RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Великие женщины раннего Ислама

21.02.2008 16:04

История великих женщин Ислама привлекает интерес не только мусульман, но и людей других культур и вероисповеданий. Их биографии – это образцы поведения, которым сегодня стремятся подражать последовательницы Ислама во всех уголках земного шара. В отличие от канонизированных женщин других религий, великие мусульманки были и остались земными женщинами. Их отличали от современниц глубокая вера, мудрость, порядочность, преданность идеалам Ислама.

    Женские историографии «золотого века Ислама» содержатся в хадисах и трудах ранних мусульманских богословов. Для мусульманок хадисы, в которых подробно говорится о женщинах или которые восходят к женам Пророка, являются вторым священным источником после Корана. Эти хадисы порой имеют для них даже большее значение, так как Пророк обращается специально к женщинам, говорит о них или совершает определенные поступки по отношению к женщинам из своего окружения.

Среди первых мусульманок, чьи биографии или жизненные эпизоды известны нам из хадисов, особое место занимают жены Пророка. Безусловно, они пользовались чрезвычайным авторитетом среди своих единоверцев, но одновременно их жизнь со всеми своими житейскими неурядицами протекала у всех на глазах. По мере распространения Ислама в средние века происходит постепенная идеализация образов всех первых мусульман, в том числе и жен Пророка. Это неизбежный процесс свойствен любой религии. В Исламе он нашел отражение в многотомных биографических сводах. Одним из наиболее полных собраний биографических сведений о первых женщинах-мусульманках является «Китаб ат-табакат аль-кубра» Ибн-Сада, (ум. 845 г.). Восьмой том его собрания так и называется - «О женщинах».

ПРОРОК СКАЗАЛ

«Самым совершенным в вере является тот верующий, кто обладает хорошим характером. Лучшим же из вас считается тот, кто хорошо относится к женщинам». (Хадис рассказал Абу-Хурайра, передал ат-Тирмизи) «Когда муж смотрит на жену и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падут сквозь пальцы». (Хадис рассказал Абу-Саид, передал Ар-Рафиги) «Праведная женщина лучше тысячи не совершающих благодеяния мужчин». (Хадис рассказал Умар ибн аль-Хаттаб) «Труд каждой из вас в доме – это и есть джихад на пути Аллаха». (Хадис рассказал Анас ибн Малик, передал аль-Байхаки).

Перевод Ильяса Зинатуллы. Из книги Хадисы о ценностях женщин.

Великих женщин Ислама условно можно разделить по нескольким критериям: женские коранические персонажи, родственницы Пророка, жены Мухаммада, его современницы, яркие последовательницы Ислама. Коранические персонажи – это Хава, Марьям, Хаджар, жена фараона и другие женщины, которые являются, скорее, символами, чем женщинами из плоти и крови. Они служат нравственно-религиозными критериями либо веры и святости (Хава, Марьям – мать Исы, Хаджар – мать Исмаила), либо неверия, рокового заблуждения (жена Лута, Абу-Лахаба).

Кровные родственницы Мухаммада – это его мать Амина, дочери Пророка, в этом же ряду стоят женщины, сыгравшие огромную роль в жизни Мухаммада, – его кормилица Халима и служанка Барака. В раннем детстве Мухаммад был отдан небогатой бедуинке Халиме, она воспитывала его как родного сына до пяти лет, ей первой была дана весть о том, что он станет выдающейся личностью.

Другой верной помощницей Пророка была абиссинская рабыня Барака. Она первой приняла его на руки после рождения, приглядывала за ним после смерти его матери, служила ему в доме Хадиджи. Мухаммад называл ее матерью. Барака была одной из первых, кто принял пророчество Мухаммада. Она говорила: «Я никогда не оставляла его, и он никогда не покидал меня». Барака сопровождала Мухаммада во многих его экспедициях, в том числе и военных, она ухаживала за ранеными, приносила воду воинам на передовые позиции. Смелость ее была беспредельной. Она пережила Пророка, и это был единственный человек, кто был с ним с самого момента рождения и до последнего вздоха. Статус Бараки в Исламе очень высок, несмотря на то, что в реальной жизни она была всего лишь рабыней.

