RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Многоликий Насреддин»

26.02.2008 10:51

Насреддин держит слово

- Сколько тебе лет? – спросили однажды ходжу Насреддина.

- Сорок, – ответил он.

Через некоторое время его опять спросили о возрасте.

- Мне сорок лет, – снова ответил он.

Люди стали смеяться.

- Как же так, – говорят. – Разве ты не сказал уже несколько лет назад, что тебе сорок лет? И теперь опять сорок?

- Как вы не понимаете? – отвечал ходжа. – Если честный человек однажды что-то сказал, он должен держать свое слово. Ведь, если я вам сейчас скажу, что Бог один, неужели через несколько лет я должен заявить, что их много?

Знание арабского

Насреддина спрашивают:

- Как по-арабски будет «холодное кушанье».

Насреддин не знал и потому ответил:

- Арабы ни за что не допустят, чтобы кушанье остыло.

Если развяжется

Однажды у ходжи Насреддина отвязался теленок и убежал. Схватил эфенди хворостину и стал хлестать другого привязанного теленка.

- Зачем ты бьешь его? – спросили у ходжи.

- Он не лучше. Если отвяжется, побежит еще быстрее, – ответил тот.

Бог знал, что делал

Сидел однажды Насреддин в саду под ореховым деревом и размышлял о том, почему тыквы и дыни - такие большие, но растут на таких невзрачных стеблях, а маленькие орехи – на таком огромном дереве.

- Странное дело! – говорил он. – Похоже, что Бог не очень утруждал себя, создавая этот мир. Иначе он поместил бы тыквы и дыни на деревья, соответствующие их величине, а ореховое дерево сделал бы маленьким растением.

В это время сильный порыв ветра сорвал с дерева орех, и тот угодил ему прямо в лоб. Насреддин взвыл от боли и сказал:

- О, Бог знал, что делал. Это я плохо рассудил. Если бы этот орех был с размером с тыкву или дыню, он размозжил бы мне голову.

О бороде священнослужителя

Однажды на базаре ходжа Насреддин увидел муллу с неимоверно длинной, окладистой бородой. Насреддин вырвал из своей бороды три волоска, подошел к мулле и предложил эти волоски купить.

- Сколько же ты просишь за них? – спросил мулла, желая посмеяться над ходжой.

- Сто червонцев, - ответил Насреддин.

- Это очень дорого.

- Тогда бери за пятьдесят.

- Нет, и этой цены не дам.

- Ладно давай десять.

- Да они и ломаного гроша не стоят, - сказал мулла.

Тогда Насреддин схватил муллу за бороду, дернул ее как следует и закричал:

- Какого же беса тогда носишь эту бороду, если ни в грош ее не ставишь?!

Не знаю

Насреддин произносил проповедь, и кто-то задал ему каверзный вопрос.

- Не знаю, – ответил Насреддин.

- Зачем же в таком случае ты забрался на минбар? – не унимался слушатель, и Насреддин отрезал:

- Мои знания возвысили меня до минбара. Если бы я захотел взобраться на высоту своего невежества, то пришлось бы строить минбар до самого неба.

Советы дьявола

Однажды ходжа Насреддин читал пастве проповедь.

— Как вам известно,— говорил он, — Господь Бог создал из глины Адама. Чтобы одному ему не было скучно, Господь создал также и Еву и поместил их в раю. Там же, в раю, обитал черт, которого все ангелы небесные звали Иблис. Только он чертом тогда еще не был. Приглянулась ему Ева, и он начал приставать к ней со всякими непристойностями. Разгневался на него Аллах и, выгнав из рая, превратил его в дьявола. С тех пор дьявол возненавидел людей и всегда старается сбивать их с пути. Это я вам говорю для того, чтобы вы знали и не поддавались ему...

Один из прихожан, человек, злой на язык, обратился к ходже:

— Вот вы черните дьявола и ругаете, а он подошел сейчас ко мне и хочет сбить меня с пути...

— Что же он говорит тебе?

— Он говорит мне: ты уважаемый и почтенный, у тебя два халата и оба новехоньки, а у вашего имама только один, да и тот ветхий и рваный. Разве слову такого человека можно верить?

