RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

К 130-летию со дня рождения муфтия Габдуррахмана Расули

10.10.2011 15:29

С эпохой муфтия Габдуррахмана Расули (1881–1950) связаны, пожалуй, самые черные дни в истории российских мусульман, когда миллионы из них погибли в сталинских и гитлеровских тюрьмах и концлагерях, пали на фронтах Отечественной войны. Две страшные даты нашей истории — 1937?й и 1941?й — пришлись на время его руководства российской уммой. В эти годы были уничтожены медресе и мектебы, закрыты мечети, началась первая волна закрытия татарских школ в городах.

 

Миллионы российских мусульман погибли в эти страшные годы, но оставшимся в живых нужно было работать и сражаться, растить детей и сохранять свет истинной веры. И в эти судьбоносные дни Г.?Расули стал умелым кормчим, возглавившим корабль уммы. Он пережил всю эпоху штормов, начиная от дней российской революции 1905 г. до определения роли Ислама в советском истеблишменте 1940?х гг.

 

Габдуррахман родился в семье шейха Зайнуллы Расули, которого называли «духовным королем татар». Он получил образование в медресе своего отца «Расулия» в Троицке, в 1899 г. совершил хадж, стал шейхом братства Накшбандийа, затем продолжил образование в каирском университете аль-Азхар. В 1903 г. Габдуррахман вернулся в Троицк, где в «Расулие» начал преподавание арабского языка и нового тогда предмета «история Ислама». В это же время Зайнулла-ишан передал руководство медресе сыну. Габдуррахман окончательно перестроил медресе на джадидский лад и ввел преподавание истории, географии, физики, химии, зоологии и другх научных дисциплин. Здесь, как и в оренбургской «Хусаиние», готовилась элита для миллета (общины) Оренбургского магометанского духовного собрания, объединявшего татар, башкир и казахов. Преподавание велось на татарском, изучались татарская история и литература. При медресе была открыта первая в Троицке типография, где печаталась, в частности, первая казахская газета «Айкап» (Заря). Не случайно во многом по инициативе Расулевых казахские приходы вошли в 1917 г. в состав ЦДУМ.

 

В пятом приходе Троицка была создана целостная мусульманская инфраструктура, включавшая медресе «Расулия», суфийскую ханаку. По инициативе Габдуррахмана здесь были созданы типография, татарская библиотека, аптека, книжный магазин, открыт фонд помощи сиротам. Не случайно современники назвали этот район «Мигмария» (обустроенный). Здесь была создана классическая городская махалля, которая должна была стать моделью для общин Уральского региона и Казахстана.

 

17 января 1905 гг.?Расули был утвержден в должности 2?го муллы V соборной мечети г. Троицка в званиях имама и мугаллима. В 1908 г. он вновь совершил хадж. Габдуррахман быстро вышел на всероссийскую политическую арену, когда в 1906 г. он стал членом религиозной комиссии III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. После смерти отца в феврале 1917 г. Габдуррахман возглавил приход при V мечети Троицка.

 

В июне 1917 г. Габдуррахман-хазрат вместе с муфтием, казыями и видными религиозными лидерами ЦДУМ подписал фетву, признающую расходы на мектебы, медресе и другие просветительные и научные цели равной садака и богоугодным делам. Как минимум с этого момента мы можем считать его лидером мусульман Троицка. В годы революций 1917 г. и гражданской войны он был не столь внешне активен. В это время советский режим преобразовывает «Расулию» в татаро-башкирский педтехникум, здания других образовательных и культурно-просветительных учреждений города конфискуются властями.

 

В годы нэпа наступает краткая передышка. В 1923 г. Габдуррахман-хазрат был избран мухтасибом огромной Уральской области. На II и III Всероссийских съездах улемов и мутаваллиев 1923 и 1926 гг. Расули был избран членом Совета улемов. Он был сторонником единства с Башкирским духовным управлением и выступил с этой инициативой на съезде 1926 г. Но ЦДУМ и БДУ не были готовы к диалогу.

 

24 октября 1926 г. на заседании Совета улемов был рекомендован к изданию сборник «О правилах Шариата» под авторством Г.?Расули, Г.?Гомери и Х.?Махмудова. 27 октября Расули председательствовал на заседании III съезда, где дается отчет о поездке делегации ЦДУМ на Мекканский конгресс 1926 г. От имени Г.?Расули была послана приветственная телеграмма на имя короля Абдель-Азиза.