 Жены Мухаммада являются одними из первых мусульманок. Это женщины, отмеченные особой печатью, их браку с Пророком предшествуют или сопутствуют чудесные явления. Одновременно Коран и хадисы показывают жен Мухаммада как обычных женщин, с их земными чувствами, эмоциональностью, вспыльчивостью, ревностью.

Среди всех мусульманок и жен Пророка на самом почетном месте, безусловно, стоит Хадиджа – первая жена Мухаммада. В исламской историографии она получила титул – Хадиджа аль-Кубра (великая) за ее неоценимый вклад в утверждение исламского монотеизма. Хадиджа была не только первой мусульманкой, она была первым последователем Ислама вообще, так как именно она первой узнала об откровении и приняла его. Хадиджа была единственной женой Пророка в течение их совместной жизни, что нередко было предметом ревности его последующих жен.

Хадиджа родилась в 555 году по григорианскому календарю. Это была состоятельная, уважаемая, знатная женщина, которая пользовалась авторитетом в Мекке. Она вела обширную торговлю. После двух браков она проживала одна с детьми и самостоятельно вела дела. Первоначально ее отношения с Мухаммадом носили деловой характер. Мухаммад был ее наемным служащим, которому было поручено провести ряд торговых операций в Сирии. По возвращении выяснилось, что ему удалось удвоить доход от этих сделок.

ПРОРОК СКАЗАЛ:

 «Женщина в период беременности, в период родов и в период кормления младенца, как стоящий на пути Аллаха стражник: если умрет в этот период, то награда ей будет, как шахиду». (Хадис рассказал Умар ибн аль-Хаттаб, передал ат-Табарани) «Тех мусульман, у кого умерло трое не достигших совершеннолетия детей, Всевышний Аллах введет в рай».У Пророка спросили: «А тех, у кого умерло двое детей?». Пророк ответил: «Их тоже». Снова спросили: «А тех, у кого умер один ребенок?». Пророк ответил: «И тех, у кого умер один ребенок, Всевышний введет в рай. Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, даже выкидыш введет их в рай, если родители, зная о награде, во время смерти детей будут терпеливы». (Хадис рассказал Мааз, передал ат-Табарани)

Из книги «Хадисы о ценностях женщин». Перевод Ильяса Зинатуллы.

Хадиджа заинтересовалась Мухаммадом, именно она через своих друзей и родственника предложила ему вступить в брак. Мухаммад первоначально был смущен. Знатная и состоятельная Хадиджа отвергла немало достойных претендентов на свою руку. Любопытно, что весьма ощутимая разница в возрасте (Хадиджа была старше будущего мужа на 15 лет) не слишком смущала людей. Несмотря на различные толкования, история их брака была историей любви, полного взаимопонимания и взаимной поддержки. У них было шестеро детей, хотя оба сына умерли в младенчестве. Однако своими дочерьми Мухаммад был вознагражден полностью.

Значение Хадиджи для всей истории Ислама огромно в силу того, что именно она поняла пророческий дар Мухаммада. После того как впервые Мухаммаду было ниспослано откровение на горе Хира, он вернулся домой в крайнем волнении. Хадиджа убедила его в том, что его видения – это не плод галлюцинации, а пророческий дар. Ее слова были: «Радуйся, о сын дяди, будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке моя душа, ты будешь пророком этой общины». Именно Хадиджа отвела своего супруга к своему дяде, христианину по имени Варака бин Науфаль, знатоку Торы и Библии, который подтвердил особую миссию Мухаммада.

Хадиджа поддерживала Мухаммада морально и материально в самые трудные годы его жизни, когда он подвергался гонениям и насмешкам. В течение двух-трех лет общине первых мусульман был объявлен бойкот мекканскими гражданами. Они даже подписали договор, в котором запрещалось вступать в брак с мусульманами, приобретать и продавать им товары. Годы бойкота были крайне тяжелым временем для последователей новой религии, так как их основным занятием была торговля. Тем не менее, все они, а Хадиджа в первую очередь, проявили стойкость. Хадиджа умерла в возрасте 65 лет в 620 г. на десятом году пророчества Мухаммада. О ней Пророк всегда вспоминал и был ей благодарен. Фактически на долю Хадиджи достались самые тяжелые годы рождения новой религии, тягот и лишений, преследований, эта великая женщина не увидела Мухаммада во всем величии и блеске его пророчества и признанной власти.

