RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Татарские потомки дагестанского шейха

11.01.2011 17:53

Интересный город Астрахань. Когда я впервые летел туда, то, признаться честно, даже не подозревал, что увижу и узнаю там так много интересного. Собственно говоря, что мы знаем об Астрахани и Нижнем Поволжье вообще? Знаем о том, что здесь была столица (вторая, более поздняя) Хазарского каганата, в котором начал распространяться ислам. Также знаем о том, что позднее здесь же располагалась другая столица другой Евразийской империи – Золотой Орды. После его развала в Нижнем Поволжье возникло Астраханское ханство. Столицей его был город Хаджитархан (в черте современного города Астрахань), рядом с которым и была построена новая, русская Астрахань. Отсюда развилось дальнейшее наступление России в восточном и южном направлениях. Впрочем, русской Астрахань по составу своего населения никогда и не была. По-видимому, сказалось окраинное и анклавное положение города, окруженного другими народами. 

 

Во множестве проживали представители различных народов и в самом городе Астрахани. По подсчетам историков, в XVII – XVIII веках русское население составляло меньшинство в населении города. В то же время город этот давал весьма значительную долю налоговых поступлений в российскую казну, через него шли торговые и дипломатические контакты. Многие из них обеспечивались посредством постоянно проживающих здесь жителей иностранного происхождения. По словам иностранных путешественников Адама Олеария и Дженкинсона, российских ученых Татищева, Гмелина, Георги (последние оба - выходцы из Германии), в столице Нижнего Поволжья большая часть иностранной торговли была сконцентрирована в руках бухарских, армянских, индийских, персидских купцов. Известно о проживании здесь арабов, грузин, греков, не говоря уже о казахах и дагестанцах. Чем не современный Москвабад!? И, между прочим, местное население никогда не выступало против этого разнообразия, потому что именно за счет него во многом процветало.

 

По выражению местных историков и архивистов, в XVII – XVIII веках мусульманская часть города превышала русскую часть и по количеству населения, и по занимаемой территории городских кварталов. Основу мусульманского городского населения составляли татары – местные: юртовские, которые, возможно, представляют из себя потомков еще хазар, несколько более поздние ногаеязычные карагаши и кундровцы и переселенцы из Среднего Поволжья – казанские и мишари. В одном из очень крупных татарских районов города – Зацаревской слободе Тияк (к моменту революции там насчитывалось от 15 до 18 мечетей) до сих пор выделяют Казан эче и Карагаш эче (Казанский угол и Карагашский угол). Но сейчас речь не о Тияке.

 

Но самый большой сюрприз ожидал меня не в Тияке, а в татарских слободах Земляного города. Меня пригласили здесь на маджлис. Само по себе событие не особо знаменательное, если бы не одно интересное обстоятельство – меня пригласили на маджлис к татарским потомкам дагестанского суфийского шейха Махмуд-афанди из Алмало.

 

Махмуд-афанди, будучи весьма образованным человеком, являлся секретарем у Елисуйского султана Даниял-бек-султана – одного из владетелей на территории северного Азербайджана (Джаро-Белоканская зона, современный Кахский район Республики Азербайджан). Шейх накшбандийского тариката, он был сослан за участие в восстании имама Шамиля в Пермь. В ссылке продолжил свое обучение, и после вернулся в Алмало уже авторитетным шейхом. Ближе к концу жизни опять попал в ссылку, на этот раз уже в Астрахань. Вообще среди дагестанцев Астрахань слывет «ссыльным городом», наверное, потому, что именно через нее отправлялись в ссылку участники многочисленных восстаний и возмущений. Для многих она была не пунктом пересылки, а конечным местом пребывания, к таким относится не только Махмуд-афанди, но также и Сайфулла-кади Башларов.

 

Но вернемся к шейху из Алмало. В этой ссылке он, будучи пожилым человеком, скончался, здесь же и был похоронен. Но у него остались в этом южном (по отношению к остальной России), но северном (по отношению к Дагестану) городе потомки. Самое же интересное в этой ситуации то, что эти потомки дагестанского шейха – татары! Я сам лично был у них в гостях на маджлисе, проведенном по всем татарским правилам и адатам (учитывая местные традиции, во многом отличные от казанских или мишарских маджлисов), разговаривал и общался с прямыми потомками Махмуд-афанди – правнучкой и праправнуками. Все они, считая себя татарами, разговаривая по-татарски, соблюдая все обычаи, помнят своего славного предка и гордятся им. Более того, они общаются со своими родственниками по дагестанской линии (нельзя же родство забывать). Ввиду того, что память о шейхе очень чтится в Дагестане, у них регулярно постоянно бывают посетители из этой республики. Но и этот момент отнюдь не мешает им сохранять свою татарскую идентичность. 

Между прочим, не совсем понятен вопрос об этнической принадлежности населения Алмало и Махмуд-афанди, в частности. Одним источники утверждают, что он аварец, другие, что он лезгин, третьи, что он азербайджанец, наконец, в интернете имеется версия об ингилойском (группа грузин-мусульман) происхождении этого села. Впрочем, как это часто бывало, феодальная знать могла и не относиться к основному населению. Но, вне зависимости от того, кто был известный ученый и суфий по своей этнической принадлежности, поразительным является сохранение памяти о нем среди его татарских потомков. Этот факт еще раз показывает, каким причудливым образом переплетаются наши корни, и как могут объединиться кажущиеся несовместимыми идентичности. 

 

Ахмад Макаров

 

На фото:

1. Татарские потомки Махмуда-афанди, правнуки шейха: Шафика-апа, Халиль-абы и Равиль-абы

2. Портрет шейха в доме его потомков

3. Часто посещаемая могила Махмуд-афанди в Астрахани, шейх похоронен рядом с учителем Узбек-хана Баба-Туклесом

4. Карта Астрахани в XVII веке

5. Астраханский кремль

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/14714/">ISLAMRF.RU: Татарские потомки дагестанского шейха</a>