— А вам дьявол не посоветовал снять один халат и подарить его вашему имаму? — спросил ходжа.

Как Насреддин был муллой

Жители соседнего аула предложили Насреддину быть аульным муллой. Насреддин охотно согласился и вскоре перебрался на новое место.

Однажды после намаза жители аула попросили его о чем-нибудь рассказать.

— А знаете ли вы, о чем я буду говорить? — спросил Насреддин.

— Нет, не знаем,— дружно ответили присутствующие.

— Если не знаете, то не стоит вам, дуракам, и рассказывать, — ответил Насреддин и пошел домой.

На второй день люди снова попросили Насреддина что-нибудь рассказать.

— А знаете ли вы, о чем я хочу рассказать? — спросил Насреддин.

— Знаем, знаем,— закричали все.

— Раз знаете, то нечего вам и рассказывать.

На третий день сельчане опять повторили просьбу.

— А знаете ли вы, о чем я буду говорить? — спросил Насреддин.

— Знает только половина из нас,— ответили ему.

— Пусть тогда знающие расскажут незнающим,— ответил Насреддин и с миром отпустил прихожан.

Если будет на то воля Аллаха

Насреддин говорит жене:

— Если завтра пойдет дождь, я не стану пахать, а принесу дров из лесу.

— Скажи: «Если будет на то воля Аллаха»,— посоветовала ему жена.

— При чем тут «если будет на то воля Аллаха» — или пахать буду, или за дровами поеду.

На следующий день, когда Насреддин вышел из дому, он повстречал нескольких верховых. Они спросили его об одном городском квартале, а он не ответил. Тогда они отлупили его как следует и погнали перед собой, чтобы он показал нужный квартал. Все это время шел проливной дождь, а Насреддин бежал без отдыха. Только вечером вернулся он домой, смертельно усталый, хотя и не пахал, и за дровами не поехал. Когда он постучался в дверь, жена спросила:

— Кто там?

— Открой, если будет на то воля Аллаха, это я, — проговорил Насреддин.

Осел — настоятель мечети

Привез на своем осле ходжа Насреддин на мельницу зерно, отнес мешок мельнику, а сам приступил к намазу. Тем временем осел забрался в амбар с пшеницей, наелся и отправился в рощу подремать.

После намаза Нсреддин обнаружил, что осел куда-то исчез.

— Кто знает, куда девался мой осел? — спросил он у дехкан, сидевших около мельницы. Один шутник воскликнул:

— Как, эфенди, разве вы не слышали, что ваш осел назначен настоятелем мечети? Сходите, сами убедитесь!

Оставив свою пшеницу на мельнице, Насреддин поспешил в мечеть. Видит: у мечети сидит новый настоятель, человек здоровенный, длинноухий, с темной кожей, заросший бородой, и совершает предмолитвенное омовение. Подойдя к нему, ходжа сказал:

— Ну, поздравляю тебя с имамством...

Настоятель вежливо ответил ему:

— Благодарю! Вы тоже нашего прихода?

— Он еще спрашивает, какого я прихода! Вот хитрец!..

Настоятель мечети удивился:

— Да что с вами? И кто вы такой, почему называете меня хитрецом?

Насреддин до того развеселился, что присел на корточки и принялся хлопать себя по коленям:

— Ну и ну! То, что ты стал настоятелем мечети, неплохо. Я доволен. Ладно! Но прошу тебя: сослужи мне последнюю службу, отвези с мельницы муку домой...

Не успел Насреддин досказать, как получил здоровенную оплеуху.

— Ай, спасибо тебе... — проговорил он, потирая щеку.— И это за то, что, когда люди кормили своих ослов ячменем, ты получал у меня белую кукурузную муку... Спасибо, спасибо...

Возвратился Насреддин на мельницу и видит: стоит его осел, понурив голову.

— Ага! — со злорадством проговорил ходжа, грузя на него мешки с мукой. — Опомнился! Стыдно стало!

Вы все правы

Когда Насреддин был кадием, к нему пришел человек и стал излагать свою жалобу. По его словам выходило, что он прав во всем. Закончив, он спросил Насреддина:

— Каково ваше мнение по этому делу?