После кончины Хадиджи место любимой жены Пророка заняла Айша. Она чаще всех других награждается в исламской теологии почетным титулом «Мать верующих». Айша вошла в историю Ислама как знаток его догматов, толкователь Корана и шариата, верный свидетель последних лет и даже минут жизни Мухаммада. Но самое главное: Айша стала одним из достоверных передатчиков хадисов. Известно, что она передала от Пророка 2210 хадисов. После смерти Мухаммада многие люди обращались к ней с вопросами, интересовались ее мнением, она пользовалась непререкаемым авторитетом. В исламской историографии приводятся следующие слова ее современника: «Я не видел среди людей никого, кто бы знал больше об обязательствах и запретах Корана, истории арабов, поэзии, генеалогии, чем Айша». В собрании хадисов и толкований их имама аль-Захри также говорится об особом месте Айши в формировании мусульманского священного предания, богословия, права, фактически ее называют одним из первых факихов – знатоков исламского права, фикха. У аль-Захри сказано: «Если знания, которыми обладала Айша сравнить с знаниями всех других жен Пророка и женщин вообще, то познания Айши все равно больше».

Айша обладала разносторонними познаниями, и к ее мнению уже прислушивались, когда она была еще только девятилетней девочкой. Она не только передавала хадисы, но славилась точным знанием и толкованием Корана. Она знала и богословие, и арабскую поэзию, и медицину. Она была знатоком арабского языка и, по воспоминаниям очевидцев, требовала правильной, грамотной речи, исправляла грамматические ошибки. В мусульманской литературе имеется одна красивая история о том, как другая Айша, дочь Талхаха, племянница Айши, жены Пророка, находилась в кругу шейхов и образованных людей. Она удивила их прекрасным знанием истории арабов, хронологии событий Ислама и астрономии, она знала все названия звезд. Один из самых почтенных шейхов выразил свое удивление не тем, что она знала историю, а именно знанием астрономии. Тогда девушка сказала, что этому ее научила тетя Айша, жена Пророка. Она была прекрасным оратором, мастерски владела аудиторией, говорила образно, ее речь волновала. В хадисах Бухари приводятся следующие слова очевидца: «Я слышал речи Абу-Бакра, Умара, Усмана, Али, но никто не умел говорить так ясно и красиво, как Айша».

Жены Порока, жены и дочери халифов, шейхов, богословов заводили свои домашние школы, где обучали студентов истории, основам шариата, поэзии, грамматике. Эта традиция стала одной из доминирующих во всей истории мусульманской цивилизации. Именно женщины являются первыми и основными воспитательницами, учителями подрастающего поколения. С этим связан огромный статус домашнего образования в исламской традиции. Она сохраняется и по сегодняшний день. Домашнее образование ценится выше государственного школьного и вузовского, вот почему так велик статус образованной женщины в странах Ислама. Ведь она сможет дать своим детям наилучшее образование! Из истории Ислама известно много случаев, когда женщины обучали своих мужей, и те не видели в этом ничего зазорного. Например, дочь выдающегося ученого аль-Самарканди, Фатима, выйдя замуж за ученика отца, утром увидела, как ее муж куда-то собирается. На ее вопрос он ответил, что собирается в школу ее отца. Она сказала ему: «Сядь, я научу тебя всему тому, что знает мой отец». Целый месяц ее супруг не ходил на обучение, так как учился у своей жены, одной из блестящих ученых своего времени.

Женщины - ученые, богословы, факихи - были известны по всему мусульманскому миру. В мусульманской литературе упоминается более восьмисот женщин, которые передали хадисы непосредственно от Пророка, и все они считаются истинными. Аль-Хафиз ибн Асакир - один из известнейших ученых, который вошел в историю под именем «Хафиз аль-умма», то есть «учитель исламской общины» - говорит, что в течение жизни среди его учителей было свыше восьмисот женщин. Если учесть, что этот ученый редко покидал место жительства, никогда не был ни в Египте, ни в Андалусии, ни в Северной Африке, которые славились блестяще образованными женщинами, то можно представить себе размах и влияние женщин-интеллектуалок. Авторитетный мусульманский богослов заметил, что он насчитал более четырехсот мужчин, передатчиков хадисов, которые вызывали сомнения в их достоверности, но не знал ни одной женщины, чей пересказ отвергался или подвергался сомнению.

