернии 7 января 1874 года (25 декабря 1873 года по старому стилю). Рано лишившись отца, служившего ахуном в Ростове-на-Дону и занимавшегося предпринимательством, воспитывался матерью вместе с братом Захиром – будущим основоположником татарской прозы нового времени. Учился в Ростовском реальном училище, позже в «Приозерном» («Кюл буе») медресе в Казани; затем обучался у религиозных наставников в Бухаре. После неудавшейся попытки получить светское образование в Ростове отправился в Стамбул, где по совету своего соотечественника известного татарского писателя Мусы Акъегет-Заде решил продолжить религиозное образование.

 

Отправился в каирский университет аль-Азхар, где брал уроки по религии у некоторых преподавателей, в том числе посещал занятия известного арабского религиозного реформатора Мухаммада Абдо; занимался в основном самостоятельно в библиотеках Каира. Позже в течение двух лет обучался в Мекке и Медине, Индии. Вернувшись в Каир, занялся научными исследованиями. Здесь он написал работу «Тарих аль-Куран ва-ль-масахиф» («История Корана и его списков»), которая в 1905 году вышла в Казани отдельной книгой, а в 1907 году публиковалась в каирском журнале «аль-Манар».

 

В 1904 году вернулся на родину и уехал в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем юридического факультета Петербургского университета. Активно включился в общественно-политическую жизнь: выступал одним из организаторов Всероссийских мусульманских съездов, проходивших в 1905–1906 годах в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, участвовал в составлении программы и устава партии «Иттифак аль-муслимин».

 

Либеральные воззрения Бигиева включали не только новое в религии и образовании, но и взгляды на реформу политической системы России. В Петербурге совместно с Г.-Р. Ибрагимовым Бигиев участвовал в издании газет «Ат-Тилмиз» и «Ульфат», выступал на их страницах с большим числом статей. Также печатался в газетах «Вакыт», «Аль-аср аль-джадид», приняв идеи джадидизма; свои работы подписывал как Муса Джаруллах. В 1912 году подготовил к публикации перевод Корана на татарский язык, так и не вышедший в свет. В 1913 году вместе со своим соратником, известным татарским писателем Гаязом Исхаки, начал издавать газету «Иль» («Страна»), которая через короткое время была закрыта. В своих теологических воззрениях пошел дальше татарских религиозных реформаторов (А. Курсави, А. Утыз-Имяни и Ш. Марджани), предлагая совместить знания Корана, Сунны, всего лучшего из правовых школ с современным знанием, выступая против изучения в медресе калама (спекулятивной теологии).

 

Много внимания уделяя общественной деятельности, Бигиев не забывал о научной работе. В это время вышли его многочисленные труды, посвященные религии и философии. Среди них «Пост в длинные дни» (1912), «Установления фикха» (1912) и вызвавшая большой резонанс среди общественности «Доказательства Божьей всемилости» (1911). Поднятая им идея о том, что милость Аллаха объемлет всех людей, независимо от их религиозной принадлежности, противоречила основополагающим принципам ортодоксального Ислама, хотя была не нова в истории религий, как в Исламе, так и в христианстве. Новые идеи Бигиева получили резонанс на Ближнем и Среднем Востоке. Так, известный турецкий теолог Мустафа Сабри (1869–1954) критиковал деятельность Бигиева за то, что он порицал некоторых авторитетных факихов, мутакаллимов. В журнале «Исторический вестник» в 1914 году о Бигиеве была опубликована статья «Мусульманский Лютер».

 

В июне 1914 года Бигиев был активным участником и секретарем IV Всероссийского мусульманского съезда в Санкт-Петербурге. Принимал активное участие в жизни петроградских мусульман, являлся членом ревизионной комиссии Мусульманского благотворительного общества столицы. После Февральской революции 1917 года был избран ахуном первого мусульманского прихода и стал имам-хатыбом Соборной мечети Петрограда. В мае 1917 года участвовал в работе московского Всероссийского мусульманского съезда, где исполнял обязанности секретаря и баллотировался на пост муфтия. Был избран членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шуро), который позже выдвигал Бигиева кандидатом для выборов во Всероссийское Учредительное собрание.

 

Бигиев выступал на всех съездах, вел их стенографические отчеты; впоследствии, в 1917 году, наряду с некоторыми документами общественно-политической жизни татар того времени издал их отдельной книгой «Основы реформ». После Октябрьской революции 1917 года Бигиев, приняв советскую власть, пытался сотрудничать с нею. Он встречался с В. И. Лениным и наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным.

 

Бигиев принимал участие в 1-м Краевом съезде мусульман Петроградского национального округа (со 2 декабря 1917 года), куда собрались свыше 50 делегатов из Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Петроградской губерний и Прибалтийского края. На съезде Бигиев возглавил финансовый отдел Петроградского окружного отделения Национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири (Милли Идарэ).

 

В 1918 году с февраля по март Бигиев издавал в Петрограде газету «Аль-Минбар». В 1920 и 1923 годах был делегатом Всероссийских (уфимских) съездов. В 1921 году был задержан сроком на 50 дней Ташкентским ЧК, в ноябре 1923 года был арестован в Москве, затем подвергнут по постановлению комиссии по административным высылкам высылке на 2 года из Петрограда в Москву под надзор властей.

 

После возвращения в Петроград Бигиев стал советским служащим, получив должность научного работника областного отдела народного просвещения. В 1926 году он участвовал в работе мусульманского съезда в Уфе и Всемирного мусульманского конгресса в Мекке как религиозный ученый, получивший широкое признание в исламском мире.

 

Испытывая материальные трудности, в атмосфере фактической травли Бигиев был вынужден бежать из России через Среднюю Азию. Афганистан, Индия, Египет, Иран, Финляндия, Германия, Япония, Китай, Ява, Суматра – страны, в которых с 1930 по 1949 год он жил и работал. Последний год жизни он провел в приюте для пожилых людей в Каире, где и умер в 1949 году.

 

А. Н. Тагирджанова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/14046/">ISLAMRF.RU: К 135-летию со дня рождения лидера татарского национального движения Мусы Бигиева</a>