 

В 1936 г. после смерти муфтия ЦДУМ Ризы Фахретдина не было дано разрешение на проведение съезда, чего требовал Устав ЦДУМ.?Выбор на место руководителя стоял между заместителем председателя ЦДУМ?К.?Тарджемани и Г.?Расули. Уязвимость позиции Тарджемани заключалась в его избрании казыем еще в 1917 г. и близостью к муфтиям Баруди и Фахретдину. В итоге муфтием стал Г.?Расули. Одновременно было инспирировано «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому были арестованы сотни человек. Многие из них не вышли живыми из застенков.

 

Деятельность ЦДУМ была почти парализована, БДУ было ликвидировано. Из 14?825 общин ЦДУМ в 1927?м к 1941 г. оставалось около ста. В родном для Расули Троицке были закрыты все семь мечетей. В этих условиях муфтий сосредоточился на выдаче имамам шахадет-наме (свидетельств), т.?е. сохранении и обновлении кадров духовенства. Расули выдал 917 свидетельств, не связывая их получение с открытием приходов. Как и в дни массового разрушения мечетей в XVII — первой половине XVIII вв., религию сохраняли «неофициальные имамы». В городах общины прятались по частным домам, молились на кладбищах. При этом только в праздновании Ураза-байрама 1948 г. в Казани участвовало более 23?000 молящихся, собравшихся в единственной зарегистрированной мечети «Марджани» (хотя мечеть вмещала не более тысячи верующих) и еще в пяти местах.

 

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны началась борьба за лояльность мусульман. В легионе «Идель-Урал» и других мусульманских воинских формированиях, созданных фашистами, появились муллы. В Крыму и на Кавказе началось массовое открытие мечетей. Гитлеровская пропаганда весьма умело использовала факты репрессий против духовенства и верующих. Массовое антисоветское восстание в горах Кавказа должно было открыть фашистам дорогу к бакинской нефти, без которой советская армия просто не могла бы вести военные действия. Но гитлеровцы просчитались… Большинство мусульман встало на защиту своей Родины.

 

Поэтому в мае 1942 г., в дни, когда провалились наступательные операции советской армии и началось нацистское наступление на Кавказ, газета «Труд» опубликовала обращение под подписью муфтия ЦДУМ?Г.?Расули, оказавшегося единственным мусульманским деятелем, авторитетным в масштабе всего СССР.?Оно было принято на состоявшемся 15–17 мая 1942 г. съезде имамов. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» говорилось: «Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186)… Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников».

 

Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось властями в местах компактного проживания мусульман. 3 марта 1943 г. в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г.?Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50?000 рублей на это дело. В ответ Сталин направил телеграмму муфтию с просьбой передать благодарность всем, кто участвовал в сборе средств. В 1944 г. политуправление Закавказского фронта в своих газетах, издающихся в Иране, опубликовало статью Г.?Расули «Участие мусульманского духовенства в борьбе народов СССР против гитлеровской Германии».

 

С созданием в 1943 г. отдельных ДУМ на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии ЦДУМ утратило свои центральные функции. Территория Казахстана перешла в ведение Среднеазиатского Духовного управления мусульман. Более того, Ташкент сменил Уфу в качестве основного центра советских мусульман. Поэтому в 1948 г. ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (ДУМЕС).

 

Г.?Расули пытался сохранить традиции мусульманской учености, хотя его ходатайство об открытии богословских курсов не было удовлетворено. Он ежегодно публиковал мусульманские лунные календари, в 1945 г. издал свое религиозное пособие «Ислам дине» («Религия Ислама»). В 1945 и 1947 гг. Расули совершил хадж. В 1947 г. биография муфтия была включена в издание американского справочника Who Is Who In Religion («Кто есть кто в мире религии»).

 

Расули был последним советским муфтием, который мог позволить себе определенную самостоятельность от властей. В памяти мусульман он навеки останется как лидер, сохранивший корабль мусульманской уммы России в самые страшные годы мировой войны и тоталитарного террора…

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, профессор

 

источник: Газета «Ислам Минбаре»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/18279/">ISLAMRF.RU: К 130-летию со дня рождения муфтия Габдуррахмана Расули</a>