Жены Пророка почитаются в Исламе наряду с шахидами, муджахиддинами, воинами, павшими в боях за истинную веру. Но битва женщин иная – их полем боя является утверждение новой нравственности, исламских ценностей, норм и правил поведения. Если принять во внимание, что они жили в условиях язычества, джахилийи, то можно представить, сколько им пришлось вынести в борьбе за утверждение строгой исламской морали и качественно нового образа жизни, построенного на безусловном монотеизме. Все, что делали жены Пророка, как они одевались, питались, переносили болезни, тяготы и лишения, насколько усердны они были в молитвах и религиозных ритуалах, насколько щедры они были в подаяниях, находилось под прицелом глаз всей общины и политеистического окружения. Их поступки носили нормативный характер.

***

Другой группой женщин, особо почитаемых в Исламе, являются сподвижницы Пророка – женщины, которые добровольно приняли Ислам, пожертвовав для этого своим имуществом, положением, нередко семейным счастьем. Это женщины мухаджиры (переселенки), те которые сопровождали Пророка во время его переселении из Мекки в Медину.

Одной из наиболее ярких женщин из числа мухаджиров является Асма, дочь Абу-Бакра, первого после Мухаммада в истории Ислама халифа. Она была сестрой Айши по отцу. Асма стала восемнадцатым человеком, принявшим мусульманскую веру. Переезд Мухаммада в Медину состоялся в обстановке строгой секретности, так как существовала реальная угроза его жизни от рук курейшитов. Асма была одной из немногих, кто знал план отъезда. Именно она готовила еду и запасы воды для переселенцев. По пути в Медину Асма родила сына, назвав его Абдалла; он был встречен шумными возгласами, так как это был один из первых новорожденных мусульман. Асма жила в крайней бедности, ей приходилось тяжко работать, но она никогда не роптала на свою судьбу. В мусульманской историографии приводится следующая история из жизни Асмы. Ее мать оставалась жить в Мекке и продолжала поклоняться языческим богам. Однажды она приехала с богатыми подарками навестить свою дочь в Медине. Прежде чем принять свою мать и подарки, Асма послала гонца к Пророку, чтобы узнать, как ей надлежит вести себя с матерью-идолопоклонницей. Пророк сказал ей, что она обязана принять и мать, и ее дары. Другой сюжет повествует о том, как однажды сын привез ей из Ирака роскошное платье. Асма, которая всю жизнь провела в лишениях, отказалась принять его, так как платье слишком подчеркивало контуры ее тела, а это противоречит нормам шариата.

С именем Асмы связана и другая история, которая до сих пор волнует сердца мусульман по всему миру. Будучи столетней, уже слепой женщиной, Асма встретилась со своим сыном, который должен был принять участие в неравном бою. Он спросил совета, как ему быть, так как смерть казалась неминуемой. Асма сказала ему, что он должен бороться за правое дело, даже если это будет стоить ему жизни. «Я не боюсь смерти за веру, я боюсь боли и страданий», - сказал Абдулла. «Баран, зарезанный во имя Ислама, не чувствует боли», - ответила его мать (имеется в виду животное, которое приносится в жертву в дни хаджжа). В той битве сын был убит, а через несколько дней умерла и сама Асма.