— Право на вашей стороне, — отвечал Насреддин.

На следующий день пришел ответчик, стал излагать дело по-своему и обвинять истца в необоснованных претензиях, а потом спросил:

— А каково ваше мнение?

— Вы совершенно правы,— отвечал Насреддин.

Жена Насреддина всегда подслушивала под дверью. Она услышала оба разговора, пришла к мужу и говорит:

— Странные дела, дорогой муж. Как же это ты судишь? Хоть я и не кадий, но жена кадия и кое в чем разбираюсь. Как же так? Ты и истцу, и ответчику сказал, что они правы.

Насреддин отвечал спокойно:

— Правду говоришь, жена, ты тоже права

В чапане-то был я

— Что случилось, эфенди? Сегодня ночью у вас в доме был такой шум! — полюбопытствовал сосед.

— Да ничего особенного. Жена проходила мимо и зацепила мой чапан. Вот он и свалился.

— Ну разве от того, что падает чапан, бывает такой шум? — удивился сосед.

— Какой ты бестолковый! В чапане-то был я.

Щедрость Насреддина

Приходит к Насреддину сын и говорит:

- Я видел во сне, что Вы мне дали динар.

- Да, ты примерный сын, и я не стану отбирать у тебя динар, который дал тебе во сне.

Чтение Корана

В одну из ночей Рамазана приятель Насреддина пригласил его в гости. Перед тем как приступить к чтению Корана, хозяин дома велел слуге:

— Принеси смоквы, не мешало бы поесть.

Но слуга не обратил на это внимания. Насреддин начал читать Коран и произнес: «Клянусь маслиной и горой Синаем», но тут его перебил хозяин дома:

— Но ведь ты пропустил слова «клянусь смоковницей».

— Я полагаю, — отвечал Насреддин, — что в этом доме вообще забыли, что такое смоковница.

Кому не следует давать в долг

Насреддин продавал на улице гранаты. Подошла покупательница, Насреддин заломил высокую цену, она стала, торговаться, а он — расхваливать свои гранаты.

— У меня нет при себе денег, — говорит женщина — Я тебе отдам потом.

— Это не помеха, — отвечает Насреддин, — попробуй вот кусок граната. Понравится — забирай, а деньги потом отдашь.

— Я не могу попробовать, — говорит женщина. — Два года назад я пропустила пост, поэтому сегодня пощусь.

— Ну, если ты долг Богу возвращаешь только через два года,— сказал Насреддин, — то людям возвратишь еще позже. Не следует давать тебе в долг.

Число пророков

Ходжа Насреддин пришел в гости к одному щедрому богачу. Тот захотел сделать приятное для ходжи и спрашивает:

— Чего бы ты от меня хотел?

— Дай мне сто двадцать тысяч динаров, по числу пророков, — попросил Насреддин.

— Согласен, — отвечал богач, — ты называй пророков, а я буду платить динар за каждое имя.

И Насреддин начал перечислять пророков, начиная от Адама, но больше двадцати пяти назвать не смог. Богач дал за них двадцать пять динаров. Как ни пытался Насреддин вспомнить другие имена, ничего у него не вышло, и тогда он сказал:

— Фараон, Немрод, Шаддад...

— Но они ведь не пророки... — пытался возразить богач, но Насреддин перебил его:

— Странный ты человек! Они притязали на божеские почести, а ты даже за пророков их не считаешь!

Богач дал Насреддину еще три динара и решил не связываться с ним.

Так далеко я не заглядываю

Однажды ходжа Насреддин перестраивал дом. После всех работ во дворе, перед домом, осталась куча земли.

— Куда ты денешь эту землю? — спросили его соседи.

— Ничего нет проще,— ответил Насреддин. — Я выкопаю яму и всю землю брошу туда.

— А куда ты денешь землю из новой ямы?

— Ну, это когда еще будет. Так далеко я не заглядываю, — сказал Насреддин.

26.02.2008

Материал опубликован в Российском журнале исламской доктрины «Минарет» № 4 (7) 2005

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/1740/">ISLAMRF.RU: «Многоликий Насреддин»</a>