Другой категорией женщин-сподвижниц Пророка являются мусульманки из числа ансаров (помощников), тех жителей Медины, которые после переселения оказали поддержку Мухаммаду. Среди жителей Медины было немало женщин, которые сразу и безоговорочно вошли в общину мусульман. Одна из них – Умм-Сулайм, дочь Милхана, она также известна в мусульманских источниках как Румайза или Гумайза. Она вышла замуж за Малика и родила ему сына. После принятия ею Ислама Малик был страшно рассержен, в том числе и за то, что жена способствовала обращению в Ислам их сына. В конце концов он проклял ее и развелся с Румайзой, но она осталась верна религии. Вскоре ее супруг был убит кем-то из его личных врагов, и она одна воспитывала сына. В десятилетнем возрасте эта женщина отдала сына в дом Пророка, чтобы он помогал ему и одновременно учился у него. К ней посватался один из самых богатых, сильных и красивых молодых людей Медины. Она ответила ему, что мусульманка не может выйти замуж за человека, который покланяется куску дерева (идолу). Но если он примет Ислам, то это будет лучшим махром (выкупом за невесту) для нее, и она отдаст ему руку и сердце. Он приходил к ней с более пышными дарами, но она также отвергала его, говоря: «Как можешь ты поклоняться куску дерева, срубленному обычным человеком?» В конце концов молодой человек принял Ислам и предложил свое богатство Умм-Сулайм, но она отказалась, сказав, что райская награда за то, что с ее помощью человек обратился в Ислам, для нее выше всех богатств.

ЖЕНЩИНА ВПЕРЕДИ ПРОРОКА!

 Со слов Абу-Хурайры, посланник Аллаха сказал: «Всевышний Аллах запретил войти в рай кому-либо до меня. Когда я буду подходить к двери Рая, то я увижу, что справа от меня одна женщина хочет войти в рай впереди меня. Я спрошу о том, почему она хочет войти впереди меня. И мне скажут: «О Мухаммад, эта женщина была красавицей, но, несмотря на это, она взяла на воспитание сирот-девочек, была терпелива к ним и вырастила их. За это Всевышний Аллах возблагодарил ее».

Однако история Ислама знает немало женщин, которые боролись за его утверждение и с оружием в руках. Одна из них – это Насиба, дочь Каб аль-Мазинийа, которая прославилась в битве при Ухуде. В начале битвы она наряду с другими женщинами приносила воду и перевязывала раненых. Однако в решающий момент, когда часть воинов обратилась в бегство, Насиба с мечом в руках примкнула к небольшой группе, которая осталась с Пророком. Она защищала его вместе с мужчинами, так что позже Мухаммад сказал: «Куда бы я ни повернулся, направо или налево, я видел Насибу, которая боролась за меня». В этой же битве был тяжело ранен ее сын. Насиба подошла к нему, перевязала раны и сказала, чтобы он встал в строй и убил своего врага. Она участвовала и в позднейших битвах, была неоднократно ранена, а в одной из битв во времена халифа Абу-Бакра получила 11 ран и лишилась руки. Насиба была примером настоящего шахида, потому Пророк часто говорил, что она из тех, кто сопроводит его в рай. История раннего Ислама изобилует образами женщин, сражающихся в одном ряду с их мужьями и сыновьями.

Среди всех великих женщин Ислама, которые оказали огромное влияние на становление и развитие мусульманской цивилизации, особое место занимает дочь Пророка и Хадиджи – Фатима. Трудно переоценить значение этой персоналии в идеализации образа истинной мусульманки, в воспитании новых поколений женщин исламского мира. Рука Фатимы, сделанная из золота или фарфора, является широко известным талисманом во всем мире.

Фатима родилась в Мекке за три месяца до начала пророческой миссии Мухаммада. Этой девочке суждено было стать одной из самых ближайших сподвижниц и помощниц своего великого отца, женой и другом-единомышленником его любимого племянника Али, матерью двух шахидов, признаваемых святыми всеми мусульманами, особенно шиитами – Хасана и Хусейна. В хадисах Бухари приводятся следующие слова Пророка: «Фатима – предводительница женщин рая». Фатима также удостоилась чести продолжить род Пророка, называемый Ал ан-наби, она пережила всех своих братьев и сестер, родила трех сыновей и двух дочерей. Любовь и уважение Мухаммада к Фатиме могут стать примером идеальных отношений отца и дочери, отношений, основанных на взаимном уважении, требовательности, взаимопомощи. И это при уже известном нам сдержанном отношении отца к рождению дочери не только на Востоке, но и во всех культурах. В самом начале пророчества, непонимаемый и гонимый, Мухаммад проповедовал на улицах Мекки, и всегда рядом с ним находилась его маленькая дочь.

В хадисах Тирмизи приводится рассказ Айши, заслуживающий того, чтобы привести его полностью, настолько точно он передает атмосферу, царившую в семье Мухаммада: «Я не видела никого, кто бы так походил на Посланника Аллаха характером и внешним видом, этикой и прекрасным нравом, природой и поведением, как Фатима. Когда Фатима приходила к Пророку, он встречал ее стоя и уступал ей подушку, на которой сидел. Когда же Посланник Аллаха шел к Фатиме, она встречала его стоя, целовала ему руки и сажала его на свое место».

После смерти Мухаммада Фатима оказала громадную поддержку своему мужу в борьбе за престол Халифа. Она пережила своего отца лишь на полгода. Перед смертью Фатима совершила полное омовение, облачилась в чистые одежды и сказала Али: «Отнеси меня на кладбище, чтобы не коснулась меня ничья рука, и похорони там».

***

Интерпретация образов первых мусульманок – это постоянный процесс. В каждую историческую эпоху эти образы наполняются новым содержанием. В эпоху мусульманского средневековья, когда воцарился патриархальный строй, исламские теологи особенное внимание обращали на те хадисы, в которых описывался строгий, аскетический образ жизни жен Мухаммада. Пристально рассматривались аяты Корана и хадисы, где говорилось о требованиях к нравственности, женской одежде, к хиджабу, об устройстве женской половины дома, о различных правилах, табу, ограничениях, лимитировавших свободу передвижения женщины, ее активности.

В эпоху деколонизации мусульманских стран внимание акцентировалось на иных качествах первых мусульманок – их смелости, образованности, активности. Во времена исламского возрождения конца ХХ века образы идеальных мусульманок стали подаваться в ином ракурсе. Первые мусульманки, особенно жены Пророка, представлялись как женщины-воины, защитницы Ислама, в том числе и с оружием в руках, самоотверженно преданные идеалам мусульманской религии, готовые пожертвовать своим личным счастьем, семьей, имуществом ради утверждения идеалов монотеизма.

В современной мусульманской литературе первые мусульманки предстают в новом качестве – как хранительницы семейного очага, как борцы за возвращение женщине ее изначального предназначения. Одновременно с этим пропагандируется образ женщины-муджахиддина, которая жертвует всем, в том числе и жизнью, на пути служения Аллаху. Тем более, что ранняя история Ислама дает такие примеры. В «Сире», написанной одним из самых авторитетных ученых – Ибн-Хишамом, приводится биография Сумайи, первой женщины-шахида, павшей во имя веры, за утверждение исламского вероучения. Сумайя была вольноотпущенницей сыновей Махзума. Когда они узнали о том, что она приняла Ислам, то стали пытать ее и ее семью на раскаленном песке в жаркий день. Сумайя терпеливо сносила все пытки, тогда Абу-Джахль – один из главных противников Мухаммада – копьем лишил ее жизни. С тех пор во всем мусульманском мире образ Сумайи является образцом беспримерного мужества и служения Аллаху. Обращение к образу женщин-мучениц во имя веры, безусловно, связано с ростом радикализма и экстремизма в таких странах, как Палестина, Ирак, Афганистан, Чечня.

Для современных мусульман и мусульманок имеется прекрасное руководство в лице жен Пророка и других великих женщин, которые внесли огромный вклад в развитие Ислама, превращение его в мировую религию, сумели соединить духовность, активную социальную роль с традиционным женским предназначением.

 

Гульнар Балтанова
доктор философских наук, профессор

Материал опубликован в Российском журнале исламской доктрины «Минарет» № 4(7) 2005

 

21.02.2008

 

Ссылки по теме:

Мусульманка в поэзии

Под покрывалом

08-02-08 Православный архиепископ Екатеринбурга призывает женщин брать пример с мусульманок

06-02-08 В Казани откроется Центр семейного очага «Бэрэкэт»

«Идеальный мусульманин + идеальная мусульманка=?»

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/1685/">ISLAMRF.RU: Великие женщины раннего Ислама</a>